Определите, к какой группе можно отнести перечисленные

методы исследования:

А.Методы эмпирического уровня исследования. Б. Методы теоретического уровня исследования.   1)изучение продуктов деятельности; 2) метод сопутствующих изменений; 3)изучение и обобщение педагогического опыта; 4) собеседования; 5) индукция и дедукция; 6) анкеты; 7)эксперимент; 8) анализ и синтез; 9) абстрагирование; 10) наблюдения; 1 1) метод сходства и различия.

Ключ: А – 1); 3); 4); 6); 7); 10); Б – 2); 5); 8); 9); 11).

12. Найти соответствие между методологическим параметром исследования и его характеристикой:

1. Проблема. 2. Тема. 3. Актуальность. 4. Объект исследования. 5. Предмет исследования. 6. Цель. 7. Задачи исследования. 8. Гипотеза.   А.Отражает движение от достигнутого наукой, от привычного к новому, содержит момент столкновения старого с новым. Б. Процесс или явление, порождающее проблемную ситуацию и избранное для изучения. В. Основное противоречие, которое должно быть разрешено средствами науки. Г. Предположение, при котором на основе ряда фактов делается вывод о существовании объекта, связи или причины явления; причем этот вывод нельзя считать вполне доказанным. Д. Характеризует степень расхождения на научные идеи, практические рекомендации и предположения, которые наука может дать в настоящее время. Е. Представление о результатах. Ж. То, что находится в границах объекта исследования в определенном аспекте рассмотрения. З. Представление о том, что нужно сделать, чтобы цель была достигнута.

Ключ: 1 –В; 2 –А; 3 – Д; 4 – Б; 5 - Ж; 6 – Е; 7 – З; 8 –Г.

Варианты тестового контроля знаний по теме:

«Методологические основы психолого-педагогического исследования»

Вариант 1

1.Дополните предложение.

Методология – система … и … организации и построения … и … деятельности, а также учение об ….

Ответ: принципов и способов, теоретической и практической, этой системе

2. … функция методологии предполагает предвидение развития природных и общественных явлений, каких-либо событий, развития личности.

Ответ: прогностическая

3. Какой уровень методологии представляет собой совокупность принципов исследования и процедур, применяемых в той или иной специальной научной дисциплине.

Ответ: конкретно-научный.

4. Философское учение о наиболее общих законах движения и развития природы, общества и мышления – это …

а) экзистенциализм

б) неотомизм

в) неопозитивизм

г) прагматизм

д) диалектический материализм

Ответ: диалектический материализм

5. Назовите представителей экзистенциализма.

1) Дж.Дьюи; 2) Ж.Маритен; 3) М.Адлер; 4) Л.И.Шестов; 5)А.Маслоу; 6) К.Маркс; 7) М.Казотти; 8) Н.А.Бердяев; 9) Ф.Энгельс; 10) Ж.Стартр; 11) А.Камю; 12) У.Канингхэм.

Ответ: 6, 10, 12.

6. Представители какого философского течения определяют следующее положение педагогики:

Слабость педагогики они усматривают в том, что в ней доминируют бесполезные идеи и абстракции, а не реальные факты; приоритет отдаётся методам познания, а не его содержанию: главное «не знания, а методы их приобретения».

Ответ: неопозитивизм

7. Утверждается представление о социальной, деятельной творческой сущности человека, как личности. Этот подход означает ориентацию при конструировании педагогического процесса на личность как и на цель, субъект, результат и главный критерий его эффективности.

1. Системный подход

2. Личностный подход

3. Деятельностный подход

4. Культурологический подход

5. Этнопедагогический подход

6. Антропологический подход

Ответ: личностный подход

8. Дополните утверждение

Исследование - это характерный для науки способ производства ….

Ответ: нового знания

9. Формулируются общие принципы и методы исследования педагогических явлений, построения теорий на:

1) эмпирическом уровне исследования;

2) теоретическом уровне исследования;

3) методологическом уровне исследования.

Ответ: 3

10. Прескриптивное научное знание

а) служит ориентиром в процессе исследования;

б) направлено на регуляцию деятельности.

Ответ: б

11. Определите, к какому параметру исследования относится характеристика:

Процесс или явление, порождающее проблемную ситуацию и избранное для изучения.

