Скептицизм

Большинство революционеров и радикальных реформаторов претендовало на роль теоретиков. Консерватизм ставит под сомнение не столько науку о политике, сколько абстрактную политическую теорию. Наука о политике как организованная форма исследований возникла лишь в XX в., да и то в незначительном числе стран. Тогда как абстрактная политическая теория существует издавна.

Исходным пунктом такой теории обычно являются утверждения о целях (типа прав человека или высших политических ценностей). После формулирования целей наступает период предложений по их реализации и отбора надлежащих средств. В большинстве случаев такие предложения несвободны от элементов утопии. Утопия — это концепция общества, в котором полностью реализованы поставленные цели.

Например, либеральная система прав человека может пониматься двояко:

• как комплекс обязанностей, которые должно соблюдать государство;

• как идеал, к которому должно стремиться государство. Если государство не выполняет поставленных перед ним

обязанностей, его политическая система должна быть свергнута в результате революции. Если права человека понимаются как идеал, то необходимо оказывать постоянное давле-


ние на государственный аппарат для того, чтобы он осуществлял реформы, позволяющие двигаться в определенном направлении.

Оба способа понимания политических целей содержат элементы неопределенности. Прежде всего потому, что главные политические ценности, которые содержатся в системе прав человека, не удовлетворяют критериям строгой дефиниции. Тем самым они становятся предметом постоянного сомнения. Например, свобода может пониматься как главная политическая ценность, к которой должно стремиться государство. Но как поступать в том случае, если разновидности свободы вступают в конфликт? Должна ли свобода мнений включать свободу лжи и клеветы, свободу призывов к ниспровержению существующего политического режима и нарушению социального порядка? Справедливость тоже может пониматься по-разному: как равенство людей и как система распределения благ в соответствии с потребностями или заслугами конкретных индивидов.

Короче говоря, всегда существует множество политических целей, противоречащих друг другу и не поддающихся строгой дефиниции. Каждая из таких целей становится основанием деятельности различных движений и политических партий. Либералы считают свободу главной ценностью. Для социалистов такой ценностью выступает равенство. Консерваторы поднимают на щит безопасность. Но даже понимание безопасности никогда не свободно от легитимизации деятельности отдельных звеньев государственного аппарата.

Если безопасность понимается как соблюдение публичного порядка, для полицейских агентств предоставляется неограниченная свобода действий. Если безопасность понимается как защита от внешних врагов, карт-бланш получают военные. Если безопасность понимается как экономическое благосостояние общества и его отдельных членов, легитимируется деятельность предпринимателей. В зависимости от акцента на то или иное понимание безопасности увеличивается свобода профессиональных групп, цели которых всегда заключались


в ограничении свободы. Любая цель может выродиться в собственную противоположность.

Отсюда вытекает следующее: если существует множество политических ценностей, ни одна из них не может считаться абсолютной и достигаться за счет всех остальных.

Множество ценностей ведет к множеству политических целей, каждая из которых может быть подвергнута сомнению. С этим фактом связан кардинальный вопрос социальных и политических преобразований: если изменения осуществляются для достижения определенной цели, то в какой степени они становятся преградой для достижения всех остальных? На этот вопрос не удалось ответить ни одному революционеру и реформатору. В этом смысле опыт революций способствовал укреплению консерватизма.

Однако консерваторы никогда не ставили под сомнение интеллектуальную правомочность науки и политики. В отличие от абстрактной политической теории наука о политике не интересуется целями как таковыми. И тем более они не считаются аксиомами. Наука о политике занимается анализом способов действительной деятельности политических институтов. Они воздействуют на общество в целом и не свободны от его влияния. Наука о политике учитывает разнородность и сложность таких взаимодействий. Эта наука отличается осторожностью и рассудительностью. И не стремится свергнуть существующий порядок вещей.

А в рамках данного порядка всегда можно найти эмпирическое подтверждение для консервативной позиции. Оно не сводится к революционным катастрофам типа коллективизации крестьянства при Сталине. Например, в 1920-е гг. в США и в 1980-е гг. в СССР правительства попытались ликвидировать пьянство путем введения сухого закона. Как известно, эти попытки способствовали развитию и усилению организованной преступности. Под таким углом зрения может рассматриваться законодательная, исполнительная и судебная деятельность всех государств. Каждая из них порождает комплекс непредвиденных и отрицательных послед-


ствий. Значит, политический скептицизм был и останется оправданным.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: