5. Существуют различные типы ситуаций, в которых возникает когнитивный диссонанс:
• логическое несоответствие: человек осознает, что принял решение в пользу одного варианта, а логика требует другого;
• несоответствие культурным образцам: человек, действуя в
соответствии со своими установками, осознает, что он вступает в противоречие с общепринятыми нормами;
• несоответствие нового знания более обобщенной системе
представлений;
• несоответствие новых знаний прошлому опыту.
Фриц Хайдер, Харольд Келли Теория каузальной атрибуции
1. Как наблюдатель и участник событий каждый человек не просто фиксирует действия других людей или свои собственные действия, но пытается установить и их возможные
причины.
2. От характера используемого объяснения зависят особенности эмоционально-оценочного отношения к другим людям, поведение которых объясняется, а также эмоциональное отношение к самому себе (Э. Аронсон).
3. Способы приписывания причин зависят от качества и объема информации, которой располагает субъект, и могут
быть ошибочными.
• В ситуации неопределенности люди склонны приписывать такие причины событиям и действиям людей (осуще-209
ствлять атрибуцию причин), которые соответствуют их убеждениям и предрассудкам (Э. Аронсон).
• Субъект, опираясь на здравый смысл, может приписывать
причины явлений и событий: а) самому себе; б) другим людям; в) особенностям ситуации.
4. Существует три фактора, которые влияют на то, чему
мы припишем поведение — внешним или внутренним причинам (Г. Келли): у
• фактор нормативности: ведет ли человек себя в определенной ситуации подобно другим людям (да — внешняя причина поведения; нет — внутренняя причина поведения);
• фактор постоянства (последовательности): повторяется ли подобное поведение у субъекта часто и в различных ситуациях (да — внутренняя мотивация; нет — внешняя мотивация);
• фактор различия (дифференцированности): ведет ли человек себя по-разному в разных ситуациях (да — внешняя
причина поведения; нет — внутренняя причина поведения).
Наиболее типичные ошибки и феномены каузальной атрибуции: люди склонны объяснять свои успешные, этически приемлемые, социально одобряемые действия собственными личностными факторами, а неуспешные и социально не одобряемые действия — внеличностными факторами (случайность, обстоятельства, давление ситуации).
• Фундаментальная ошибка атрибуции: а) тенденция наблюдателей недооценивать ситуационные и переоценивать диспозиционные (внутриличностные) влияния на поведение других людей; б) тенденция наблюдателей переоценивать ситуационные и недооценивать диспозиционные (зпутриличностные) влияния на свое поведение.
В случае, когда наблюдатель находится с людьми в отношениях сотрудничества, появляется склонность причинно объяснять их поведение так же, как и свое собственное.
• Прогнозируя поведение других людей, человек считает, что большинство людей в аналогичных условиях будут поступать так же, как он сам.
• Человек допускает, что если обстоятельства в дальнейшем не изменятся, то и поведение другого человека должно остаться тем же (согласованность поведения).
Объяснение: когда действуем мы, то нашим вниманием управляет окружение; когда мы наблюдаем за действиями другого, то человек попадает в центр нашего внимания, а ситуация становится менее очевидной (фигура — фон).
Гипотезы В. Вайнера
Существует три «измерения» в приписывании причин действиям и поведению других людей (каузальной атрибуции).
• Приписываемый источник причины: а) внутренний — причина поведения в субъекте; б) внешний — причина поведения во внешних обстоятельствах.
• Приписываемые возможности контроля, которыми обладает индивид: контролируемая или неконтролируемая ситуация.
• Приписываемая степень стабильности причины, устойчивости ее действия: а) стабильная или факультативная, временно действовавшая причина.
А. Если результат приписывается стабильной причине, то в будущем он будет антиципироваться с большей уверенностью.
Б. Если результат приписывается нестабильной причине, то в будущем он будет антиципироваться с меньшей уверенностью или будет ожидаться другой результат.