Ответ: объект исследования

12. Решают отдельные теоретические и практические задачи, связанные с методами обучения, воспитания, содержания:

1) фундаментальные педагогические исследования;

2) прикладные педагогические исследования;

3) исследования – разработки

Ответ: 2

13. Процедурная часть исследования включает в себя:

а) определение проблемы исследования

б) составление плана исследования

в) описание методов исследования и техники сбора данных;

г) формулировку гипотез;

д) определение параметра исследования

Ответ: б, в, д

14. Этот подход предполагает системное использование данных всех наук о человеке и их учёт при построении и осуществлении педагогического процесса.

Ответ: антропологический

15. … - учение, которое в целях усиления влияния церкви на людей признаёт разум как средство, необходимое для доказательства религиозных догм.

Ответ: неотомизм

16. Определите, к какому параметру исследования относится характеристика:

Отражает движение от достигнутого наукой, от привычного к новому, содержит момент столкновения старого с новым

Ответ: тема

Вариант 2

1.Дополните утверждение.

Методология педагогики –это учение о …, процессе … и ….

Ответ: Методология педагогики –это учение о педагогическом знании, процессе его добывания и практическом исследовании.

2. … функция методологии связана с согласованием путей и организации действий с условиями окружающего нас мира, с теми реальными обстоятельствами, которые складываются в данной ситуации.

Ответ: организующая

3. Этот уровень методологии составляют общие принципы познания и категориальный строй науки в целом.

Ответ:философский

4.Учение, которое в целях усиления влияния церкви на людей признаёт разум как средство, необходимое для доказательства религиозных догм, называется …

а) Экзистенциализм

б) Неотомизм

в) Неопозитивизм

г) Прагматизм

д) Диалектический материализм

Ответ: б

5. Назовите представителей неотомизма

1) Дж.Дьюи; 2) Ж.Маритен; 3) М.Адлер; 4) Л.И.Шестов; 5)А.Маслоу; 6) К.Маркс; 7) М.Казотти; 8) Н.А.Бердяев; 9) Ф.Энгельс; 10) Ж.Стартр; 11) А.Камю; 12) У.Канингхэм.

Ответ: 2, 3, 7

6. Представители какого философского течения определяют следующее положение педагогики:

Ценность знаний определяется тем, насколько они важны для конкретной личности; учитель должен представить ученику полную свободу в их усвоении; это учение выступает в качестве философского основания индивидуализации обучения.

Ответ: экзистенциализм

7. Этот подход обусловлен объективной связью человека с культурой, как системой ценностей. Он требует освоения культуры, как системы ценностей, способствует развитию самого человека, с одной стороны, и, с другой стороны, становлению его как творческой личности.

1. Системный подход

2. Личностный подход

3. Деятельностный подход

4. Культурологический подход

5. Этнопедагогический подход

6. Антропологический подход

Ответ: 4

8. Дополните утверждение

Научное педагогическое учение – это процесс формирования …, один из видов познавательной деятельности, направленной на открытие объективных … обучения, воспитания, развития.

Ответ: новых педагогических знаний, закономерностей

9. Выявляются и формулируются основные, общие педагогические закономерности, позволяющие объяснить ранее открытые факты, а также предсказать и предвидеть будущие события и факты на:

1) эмпирическом уровне исследования;

2) теоретическом уровне исследования;

3) методологическом уровне исследования.

Ответ: 2

10. Дескриптивное научное знание

а) служит ориентиром в процессе исследования;

б) направлено на регуляцию деятельности.

Ответ: а

11. Определите к какому параметру исследования относится характеристика:

Представление о том, что нужно сделать, чтобы цель была достигнута.

Ответ: задачи исследования

12.Содержат конкретные указания по воспитанию и обучению, методам и формам организации различных видов деятельности ученика:

1) фундаментальные педагогические исследования;

2) прикладные педагогические исследования;

3) исследования – разработки

Ответ: 3

13. Методологическая часть исследования включает в себя:

а) определение проблемы исследования

б) составление плана исследования

в) описание методов исследования и техники сбора данных;

г) формулировку гипотез;

д) определение параметра исследования

Ответ: а, г.

