Обобщение обретенного в ходе интерактивной лекции опыта осуществляется, как индивидуально, так и в рамках нескольких пленарных заседаний группы. Используя ранее полученные и зафиксированные на лекционных плакатах результаты, студенты оценивают их с позиций использования, как для целей саморазвития, так и для разрешения реальных проблем их жизнедеятельности (см. ранее разработанные таблицы описания типов; типологию рабочего дня, Z-модель принятия решений).
В результате обобщения результатов практики, посвященной определению личностных особенностей и эмоциональных состояний участников конфликта, сначала в малых группах, а затем всей группой в целом разрабатывается конкретная инструкция «Пять шагов к разрешению конфликта»,которая включает следующие рекомендации:
1. определить, какие проблемы оказались в центре конфликта;
2. вписать их в типологическую структур, маркируя символами типа;
3. исследовать наиболее вероятную причину конфликта в терминах типологии;
|
|
4. идентифицировать свою позицию с тоски зрения противоположной стороны;
5. найти согласие или компромисс, ведущие конфликт в направлении разрешения.
Далее студентам предлагается выработать самостоятельно рекомендации преодоления конфликта для каждого типа, а затем наложить их на общественно выработанные. В итоге каждый получает в обобщенном виде «Краткие рекомендации по разрешению конфликтов» в контексте принципов типологии (см. Рис. 3.6.8).
После этого студенты заполняют собственный дневник обучения. А именно:
1. фиксируют основные обучающие моменты в процессе освоения принципов типологии, которые имели для них значение в контексте их индивидуальной когнитивно-смысловой структуры;
2. формулируют, где в их собственной учебной или трудовой деятельности конкретно может быть использован обретенный в рамках интерактивных лекций опыт в области типологии;
3. анализируют, что они узнали о себе, о своих внутренних ресурсах, качествах и способностях благодаря полученной информации по типологии;
4. обобщают и формулируют свои мысли относительно актуальности использования принципов типологии для развития их индивидуальной когнитивно-смысловой структуры, что позволяет развивать экзистенциально значимую способность к обобщению;
5. выражают в вербальной форме свои чувства относительно обретенной компетентности, что позволяет понять истинные смысловые ориентиры;
6. составляют план своих действий, что помогает осуществить перенос полученных знаний о типологии в условия повседневности.
Для ориентировки в заполнении разделов дневника обучения в качестве общественно выработанной когнитивно-смысловой структуры может служить перечень способов оптимизации выбора стратегий межличностного взаимодействия, планирования и принятия решений на основе типологии, приведенный выше в разделе, посвященном выбору.
|
|
В заключении студенты вновь собираются на пленарное заседание, в рамках которого формируются заключительные выводы о значимости обретенной компетентности для развития способности к синергетическому взаимодействию в контексте принципов типологии. Намечается пути совершенствования обретенных навыков в реальных условиях, формируется программа конкретных действий, которая позволяет усовершенствовать ранее разработанную индивидуальную программу.
Рисунок 3.6.8 Рекомендации по разрешению конфликта