Джулиан Роттер Теория локализации субъективного контроля:
локус контроля
1. Притязание на успех, стремление субъекта к достижению успеха зависят:
• от частоты успехов, испытанных субъектом ранее в сходных ситуациях;
• от уверенности в том, что успех находится (не находится) под собственным контролем.
2. В процессе индивидуального развития формируется два типа мотивационных установок, в соответствии с которыми люди различаются по характеру объяснения событий, происходящих с ними:
• экстернальный тип личности (мотивационных установок):
субъекты с внешним локусом (расположением) контроля, склонные объяснять причины событий и собственного поведения внешними факторами: везением, случаем, влиянием других людей;
• интерналъный тип личности (мотивационных установок):
субъекты с внутренним локусом (расположением) контроля, склонные объяснять причины событий внутренними факторами: собственными навыками, способностями, личностными качествами.
3. Люди с внутренним локусом контроля сильнее изменяют свои ожидания и поведение под влиянием успеха или неудачи.
• Экстернальный тип личности характеризуется установкой на избегание неудач.
• Интернальный тип личности характеризуется установкой на достижение успеха.
Дерил Бем
Теория самовосприятия и самоатрибуции причин своего поведения
1. Повседневное поведение субъекта не всегда является результатом предварительных внутренних рассуждений, которые строятся на осознании собственных мотивов, ценностей, переживаний и установок.
2. Неуверенность в собственных ценностях и установках заставляет нас делать о них выводы посредством «наблюдения за собой» — отслеживая свое поведение в различных ситуациях.
3. Субъект часто узнает, каковы его ценности, мотивы и установки (или какими они должны быть), на основе процессов самовосприятия и самоатрибуции, вспоминая свое поведение в прошлом и ситуативные факторы, которые на него в то время воздействовали.
• Процессы самоатрибуции более вероятны, когда собственное поведение субъект не может объяснить влиянием внешних побуждающих факторов.
• Процессы самоатрибуции и самовосприятия запускаются в тех ситуациях, когда внутренние установки не осознаны, не упорядочены или слабы.
4. Самоатрибуция выступает одним из механизмов формирования и изменения установок.
• Эффект «сверхоправданности» поведения: если изначально привлекательные для субъекта действия высоко вознаграждаются, то снижается внутренний интерес к таким действиям.
9.1.2. Деятельностный подход к объяснению процессов мотивации
В. А. Иванников
1. Потребность следует понимать не как внутреннее свойство самого организма, а как характеристику отношений живого существа с условиями жизни в окружающей среде
(кужду организма во внешних предметных условиях).
• Естественные врожденные потребности — это результат эволюционного развития живых организмов, приспособления их к меняющимся условиям окружающей среды.
• Человеческие потребности — результат исторического формирования и развития человеческих форм деятельности и человеческих взаимоотношений.
2. Определенные условия жизнедеятельности становятся для организма потребностями, когда по мере развития (филогенетического или онтогенетического) живого организма формируется: а) программа сохранения и поддержания своей целостности б) в новых непостоянных или неопределенных условиях существования.
3. Отношения живого существа с условиями окружающей среды складываются на разных уровнях, которые определяют разные уровни существования потребностей.
• Базовые потребности и соответствующие им механизмы поддержания жизнедеятельности:
— отношения «организм — биохимическая и биофизическая среда» обеспечиваются базовыми программами физиологического самосохранения и самовосстановления живого существа;
— отношения «вид живых организмов — другие виды и экологическая ниша» обеспечиваются базовыми программами поддержания вида.
• На основе базовых потребностей и соответствующих им программ поддержания жизнеспособности формируются производные потребности, мотивы и качественно новые механизмы их удовлетворения:
— отношения «природный субъект — природное этоло-гическое (поведенческое) поле его действий»;
— отношения «социальный, культурный субъект — другие люди, пространство жизни общества»;
— отношения «личность, нравственный субъект — пространство нравственных и ценностных отношений с другими личностями».
4. Потребность может иметь сложное «вертикальное» строение и быть представлена одновременно на нескольких уровнях.
