Психологический механизм эскалации:
- сужение когнитивной сферы в поведении и деятельности – в ходе эскалации происходит переход к более примитивным формам отражения. По мере обострения конфликта происходит регрессия сознательной сферы психики. Данный процесс носит лавинообразный характер, основывающийся на бессознательном и подсознательном уровнях психической деятельности. Он развивается не хаотически, а поэтапно, и воспроизводит онтогенез психики, но в противоположную сторону (К. Спилман).
Два первых этапа (10-14 лет) отражают развитие предконфликтной ситуации. Вырастает значимость собственных желаний и аргументов. Возникает страх, что проблему решить будет невозможно. Растет психическая напряженность.Аргументы, исходящие от противоположной стороны, воспринимаются как сигнал к эскалации.
Третий этап (8-10 лет) – начало эскалации: оба участника путем нажима и твердостью пытаются изменить позицию оппонента, добровольно никто не способен уступить (упрощенный, эмоциональный подход).
|
|
На четвертом этапе функционирование психики регрессирует до уровня, соответствующего возрасту 6-8 лет. У человека еще присутствует образ «другого», но он больше не считается с чувствами и мыслями. В эмоциональной сфере доминирует черно-белый подход.
На пятом этапе эскалации наблюдается абсолютизация негативной оценки оппонента и позитивной – себя. В ход идут «священные ценности, моральные обязательства. Оппонент окончательно воспринимается как враг, обесценивается до состояния «вещи» и лишается человеческих черт.
Описанная регрессия не является обязательной для каждого человека. Очень многое зависит от воспитания, усвоения моральных норм.
- вытеснение адекватного восприятия другого образом врага, что проявляется в следующем: недоверие (все, что исходит от врага, -либо плохо, либо, если это разумно, преследует нечестные цели); возложение вины на врага (виноват во всем); негативное ожидание (все, что делает враг, делает с целью – нанести вред); отождествление со злом (враг – противоположное тому, что я есть); представление «нулевой суммы» (все, что выгодно врагу, вредит нам и наоборот); деиндивидуализация (все, кто принадлежит к данной группе автоматически становится врагом); отказ в сочувствии (никакая информация не может пробудить в нас гуманные чувства). Закреплению образа врага способствуют: возрастание негативных эмоций, ожидание деструктивных действий с другой стороны; негативные стереотипы и установки; значимость объекта конфликта для личности (группы); длительность конфликта.
-рост эмоционального напряжения возникает как реакция на рост угрозы возможного ущерба; снижение управляемости противоположной стороны; невозможность реализовать свои интересы в желаемом объеме и в короткое время; сопротивление оппонента.
|
|
- переход от аргументов к претензиям и личным выпадам. Окружающие, оценивая позицию человека, косвенным образом оценивают и его способность к аргументации. Если способность эта невелика, то окружающие могут оценить его негативно как личность. В этом случае возможно смещение предмета конфликта в личностный план.
- поляризация и рост иерархического ранга нарушаемых и защищаемых интересов. Эскалация конфликта это процесс углубления противоречий, интересы оппонентов как бы разводятся на разные полюса. Если в предконфликтной ситуации они могли как-то существовать, то при эскалации интересы противоположной стороны игнорируются.
- применение насилия – это отличительный признак эскалации конфликта – применение последнего аргумента – насилия.
- потеря первоначального предмета разногласий. Конфликт перерастает в глобальное столкновение, где причины, его вызвавшие, становятся незначимыми, о них даже забывают.
- расширение границ конфликта. Т.е. происходит генерализация конфликта, возникновение множества разных точек столкновения; идет расширение временных и пространственных границ.
- увеличение числа участников. Межличностный конфликт превращается в межгрупповой. Изменяется численность и структура соперничающих групп – меняется и характер конфликта.