Итак, мы видим, что различные проявления спортивной деятельности на всех без исключения ее уровнях (от первоначального обучения до высшего спортивного мастерства) весьма существенным образом обусловливаются особенностями темперамента. Темперамент, таким образом, является реальностью, с которой в спорте нельзя не считаться. Он определяет как качественное своеобразие деятельности спортсменов, так и уровень их достижений в условиях особо ответственных соревнований.
Это положение имеет большое значение для широкого круга практических работников в области физической культуры и спорта (учителей, преподавателей, тренеров, руководителей спортивного движения) и специалистов— психологов, занимающихся изучением данной проблемы.
Современный спорт развивается стремительными темпами, и это развитие имеет прогрессирующий характер. Учителя будущих и тренеры сегодняшних кандидатов в чемпионы, очевидно, чувствуют, что дальнейшее повышение роста спортивных результатов их воспитанников не может идти только за счет еще большего увеличения объема и интенсивности тренировочных нагрузок, дальнейшего совершенствования системы организации учебно-тренировочного процесса и подготовки к соревнованиям. Необходимо полнее использовать скрытые резервы, заложенные в самой личности спортсмена.
|
|
Один из путей использования этого резерва — познание человека, более глубокое исследование его индивидуальности. Тренер-педагог обязан досконально изучить особенности своего питомца, построить его тренировку и подготовку к соревнованиям с учетом этих знаний таким образом, чтобы его способности смогли раскрыться всесторонне и широко.
Индивидуальный подход к подготовке спортсмена, основанный на знании особенностей его психики, заслуживает самого пристального внимания, так как именно он содержит еще не использованные резервы повышения эффективности обучения и тренировки в спорте.
Задача специалистов-психологов, работающих в этой области, заключается в том, чтобы наряду с аналитической характеристикой отдельных свойств темперамента стремиться к интегральным характеристикам индивидуальности спортсменов на основе последних достижений в области физиологии и психологии. Нужно постоянно изучать компенсаторные механизмы, заложенные в самом темпераменте, благодаря которым при разнообразных условиях и требованиях деятельности, спортсмен добивается высоких результатов. Следовательно, использование знаний о темпераменте для повышения эффективности спортивной деятельности— дело и тренеров, и ученых.
ЛИТЕРАТУРА
1. Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания. Л., изд. ЛГУ,1969.
|
|
2. Бирюкова 3. И. Высшая нервная деятельность спортсменов. М., ФИС, 1961.
3. В я т к и н Б. А. Влияние ситуации напряжения на некоторые двигательные качества школьников в зависимости от типологических различий по силе процесса возбуждения. «Вопросы психологии», 1964, № 4,
4. В я т к и н Б. А. Диагностика и регулирование психического состояния спортсмена в соревновании. Пермь, 1974.
5. В я тки н Б. А. Обучая, помнить о типе нервной системы ученика. «Физическая культура в школе», 1965, № 1.
6. В я т к и н Б. А., Егоров И. В. Типологические различия в динамике формирования двигательных навыков при различных мотивах деятельности. «Теория и практика физической культуры», 1968, № 7.
7. Горожанин В. Психология спринтера. «Легкая атлетика», 1970, № 9.
8. Гужаловский А. А. Особенности высшей нервной деятельности юных пловцов. «Теория и практика физической культуры», 1968, № 7.
9. Гуревич К. М. Профессиональная пригодность и основные свойства нервной системы. М., «Наука», 1970.
10. Е г у п о в Л. Ф. Реактивность нервной системы как фактор волевой активности и физической работоспособности. «Теория и практика физической культуры», 1967, № 3.
11. Е г у п о в Л. Ф. Сила нервной системы, способности и воля спортсмена. «Теория и практика физической культуры», 1965, № 5.
12. Климов Е. А. Индивидуальный стиль деятельности. Казань, 1969.
13. Левитов Н. Д. О психических состояниях человека. М., «Просвещение», 1964.
14. Л о м о в Б. Ф. Состояние и перспективы развития психологии в СССР в свете решений XXIV съезда КПСС. «Вопросы психологии», 1971, № 5.
15. Маркелов В. В. Значение типологических различий для индивидуализации обучения. «Физическая культура в школе», 1970, № 5.
16. Материалы I Всесоюзного симпозиума «Психический стресс в спорте». Пермь, 1973.
17. Материалы II Всесоюзного симпозиума «Психический стресс 8 спорте». Пермь, 1975.
18. Мерлин В. С, М а с т в и л и с к е р Э. И. Некоторые методики исследования силы возбудительного процесса. «Вопросы психологии», 1971, № 6.