А. Н. Леонтьев
1. Источником формирования и развития мотивацией -ной сферы человека являются изменения в его деятельности. Формирование нового мотива одновременно есть возникновение новой деятельности.
• Мотив — «опредмеченная потребность» — предмет (воспринимаемый, представляемый), который удовлетворяет потребность и на который направляется деятельность.
2. Развитие мотивационной сферы человека подчиняется ряду закономерностей.
• Исходно к активности субъекта побуждают естественные потребности, которые запускают врожденные формы ненаправленного поискового поведения.
Обнаружение предметов, удовлетворяющих потребности, ведет к преобразованию потребностей в мотивы, которые в дальнейшем начинают направлять деятельность.
• В человеческом обществе новые мотивы формируются и развиваются через овладение с помощью других людей разнообразными видами человеческих действий и деятель-ностей, через овладение способами производства различных предметов и способами их использования.
3. Мотивы выполняют побудительную, направляющую и смыслообразующую функции.
• Процесс деятельности направляется определенным мотивом и реализуется посредством ряда действий, каждое из которых подчиняется промежуточной цели.
• Всякое действие и всякая цель могут рассматриваться: а) в объективных связях и отношениях — как значения, б) по отношению к мотивам (со стороны мотивов) человека —
как личностный смысл.
• По отношению к любому текущему действию человека различные мотивы выстраиваются в иерархические отношения и связи друг с другом.
4. Мотивационное значение предметов, действий, событий для субъекта (личностный смысл) не всегда осознается, но всегда представлено в форме положительных или отрицательных эмоциональных переживаний.
5. По мере овладения субъектом определенными действиями сами действия, их отдельные результаты и цели могут приобретать для человека самостоятельный личностный смысл. Такие цели и действия преобразуются в самостоятельный мотив — формируется новая деятельность (механизм сдвига мотива на цель).
6. Формирующиеся мотивы упорядочиваются в иерархическую систему, которая образует основу личности человека и которой подчиняются поведение и деятельность субъекта (см. выше: теории личности).
9.3. Произвольная и волевая регуляции деятельности и поведения
Психологические механизмы организации произвольного поведения и волевой регулядии человека, пожалуй, наиболее глубокое теоретическое объяснение получили в контексте культурно-исторического и деятельностного подходов, а также в контексте физиологии активности А. Н. Бернштейна (см. выше).
Л. С. Выготский
Механизм интериоризации: формирование и развитие способностей к самостоятельной организации произвольных, преднамеренных действий
7. В чем особенность человеческих форм произвольной преднамеренной организации поведения и психических процес-сов?
Все человеческие формы произвольной организации поведения и психических процессов возникают как результат формирования высших психических функций (ВПФ).
• Любая новая ВПФ по мере формирования и развития приобретает характер произвольных преднамеренных форм поведения или произвольной регуляции психических процессов.
• При этом центральное значение имеет овладение способами использования языковых и других знаково-символиче-ских средств.
2. Как формируются и развиваются произвольные преднамеренные формы поведения и психики у человека?
Любая новая ВПФ исходно формируется во внешних, разделенных с другими людьми действиях, позднее преобра-
зуясь в самостоятельно, произвольно организуемые, внутренние (умственные) способы организации субъектом своего поведения и психических процессов.
Первое направление формирования ВПФ — от разделенного (совместного) действия к действию произвольному и самостоятельному (индивидуальному).
• Развитие умений подчинять свои действия, поступки, психические процессы (внимание, восприятие, память, мышление и др.) речевым указаниям другого человека (взрослого).
• Развитие умений с помощью речи направлять протекание психических процессов и организовывать поведение у других людей.
• Межфункциональное объединение обоих умений в одну функцию — формирование произвольной преднамеренной саморегуляции (овладение способностью произвольно регулировать свое поведение или психическую функцию).
Второе направление формирования ВПФ — от внешней организации произвольных действий и психических функций к внутренним (умственным) формам их организации.
