Относительно завершенное и целенаправленное научное исследование включает ряд этапов, которые формально могут быть описаны в следующей последовательности:
1. Возникновение проблемы. При этом источники проблем могут иметь как эмпирический, так и теоретический характер.
2. Выдвижение гипотез и обозначение конкретной области исследования для получения новых фактов. Выделение и фиксирование объекта и предмета исследования, постановка целей и формулирование задач исследования.
• Гипотезы - это предположения о возможных результатах, которые будут получены в ходе исследования. Гипотезы могут иметь теоретический (объяснительный) и эмпирический характер.
• Объект исследования - это существующий объективно, имею-щий бесконечное количество свойств, связей, отношений фрагмент окружающего мира, который интересует исследователя.
• Предмет исследования - четко определенная сторона (свойство, связь, отношение) объекта, которую предполагается исследовать.
• Цели исследования - то, что предполагается получить (или получено) в качестве основных и обобщенных результатов исследования.
|
|
• Задачи исследования - формулировка того, как, какими способами могут быть получены (или были получены) намеченные результаты.
3. Планирование исследования и выбор конкретных методов.
4. Реализация исследования.
5. Обработка полученных результатов: качественная и количественная (статистическая).
6. Интерпретация и обобщение полученных результатов: опровержение или подтверждение гипотез; формулирование законов и зависимостей; построение научных теорий.
Следует отметить, что реализация исследовательской деятельности может отличаться от формальной последовательности описания её этапов. При этом, как правило, сохраняются следующие закономерные этапы функциональной организации научного исследования:
• Выдвижение проверяемой гипотезы: а) в рамках имеющейся научной теории; б) выходящей за рамки имеющихся научных теорий.
• Сбор и анализ теоретических обоснований и опровержений выдвинутой гипотезы.
• Сбор данных с целью эмпирического подтверждения или опровержения гипотезы:
а) поиск и использование имеющихся эмпирических данных;
б) организация деятельности, направленной на получение новых эмпирических данных.
• Подтверждение выдвинутой гипотезы дает основания:
а) к подтверждению уже имеющейся научной теории;
б) к формулировке новой научной теории.
• Опровержение выдвинутой гипотезы дает основания:
а) к опровержению научной теории, в рамках которой формулировалась гипотеза;
б) к опровержению гипотезы и к принятию или выдвижению других альтернативных гипотез.