19. Мерлин В. С. Очерк теории темперамента. М., «Просвещение», 1964.
20. Мерлин В. С. Очерк теории темперамента. Изд. 2-е, Пермь, 1973.
21. Н е б ы л и ц ы н В. Д. Основные свойства нервной системы че ловека. М., «Просвещение», 1966.
22. Общая психология. Изд. 2-е, под ред. А. В. Петровского. М., «Просвещение», 1976.
23. Психологическая подготовка спортсмена. М., ФиС, 1965.
24. Психологические вопросы тренированности и готовности спортсменов к соревнованию. М., ФиС, 1969.
25. Психологические вопросы Физического воспитания в школе. М, ФиС, 1966.
26. Психофизиологические основы физического воспитания и спорта, под ред. Е. П. Ильина. Л., 1972.
27. П у н и А. Ц. Волевая подготовка в спорте. М., ФиС, 1969.
28. П у н и А. Ц. Очерки психологии спорта. М., ФиС, 1959.
29. Родионов А. В. Психология спортивных способностей. М., ФиС, 1973.
30. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. Изд. 2-е, М., 1946.
31. С е л ь е Г. Очерки об адаптационном синдроме. М., 1960.
32. Суворова В. В. Психофизиология стресса. М., «Педагогика», 1975.
33. Темперамент и спорт. Вып. I, под ред. Б. А. Вяткина. Пермь, 1972.
34. Темперамент и спорт. Вып. II, под ред. Б. А. Вяткина. Пермь, 1974.
35. Темперамент и спорт. Вып. Ill, под ред. Б. А. Вяткина. Пермь, 1976.
36. Теплов Б. М. Проблемы индивидуальных различий. М., Изд. АПН РСФСР, 1961.
37. Черникова О. А. Эмоции в спорте. М., ФиС, 1961.
38. Я к у б ч и к Б. И. Некоторые индивидуальные различия в деятельности спортсмена-акробата и учет их в процессе учебно-тренировочных занятий. «Вопросы психологии», 1964, № 5.
39. Strelau, San. Temperament i typ ukladu nerwowego. Wydannie II. Warszawa, 1974.
ОГЛАВЛЕНИЕ
Предисловие
Глава I.
Темперамент и его свойства
Общая характеристика темперамента
Типология темпераментов
Глава II.
Темперамент и способности к спортивной деятельности
Общая характеристика способностей
|
|
Свойства темперамента как способности к спортивной деятельности
Глава III.
Темперамент и динамика спортивной деятельности
Темперамент и приспособление к требованиям деятельности в спорте
Темперамент и динамика спортивной деятельности в различных условиях
Темперамент и обучение движениям
Глава IV.
Темперамент и мотивация деятельности в спорте
Общая характеристика мотивации в спортивной деятельности
Взаимное влияние мотивации и темперамента на деятельность в спорте
Глава V.
Темперамент и соревновательный стресс
Психологические факторы соревновательного стресса и их связь с темпераментом
Роль темперамента во влиянии стресса на различные проявления спортивной деятельности
Роль темперамента во влиянии стресса на эффективность деятельности
Управление стрессом в соревнованиях и темперамент
Глава VI.
Приспособление темперамента к требованиям деятельности в спорте
Отбор
Создание положительного отношения к спортивной деятельности
Тренировка
Индивидуальный подход
Индивидуальный стиль деятельности
Глава VII
Методы исследования свойств нервной системы и темперамента
Исследование свойств нервной системы
Исследование свойств темперамента
Заключение
Литература
Бронислав Александрович Вяткин
РОЛЬ ТЕМПЕРАМЕНТА
В СПОРТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Заведующая редакцией Л. И, Кулешова Редактор В. Л. Тульпо Художник Г. Г. Крутинский Художественный редактор Е. С. Пермяков Технический редактор 7\ Ф. Евсенина Корректор В, К. Янковская
А 00813. Сдано в производство 26/V1I1 1977 г. Подписано к печати 17/1 1978 г. Бумага тип. № 2. Формат 70X100V32. Печ. л. 4,25. Усл. п. л. 5,53. Уч.-изд. л. 6,02. Тираж 40 000 экз. Издат. № 5815. Цена 30 коп. Зак. 684.
Ордена «Знак Почета» издательство «Физкультура и спорт» Государственного комитета Совета Министров СССР' по делам издательств, полиграфии и книжной торговли. 103006. Москва К-6, Каляевская ул., 27. Ярославский полиграфкомбинат Союзполиграфпрома при Государственном комитете Совета Министров СССР по делам издательств, полиграфии и книжной торговли. 150014, Ярославль, ул. Свободы, 97,
|
|