Вольфганг Келер (1887—1967)

Гештальттеория и закономерности организации образов

1. Психические явления невозможно разложить на эле­менты и собрать из элементов. Любые психические явления представляют собой целостную структуру, не разложимую на элементы.

2. Существует феноменальное поле — особая психологи­ческая реальность, моделирующая физический мир своими средствами и не являющаяся его прямым слепком.

• Например: «фи-феномен» — представление движения све­та, возникающее при восприятии последовательно зажи­гающихся источников света через краткосрочные времен­ные интервалы.

3. Структурная организация элементов физического поля, нейродинамические структуры мозга и структуры фе­номенального поля изоморфны друг другу.

4. Формирование образов в процессе восприятия осущест­вляется путем целостного структурирования, которое обеспе­чивает появление специфических качеств образа^ несводи­мых к простому слиянию меняющихся ощущений.

• Внешние стимулы не воспринимаются изолированно друг от друга, они с самого начала воспринимаются как взаимо­связанные и взаимодействующие друг с другом.

• Разграничение между ощущениями и восприятиями не имеет оснований.

• Образ сразу строится как целостная структура, как «фигу­ра» на некотором «фоне».

5. Организация перцептивного образа (феноменального поля) подчиняется «принципу прегнантности» — тенденции воспринимать «хорошие», «простые», «стабильные», «не­противоречивые», «симметричные» образы предметов и яв­лений. Существует ряд феноменологических закономерно­стей организации воспринимаемых физических стимулов в гештальты (структурно организованные феномены, образы):

а) восприятие пространственных характеристик объек­тов:

• фактор близости: чем ближе в зрительном поле располага­ются элементы друг к другу, тем с большей вероятностью они объединяются в единый образ;

• фактор однородности: чем выше сходство элементов, тем больше тенденция к их объединению;

• фактор хорошей формы: элементы, выступающие как час­ти знакомых субъекту фигур, контуров и форм, с большей вероятностью в сознании объединяются именно в эти фи­гуры, форму и контуры, чем в другие;

• фактор замкнутости: существует тенденция объединять в сознании воспринимаемые элементы в целостные, зам­кнутые изображения;

б) восприятие движущихся объектов:

• фактор совместного движения: восприятие совместно и однонаправленно перемещающихся элементов имеет тен­денцию к их объединению;

• движущимися воспринимаются предметы, которые лока­лизуются на некотором другом предмете и смещаются по отношению к его поверхности (закон «фигуры и фона»);

при изменении пространственного расположения двух изолированных предметов обычно движущимся кажется меньший;

• движущимся кажется тот предмет, который претерпевает наибольшие количественные и качественные изменения.

Джеймс Дж. Гибсон (1904—1979) Экологический подход к процессам восприятия Элеонора Гибсон. Теория потенциальных возможностей

1. Процессы восприятия, как и все другие функции орга­низма, складываются в процессе эволюции и зависят от спо­собов жизнедеятельности и условий обитания животного.

2. Вся необходимая информация о глубине, удаленности, перемещении объектов содержится в изменении ретиналь-ных изображений, которых достаточно для их непосредст­венного восприятия и которые не требуют последующей когнитивной обработки.

• Восприятие следует описывать как взаимодействия живо­го организма и его органов чувств с объектами внешней среды: в терминах непосредственно воспринимаемых жи­вым организмом поверхностей, форм, величин, свойств, а также их изменений, которые проецируются на рецепторы (сетчатку), а не в абстрактных физических и физиологиче­ских величинах и закономерностях.

3. Восприятие обусловлено определенными структур­но-динамическими связями и отношениями между сенсор­ными стимулами, идущими от предметов, а не абсолютными свойствами стимулов. Основными отношениями между сен­сорными стимулами, обеспечивающими восприятие про­странственного расположения, глубины, удаленности, пере­мещения объектов, выступают:

• градиенты изменений структуры фона и текстуры поверх­ностей с увеличением расстояний;

• изменение градиентов текстуры и структуры динамиче­ской перспективы изображения на сетчатке во время пере­мещения наблюдателя;

• изменение пространственных отношений между объекта­ми при их движении или при перемещении субъекта.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: