Заключение. Итак, мы видим, что различные проявления спортивной деятельности на всех без исключения ее уровнях (от первоначального обучения до высшего спортивного

Итак, мы видим, что различные проявления спортивной деятельности на всех без исключения ее уровнях (от первоначального обучения до высшего спортивного мастерства) весьма существенным образом обусловливаются особенностями темперамента. Темперамент, таким образом, является реальностью, с которой в спорте нельзя не считаться. Он определяет как качественное своеобразие деятельности спортсменов, так и уровень их достижений в условиях особо ответственных соревнований.

Это положение имеет большое значение для широкого круга практических работников в области физической культуры и спорта (учителей, преподавателей, тренеров, руководителей спортивного движения) и специалистов— психологов, занимающихся изучением данной проблемы.

Современный спорт развивается стремительными темпами, и это развитие имеет прогрессирующий характер. Учителя будущих и тренеры сегодняшних кандидатов в чемпионы, очевидно, чувствуют, что дальнейшее повышение роста спортивных результатов их воспитанников не может идти только за счет еще большего увеличения объема и интенсивности тренировочных нагрузок, дальнейшего совершенствования системы организации учебно-тренировочного процесса и подготовки к соревнованиям. Необходимо полнее использовать скрытые резервы, заложенные в самой личности спортсмена.

Один из путей использования этого резерва — познание человека, более глубокое исследование его индивидуальности. Тренер-педагог обязан досконально изучить особенности своего питомца, построить его тренировку и подготовку к соревнованиям с учетом этих знаний таким образом, чтобы его способности смогли раскрыться всесторонне и широко.

Индивидуальный подход к подготовке спортсмена, основанный на знании особенностей его психики, заслуживает самого пристального внимания, так как именно он содержит еще не использованные резервы повышения эффективности обучения и тренировки в спорте.

Задача специалистов-психологов, работающих в этой области, заключается в том, чтобы наряду с аналитической характеристикой отдельных свойств темперамента стремиться к интегральным характеристикам индивидуальности спортсменов на основе последних достижений в области физиологии и психологии. Нужно постоянно изучать компенсаторные механизмы, заложенные в самом темпераменте, благодаря которым при разнообразных условиях и требованиях деятельности, спортсмен добивается высоких результатов. Следовательно, использование знаний о темпераменте для повышения эффективности спортивной деятельности— дело и тренеров, и ученых.

ЛИТЕРАТУРА

1. Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания. Л., изд. ЛГУ,1969.

2. Бирюкова 3. И. Высшая нервная деятельность спортсменов. М., ФИС, 1961.

3. В я т к и н Б. А. Влияние ситуации напряжения на некоторые двигательные качества школьников в зависимости от типологических различий по силе процесса возбуждения. «Вопросы психологии», 1964, № 4,

4. В я т к и н Б. А. Диагностика и регулирование психического состояния спортсмена в соревновании. Пермь, 1974.

5. В я тки н Б. А. Обучая, помнить о типе нервной системы ученика. «Физическая культура в школе», 1965, № 1.

6. В я т к и н Б. А., Егоров И. В. Типологические различия в динамике формирования двигательных навыков при различных мотивах деятельности. «Теория и практика физической культуры», 1968, № 7.

7. Горожанин В. Психология спринтера. «Легкая атлетика», 1970, № 9.

8. Гужаловский А. А. Особенности высшей нервной деятельности юных пловцов. «Теория и практика физической культуры», 1968, № 7.

9. Гуревич К. М. Профессиональная пригодность и основные свойства нервной системы. М., «Наука», 1970.

10. Е г у п о в Л. Ф. Реактивность нервной системы как фактор волевой активности и физической работоспособности. «Теория и практика физической культуры», 1967, № 3.

11. Е г у п о в Л. Ф. Сила нервной системы, способности и воля спортсмена. «Теория и практика физической культуры», 1965, 5.

12. Климов Е. А. Индивидуальный стиль деятельности. Казань, 1969.

13. Левитов Н. Д. О психических состояниях человека. М., «Просвещение», 1964.

14. Л о м о в Б. Ф. Состояние и перспективы развития психологии в СССР в свете решений XXIV съезда КПСС. «Вопросы психологии», 1971, № 5.

15. Маркелов В. В. Значение типологических различий для индивидуализации обучения. «Физическая культура в школе», 1970, 5.

16. Материалы I Всесоюзного симпозиума «Психический стресс в спорте». Пермь, 1973.

17. Материалы II Всесоюзного симпозиума «Психический стресс 8 спорте». Пермь, 1975.

18. Мерлин В. С, М а с т в и л и с к е р Э. И. Некоторые методики исследования силы возбудительного процесса. «Вопросы психологии», 1971, № 6.