• Доречевая фаза стихийного развития поведения или психической функции (внимания, восприятия, памяти, мышления) и «доинтеллектуальная» фаза развития звуковой коммуникации.
• Межфункциональное объединение естественных психических и речевых функций — формирование внешнего развернутого речевого планирования и произвольной организации поведения и психических функций (через «эгоцентрическую» речь).
• Преобразование внешней речи (через эгоцентрическую речь) во внутреннюю речь, ее последующее сокращение и автоматизация. Возникновение произвольных форм организации и выполнения умственных действий.
В. А. Иванников Мотивационный подход к волевой регуляции:
волевая регуляция как произвольное изменение смысла действия (самодетерминация)
7. Какова особенность удовлетворения индивидуальных потребностей и мотивов в человеческом обществе?
Эволюционно сложившаяся необходимость в совместном производстве нужных каждому человеку условий жизни ведет к формированию общественных задач.
В процессе исторического развития человечества личные потребности каждого человека начинают удовлетворяться через результаты совокупной деятельности общества.
• Для удовлетворения индивидуальных потребностей люди необходимо вступают в социальные отношения и связи.
• В совместной деятельности смысл действий для субъекта определяется: а) индивидуальными мотивами, б) социальной связью между результатами действий разных людей.
2. Что представляет собой личностный смысл как психическое образование?
Личностный смысл — психическое образование, которое представляет собой более или менее ясно осознаваемое и эмоционально переживаемое значение предметов, явлений, событий для самого субъекта, возникающее в результате соотнесения:
• объективного значения событий, результатов собственных действий, поведения с собственными мотивами и ценностями, с контекстом собственной жизни;
• индивидуальных мотивов и результатов собственных действии с общественными мотивами^ общественными ценностями и контекстом существования всего человечества.
J. Каковы необходимые условия для формирования и развития мотивов трудовой деятельности?
Мотивы трудовой деятельности не даны изначально, а формируются при жизни человека, путем включения его в совместную деятельность.
• Побуждение к выполнению действий в совместной деятельности представляет для человека особые задачи — находить и создавать индивидуальные мотивы для целей, которые диктуются общественной необходимостью и социальной деятельностью.
• Появляется необходимость в особой форме регуляции действий — волевой регуляции.
4. В решении каких задач человеку требуется волевая регуляция?
Необходимость в волевой регуляции действий появляется в тех случаях, когда:
• социально необходимое или индивидуально необходимое действие не связано с актуально переживаемой потребностью, не имеет достаточного побуждения;
• осуществление действия сталкивается с факторами, снижающими или делающими невозможными создание и поддержание необходимого побуждения к нему (препятствия);
• необходимо воздержаться от действия, связанного с актуально переживаемой, но социально не одобряемой в данной ситуации потребностью.
5. В чем заключаются основные особенности волевого действия в отличие от действий произвольно-преднамеренных?
Произвольно-преднамеренные и волевые действия различаются по ряду существенных особенностей.
• За произвольными действиями стоит субъект (индивид, регулирующий свои действия в предметной среде на основе психического отражения), который имеет возможность выбора способа осуществления действия.
За волевыми действиями стоит личность, овладевающая собственным мотивационным процессом, что обеспечивает способность выбирать и планировать такие действия,
которые имеют социальное значение и требуют дополнительного побуждения.
• В структуре деятельности произвольное действие предполагает осознание отношений цели к средствам ее достижения. В структуре деятельности волевое действие предполагает осознание отношений цели к мотивам деятельности.
• Произвольность предполагает осознанность ориентировочных и исполнительных компонентов собственных действий. Волевое действие предполагает осознанную организацию побуждения к действию, организацию мотивации к осуществлению действия.
• Развитие произвольности заключается в овладении средствами организации и планирования своих действий, своего поведения.
Развитие воли заключается в формировании, организации и сохранении устойчивой мотивации.
• Становление произвольной регуляции действия можно представить как процесс означивания (объективации) собственных действий.
Становление волевой регуляции заключается в осмыслении личностного значения цели и последствий действия, отношений действия к интересам других людей.