Гештальттеория и закономерности организации образов
1. Психические явления невозможно разложить на элементы и собрать из элементов. Любые психические явления представляют собой целостную структуру, не разложимую на элементы.
2. Существует феноменальное поле — особая психологическая реальность, моделирующая физический мир своими средствами и не являющаяся его прямым слепком.
• Например: «фи-феномен» — представление движения света, возникающее при восприятии последовательно зажигающихся источников света через краткосрочные временные интервалы.
3. Структурная организация элементов физического поля, нейродинамические структуры мозга и структуры феноменального поля изоморфны друг другу.
4. Формирование образов в процессе восприятия осуществляется путем целостного структурирования, которое обеспечивает появление специфических качеств образа^ несводимых к простому слиянию меняющихся ощущений.
• Внешние стимулы не воспринимаются изолированно друг от друга, они с самого начала воспринимаются как взаимосвязанные и взаимодействующие друг с другом.
|
|
• Разграничение между ощущениями и восприятиями не имеет оснований.
• Образ сразу строится как целостная структура, как «фигура» на некотором «фоне».
5. Организация перцептивного образа (феноменального поля) подчиняется «принципу прегнантности» — тенденции воспринимать «хорошие», «простые», «стабильные», «непротиворечивые», «симметричные» образы предметов и явлений. Существует ряд феноменологических закономерностей организации воспринимаемых физических стимулов в гештальты (структурно организованные феномены, образы):
а) восприятие пространственных характеристик объектов:
• фактор близости: чем ближе в зрительном поле располагаются элементы друг к другу, тем с большей вероятностью они объединяются в единый образ;
• фактор однородности: чем выше сходство элементов, тем больше тенденция к их объединению;
• фактор хорошей формы: элементы, выступающие как части знакомых субъекту фигур, контуров и форм, с большей вероятностью в сознании объединяются именно в эти фигуры, форму и контуры, чем в другие;
• фактор замкнутости: существует тенденция объединять в сознании воспринимаемые элементы в целостные, замкнутые изображения;
б) восприятие движущихся объектов:
• фактор совместного движения: восприятие совместно и однонаправленно перемещающихся элементов имеет тенденцию к их объединению;
• движущимися воспринимаются предметы, которые локализуются на некотором другом предмете и смещаются по отношению к его поверхности (закон «фигуры и фона»);
|
|
при изменении пространственного расположения двух изолированных предметов обычно движущимся кажется меньший;
• движущимся кажется тот предмет, который претерпевает наибольшие количественные и качественные изменения.
Джеймс Дж. Гибсон (1904—1979) Экологический подход к процессам восприятия Элеонора Гибсон. Теория потенциальных возможностей
1. Процессы восприятия, как и все другие функции организма, складываются в процессе эволюции и зависят от способов жизнедеятельности и условий обитания животного.
2. Вся необходимая информация о глубине, удаленности, перемещении объектов содержится в изменении ретиналь-ных изображений, которых достаточно для их непосредственного восприятия и которые не требуют последующей когнитивной обработки.
• Восприятие следует описывать как взаимодействия живого организма и его органов чувств с объектами внешней среды: в терминах непосредственно воспринимаемых живым организмом поверхностей, форм, величин, свойств, а также их изменений, которые проецируются на рецепторы (сетчатку), а не в абстрактных физических и физиологических величинах и закономерностях.
3. Восприятие обусловлено определенными структурно-динамическими связями и отношениями между сенсорными стимулами, идущими от предметов, а не абсолютными свойствами стимулов. Основными отношениями между сенсорными стимулами, обеспечивающими восприятие пространственного расположения, глубины, удаленности, перемещения объектов, выступают:
• градиенты изменений структуры фона и текстуры поверхностей с увеличением расстояний;
• изменение градиентов текстуры и структуры динамической перспективы изображения на сетчатке во время перемещения наблюдателя;
• изменение пространственных отношений между объектами при их движении или при перемещении субъекта.