В онтогенезе знаково-символическими системами человек овладевает в следующей последовательности:
• естественные знаковые системы, где базисными знаками выступают жесты, предметы, слова;
• системы записи, где базисными знаками могут выступать изображения, символы (иконы, иероглифы), знаки (буквы);
• знаково-символические системы, состоящие из произвольно вводимых формализованных знаков, символов, моделей, обеспечивающие решение различных задач.
Именно последнюю группу знаково-символических средств и используют в развитых научных системах для мак-
симально однозначного фиксирования знаний. Абсолютная однознач-ность в интерпретации разными людьми и разными учеными знаково-символических последовательностей в текстах невозможна. Но стремление к такой однозначности в науке постоянно присутствует. При этом максимальная однозначность в фиксировании и интерпретации некоторых разделов естественно-научных знаний достигается посредством использования логико-математических средств, заимствуемых из «точных» наук (Соломоник, 1995).
Когда говорят о средствах обмена сообщениями между людьми, то часто встает вопрос о разведении признаков, которые характеризуют знаки и символы как особые средства человеческой деятельности. Символы противопоставляются знакам по ряду оснований. Вслед за Ф. Соссюром большинство авторов противопоставляют три основных типа семиотических функций:
• индексы - это обозначающие, неотделимые материально, пространственно, во времени оттого, что они обозначают;
• символы - это обозначающие, которые отличаются от того, что они обозначают, но имеющие определенное сходство с обозначаемым;
• знаки - это обозначающие, которые отличаются от того, что они обозначают, носят условный характер и могут вводиться произвольно.
Если знак обозначает нечто отличное от него (значение), то символ либо частично изображает определенное содержание, либо выражает эмоционально-ценностное отношение к какому-либо содержанию (Салмина, 1988). В качестве символа может выступать изображение, иконическая графика, конвенциональная схема и т. д. Символы различаются и по степени конкретности - абстрактности.
В отличие от знака, символ может представлять собой информаци-онно-коммуникативное средство, адекватная интерпретация и использование которого одновременно опираются на изображения, внекодовые (иконические) средства информационной связи, а также на разноуровневые систе-
мы кодов знакового и сигнально-индексального уровня (Чертов, 1993). Например, лингвистическая символичность основана на взаимодействии фонетического, лексического и грамматического уровней (подкодов) языка.