19. Мерлин В. С. Очерк теории темперамента. М., «Просвещение», 1964.

20. Мерлин В. С. Очерк теории темперамента. Изд. 2-е, Пермь, 1973.

21. Н е б ы л и ц ы н В. Д. Основные свойства нервной системы че ловека. М., «Просвещение», 1966.

22. Общая психология. Изд. 2-е, под ред. А. В. Петровского. М., «Просвещение», 1976.

23. Психологическая подготовка спортсмена. М., ФиС, 1965.

24. Психологические вопросы тренированности и готовности спортсменов к соревнованию. М., ФиС, 1969.

25. Психологические вопросы Физического воспитания в школе. М, ФиС, 1966.

26. Психофизиологические основы физического воспитания и спорта, под ред. Е. П. Ильина. Л., 1972.

27. П у н и А. Ц. Волевая подготовка в спорте. М., ФиС, 1969.

28. П у н и А. Ц. Очерки психологии спорта. М., ФиС, 1959.

29. Родионов А. В. Психология спортивных способностей. М., ФиС, 1973.

30. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. Изд. 2-е, М., 1946.

31. С е л ь е Г. Очерки об адаптационном синдроме. М., 1960.

32. Суворова В. В. Психофизиология стресса. М., «Педагогика», 1975.

33. Темперамент и спорт. Вып. I, под ред. Б. А. Вяткина. Пермь, 1972.

34. Темперамент и спорт. Вып. II, под ред. Б. А. Вяткина. Пермь, 1974.

35. Темперамент и спорт. Вып. Ill, под ред. Б. А. Вяткина. Пермь, 1976.

36. Теплов Б. М. Проблемы индивидуальных различий. М., Изд. АПН РСФСР, 1961.

37. Черникова О. А. Эмоции в спорте. М., ФиС, 1961.

38. Я к у б ч и к Б. И. Некоторые индивидуальные различия в деятельности спортсмена-акробата и учет их в процессе учебно-тренировочных занятий. «Вопросы психологии», 1964, № 5.

39. Strelau, San. Temperament i typ ukladu nerwowego. Wydannie II. Warszawa, 1974.

ОГЛАВЛЕНИЕ

Предисловие

Глава I.

Темперамент и его свойства

Общая характеристика темперамента

Типология темпераментов

Глава II.

Темперамент и способности к спортивной деятельности

Общая характеристика способностей

Свойства темперамента как способности к спортивной деятельности

Глава III.

Темперамент и динамика спортивной деятельности

Темперамент и приспособление к требованиям деятельности в спорте

Темперамент и динамика спортивной деятельности в различных условиях

Темперамент и обучение движениям

Глава IV.

Темперамент и мотивация деятельности в спорте

Общая характеристика мотивации в спортивной деятельности

Взаимное влияние мотивации и темперамента на деятельность в спорте

Глава V.

Темперамент и соревновательный стресс

Психологические факторы соревновательного стресса и их связь с темпераментом

Роль темперамента во влиянии стресса на различные проявления спортивной деятельности

Роль темперамента во влиянии стресса на эффективность деятельности

Управление стрессом в соревнованиях и темперамент

Глава VI.

Приспособление темперамента к требованиям деятельности в спорте

Отбор

Создание положительного отношения к спортивной деятельности

Тренировка

Индивидуальный подход

Индивидуальный стиль деятельности

Глава VII

Методы исследования свойств нервной системы и темперамента

Исследование свойств нервной системы

Исследование свойств темперамента

Заключение

Литература

Бронислав Александрович Вяткин

РОЛЬ ТЕМПЕРАМЕНТА

В СПОРТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Заведующая редакцией Л. И, Кулешова Редактор В. Л. Тульпо Художник Г. Г. Крутинский Художественный редактор Е. С. Пермяков Технический редактор 7\ Ф. Евсенина Корректор В, К. Янковская

А 00813. Сдано в производство 26/V1I1 1977 г. Подписано к печати 17/1 1978 г. Бумага тип. № 2. Формат 70X100V32. Печ. л. 4,25. Усл. п. л. 5,53. Уч.-изд. л. 6,02. Тираж 40 000 экз. Издат. № 5815. Цена 30 коп. Зак. 684.

Ордена «Знак Почета» издательство «Физкультура и спорт» Государственного комитета Совета Министров СССР' по делам издательств, полиграфии и книжной торговли. 103006. Москва К-6, Каляевская ул., 27. Ярославский полиграфкомбинат Союзполиграфпрома при Государственном комитете Совета Министров СССР по делам издательств, полиграфии и книжной торговли. 150014, Ярославль, ул. Свободы, 97,


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: