формы человеческих деятельностей?
Компоненты общественной деятельности, связанные с планированием, организацией и контролем, оказываются отделенными во времени и пространстве от деятельности практической, исполнительной. Формируется труд умственный.
• Появляется необходимость и возникают условия для того, чтобы речь выделилась из межсубъектного общения и приобрела новые функции — организации индивидуальной
умственной деятельности.
• Новые функции речи делают необязательной ее внешнюю
развернутую форму.
• Речевые действия приобретают характер внутренних
средств для организации умственных действий над значениями (представлениями и понятиями) — формируется индивидуальный внутренний план умственной деятельности.
• Субъект становится носителем индивидуального сознания.
5. К каким последствиям в формировании и развитии человеческих типов деятельности ведет отделение ориентацией-но-планирующих компонентов от исполнительных, с одной
стороны, и умственных индивидуальных форм организации и реализации действий от исходно внешних совместных действий, с другой стороны?
|
|
Внутренние опосредствованные речью действия и операции предварительной ориентировки и планирования практических видов деятельности преобразуются в познавательно-исследовательскую деятельность (механизм сдвига мотива на цель).
Коммуникативно-организационные аспекты речевого
общения преобразуются в ряд специализированных видов профессиональной деятельности, заключающихся в речевом воздействии на других людей: учебную, идеологическую, политическую.
С. Л. Рубинштейн (1889-1960) Субъектно-деятельностная теория психики
1. Человека с его психикой исходно следует рассматривать «внутри бытия», а не противопоставлять окружающему
миру.
2. Предметом изучения психологии являются психические функции в их отношениях и связях с миром и деятельностью человека в мире.
• Всякая внешняя активность живого существа содержит в себе психические составляющие, посредством которых
осуществляется ее регуляция.
• Следует различать: а) деятельность, в которой присутствуют психические функции, когда реализуются жизненные отношения человека к окружающему миру; б) собственно психические функции — психические процессы.
3. В процессе взаимодействия субъекта с миром внешние факторы всегда действуют через внутренние условия. Такие условия представляют собой внутреннюю психическую активность субъекта, которая имеет врожденный характер.
• Психика детерминируется одновременно «органическим субстратом» мозга и внешним предметным миром.
|
|
4. Деятельность всегда есть взаимодействие субъекта и объекта: не может быть бессубъектной деятельности и деятельности без предмета.
• В деятельности всегда в большей или меньшей мере присутствуют активность, творчество, самостоятельность.
5. Субъект в своих деяниях, актах творческой самодеятельности не только обнаруживается и проявляется, но созидается и определяется в них.
• Субъект есть то, что он делает: направления деятельности формируют и изменяют самого субъекта.
• Каждая новая функция в поведении и психике субъекта перестраивает все остальные функции в новую функциональную структуру.
• В деятельности человек сам создает условия для своей жизни.
6. Сознание человека формируется и развивается в деятельности и по мере развития начинает оказывать влияние на организацию деятельности (принцип единства сознания и деятельности).
7. Психика представляет собой непрерывный, континуально-генетический процесс. Прерывны и дискретны только результаты психических процессов.
8. Основным механизмом психики выступает анализ через синтез: познаваемый объект включается во все новые межпредметные связи и потому выступает во все новых качествах, которые фиксируются в новых представлениях, понятиях.
Некоторые расхождения в теоретических позициях
В отечественной психологии можно встретить упоминания о «принципиальных» расхождениях во взглядах Л. С. Выготского, А. Н. Леонтьева, С. Л. Рубинштейна, П. Я. Гальперина. Такие расхождения обнаруживаются только в том случае, если «вырывать» позиции, которые занимали авторы теорий в
разное время, из контекста развития единого общепсихологического теоретического подхода. В настоящее время большая часть таких противоречий преодолена, но их место занимают другие противоречия и трудности. Это естественный путь развития любой «живой», развивающейся системы теоретических знаний в науке. При этом принципиальных методологических расхождений, которые бы требовали радикального пересмотра деятельностного подхода, между указанными авторами теорий нет.
Укажем некоторые из расхождений, ссылки на которые можно обнаружить в психологической литературе.
А. Н, Леонтьев о необходимости изменения единицы анализа психических явлений, используемой в работах Л. С. Выготского (Леонтьев А. Я., 1998)
Л. С. Выготский', внутри «практического» процесса жизни ребенок сталкивается с особым историческим продуктом — с общественным сознанием и мышлением, овеществленными в языке, орудиях, продуктах человеческой культуры.
• Единицей сознания выступает значение, которое лежит за словом, а слово выступает носителем значения.
• Овладение значением есть результат общения, в ходе которого происходит овладение ребенком значениями и смыслами, имеющимися в общественном сознании и культуре.
А. Я. Леонтьев'. положение Л. С. Выготского о том, что сознание есть продукт речевого общения ребенка в условиях его деятельности по отношению к окружающей его вещной действительности, необходимо обернуть: сознание ребенка есть продукт его человеческой деятельности по отношению к объективной действительности, совершающейся в условиях языка, в условиях речевого общения.
• Единицей анализа психики становится действие, в котором открываются для субъекта и порождаются значения (и смыслы), которые могут фиксироваться языковыми средствами.
Критические замечания С. Л. Рубинштейна к теории А. Н. Леонтьева
• Слишком преувеличена роль внешних причин формирования сознания. Не учитывается роль уже имеющихся психических процессов. «Внешние причины всегда действуют через внутренние условия». Нельзя считать верным, что процесс интериоризации полностью обеспечивает формирование внутреннего плана умственных действий.
|
|
• Интериоризация ведет не от материальной внешней деятельности, лишенной внутренних психических компонентов, а от одного способа существования психических явлений — в качестве составляющих внешнего практического действия — к другому способу их существования, относительно независимому от внешнего материального действия.
• Не следует в качестве предмета психологии рассматривать действие. Действие может служить только «объяснительным принципом». Деятельность не может входить в предмет психологии. Предметом психологии может быть только психическая сторона деятельности (см. также ниже:
П. Я. Гальперин).