Таблица 1
№ темы лекции | Наименование и содержание темы лекции |
Общая и социальная психология как наука, их предмет, задачи и методы исследования Значение социально-психологических знаний в профессиональной деятельности юриста. Определение психологии как науки. Изменение и расширение предмета психологии с древнейших времен до наших дней, ее пополнение теориями и методами других наук. Система феноменов, которые изучаются в современной психологии. Общее понятие о психике и сознании. Нейрофизиологические основы психики. Основные отрасли психологии. Методы исследования в психологии: наблюдение, опрос, эксперимент психологические тесты. Социальная психология - отрасль психологической науки. Предмет и методы социальной психологии. Основные разделы социальной психологии. Повышение роли социальной психологии в современных условиях. | |
Ощущение и восприятие как чувственные формы психического отражения Общее понятие об ощущениях. Классификация ощущений по характеру отражения месту расположения рецепторов. Психофизиологические закономерности ощущений: пороги ощущений, адаптация органов чувств к окружающим условиям, взаимодействие ощущений. Строение анализатора. Особенности отдельных видов ощущении. Понятие о восприятии. Физиологические основы и классификация восприятия. Свойства восприятия: предметность, целостность, осмысленность, структурность, константность, избирательность. Сложные формы восприятия: восприятие движения, пространства и времени. Наблюдательность. | |
Внимание и память Организованность сознания - внимание. Физиологические основы внимания. Виды внимания: произвольное и непроизвольное Свойства внимания: объем, распределение, сосредоточенность, устойчивость, колебание и переключение внимания. Психические состояния непатологической дезорганизованности сознания: рассеянность, апатия. Ассоциативная, нейрофизиологическая и биохимическая теории памяти. Классификация видов памяти. Процессы памяти: запоминание, воспроизведение, сохранение и забывание. Мнемические действия как способ произвольного запоминания или организованного заучивания. | |
Воображение, мышление и речь Понятие воображения. Физиологическая основа воображения. Виды воображения: произвольное - непроизвольное, воссоздающее - творческое, визуальное - абстрактно-логическое, по модальному признаку. Мечта и фантазия. Приемы воображения: комбинирование, агглютинация, гиперболизация, типизация, акцентирование. Понятие о мышлении. Физиологические основы мышления. Виды мышления. Мыслительные операции: анализ, синтез, сравнение, обобщение, абстрагирование и конкретизация. Логические формы мышления: понятие, суждение и умозаключение. Мыслительная деятельность как процесс решения нестандартной ситуации. Индивидуальные особенности мыслительной деятельности человека: широта, глубина, критичность, гибкость и быстрота ума. Речь как средство мышления. Функции речи. Виды речи: внешняя и внутренняя | |
Личность и структура ее психических свойств Составные слагаемые человеческой реальности: человек, индивид, субъект, личность, индивидуальность. Соотношение данных понятий. Критерии сформировавшейся личности. Психологическая характеристика личности. Психологические концепции личности: А.В. Петровского, B.C. Мерлина, К.К. Платонова. Современные зарубежные психологические теории личности: психоанализ З.Фрейда, бихевиоризм Дж. Уотсона, когнитивная теория личности Ж.Пиаже, гуманистическая теория личности А. Маслоу. Структура психических свойств личности: социально обусловленная подструктура (социальная направленность и опыт личности), биологически обусловленная подструктура, подструктура форм отражения. | |
Психодиагностика и психологические методы изучения личности Общее представление о психодиагностике. Профессионально-этические аспекты психодиагностики. Общая характеристика методов психодиагностики и предъявляемые к ним требования. Требования, предъявляемые к психодиагностическим методикам и ситуациям. Методы изучения личности взрослого человека. Методы изучения познавательных психических процессов. Методы изучения межличностных отношений в социальной группе. | |
Потребностно-мотивационная сфера личности Понятие потребности и мотива в психологии. Классификация потребностных состояний. Классификация мотивов деятельности человека. Взаимосвязь мотива и потребности. Направленность личности. Отношения личности. Виды мотивационных состояний: установки, интересы, желания, стремления, влечения. | |
Эмоционально-волевая сфера личности Понятие эмоций. Физиологические механизмы возникновения эмоций и чувств у человека. Теория эмоций Джеймса - Ланге, В.П. Симонова. Свойства и виды эмоций и чувств. Классификация эмоций и чувств Б.И. Додонова и К. Изарда. Формы переживаний эмоций: аффект, конкретные эмоции, настроения, страсть, стресс, чувство. Высшие чувства человека. Общее понятие о воле. Функции воли: побудительная и тормозная. Структура простого и сложного волевого действия. Волевые качества человека. Условия воспитания и самовоспитания воли. | |
Совокупность свойств личности темперамент, способности, характер Психодинамические особенности личности. Типы темперамента. Характеристика темперамента сангвиника, флегматика, меланхолика и холерика. Темперамент и индивидуальный стиль деятельности. Понятие о способностях. Способности, задатки и индивидуальные различия людей. Общие и специальные способности. Степень развития способностей: одаренность, талант, гениальность. Характер как интегративное личностное образование. Типология характеров. Акцентуация характера. Типы акцентуаций характера по А.Е. Личко и Леонгарду. Характеристика основных типов акцентуации: возбудимый, тревожный, аффективный и неустойчивый тип. | |
Социальная психология малых групп Понятие - малых групп в социальной психологии. Формальная и неформальная структура малых групп. Социально-психологическая характеристика групп по уровню их развития: ассоциация, кооперация, корпорация, коллектив. Стадии развития коллектива. Понятие морально - психологического климата коллектива. Психология общественного мнения, настроения и традиций. | |
Межличностные отношения в группах и коллективах Понятие о межличностных отношениях. Структура межличностных отношений: официальные и неофициальные, отношения руководства и подчинения, деловые и личные, рациональные и эмоциональные. Методы психологического исследования межличностных отношений. Социометрическая процедура. Лидер и стиль руководства. Взаимодействие личности и группы. Интимные межличностные отношения | |
Этика: понятие, предмет, место в системе юридического образования Этика: понятие, предмет, место в системе юридического образования. История развития юридической этики. Основные этические категории в юридической деятельности. Нравственные начала уголовного процесса. Соотношение морали и права. Правовая культура. Моральные проблемы юриспруденции. Этико-правовая проблема психологического воздействия на личность. Этические проблемы проверки и оценки доказательств. Медико-правовые проблемы и нравственность. | |
Этико-психологическая характеристика юридической деятельности Профессиограмма юридической деятельности. Профессиональная характеристика основных юридических специальностей. Моральные нормы предварительного расследования. Этические основы следственных действий. Этика судебного разбирательства. Этика судебных прений. | |
Этика профессионального общения юриста Культура речи юриста. Этика вербального общения в юридической практике. Психологический контакт как условие речевого общения. Речевые формы этико-психологического воздействия. Этика публичного выступления юриста. Методика подготовки публичного выступления. Культура юридического документа. | |
Актуальные социально-психологические и этические проблемы формирования личности правоведа в вузе Социально-психологические требования различных юридических профессий к личности человека. Формирование профессиональной направленности - важнейшее условие успешной учебы студента. Развитие способностей при изучении юриспруденции. Важнейшие эмоционально-волевые черты характера юриста и их развитие в период обучения в вузе. Значение здорового морально-психологического климата в учебной группе для эффективной учебной деятельности. |
Привести содержание лекций в виде вопросов/тезисов.