14. В этом подходе деятельность – основа, средства и решающее условие развития личности. Этот подход требует специальной работы по выбору и организации деятельности ребёнка, по активизации и переводу его в позицию субъекта познания и общения.

Ответ: деятельностный

15. … философия существования, переживание человеком своего быта в мире.

Ответ: экзистенциализм

16. Определите к какому параметру исследования относится характеристика:

Характеризует степень расхождения на научные идеи, практические рекомендации и предложения, которые наука может дать в настоящее время.

Ответ: актуальность.

Вариант 3

1.Дополните утверждение.

Научное педагогическое исследование – это процесс формирования …, один из видов познавательной деятельности, направленной на открытие … обучения, воспитания, развития.

Ответ: Новых педагогических знаний, основных закономерностей

2. … функция методологии удовлетворяет потребность в знаниях существенных связей и отношений окружающего мира, в познании его законов.

Ответ: гносеологическая

3. Этот уровень составляет методика и техника исследования.

Ответ: технологическая методология

4.Основатели этого философского направления познание действительности сводят к индивидуальному опыту человека.

а) Экзистенциализм

б) Неотомизм

в) Неопозитивизм

г) Прагматизм

д) Диалектический материализм

Ответ: г

5. Назовитепредставителей прагматизма

1) Дж.Дьюи; 2) Ж.Маритен; 3) М.Адлер; 4) Л.И.Шестов; 5)А.Маслоу; 6) К.Маркс; 7) М.Казотти; 8) Н.А.Бердяев; 9) Ф.Энгельс; 10) Ж.Стартр; 11) А.Камю; 12) У.Канингхэм.

Ответ: 1, 5, 11

6. Представители какого философского течения определяют следующее положение педагогики:

Личность есть объект и субъект общественных отношений; её развитие детерминировано внешними обстоятельствами и природной организацией человека.

Ответ: диалектико-материалистическая педагогика

7. Относительно самостоятельные компоненты обучения рассматриваются не изолированно, а в их взаимосвязи, в системе с другими. Этот подход позволяет выявить общие системные свойства и качественные характеристики составляющих систему отдельных элементов.

1. Системный подход

2. Личностный подход

3. Деятельностный подход

4. Культурологический подход

5. Этнопедагогический подход

6. Антропологический подход

Ответ: системный подход

8. Дополните утверждение

Методология – это учение о … и преобразовании мира.

Ответ: методе научного познания.

9. Устанавливаются новые факты науки на:

1) эмпирическом уровне исследования;

2) теоретическом уровне исследования;

3) методологическом уровне исследования.

Ответ: 1

10. Служит ориентиром в процессе исследования

1) Прескриптивное научное знание

2) Дескриптивное научное знание

Ответ: 2

11. Определите к какому параметру исследования относится характеристика:

Основное противоречие, которое должно быть разрешено средствами науки.

Ответ: проблема

12. Направлены на углубление научных знаний и открытие новых областей науки:

1) фундаментальные педагогические исследования;

2) прикладные педагогические исследования;

3) исследования – разработки

Ответ: 1

13. Определите, какая часть исследования включает в себя составление плана исследования

1) Методологическая часть исследования

2) Процедурная часть исследования

Ответ: 2

14. Этот подход предполагает образование с опорой на национальные традиции народов, его культуру, национально-этническую обрядность, обычаи, привычки.

Ответ: этнопедагогический

15. … философское учение о наиболее общи законах движения и развития природы, общества, мышления.

Ответ: диалектический материализм

16. Определите, к какому параметру исследования относится характеристика:

Предположение, при котором на основе ряда фактов делается вывод о существовании объекта, связи или причины явления; причём этот вывод нельзя считать, вполне доказанным.

Ответ: гипотеза

Вариант 4

1.Дополните утверждение.

Исследование – характерный для науки способ производства ….

Ответ: новых знаний

2. … функция методологии заключается в том, что методы исследования способствуют не только объяснению изучаемых явлений, но, что очень важно, служат также инструментом действенного изменения жизни, общественных явлений.

Ответ: преобразовательная

3. Этот уровень методологии представляет собой теоретические концепции, применяемые ко всем или к большинству научных дисциплин.

Ответ: общенаучная

4. Для этого философского направления характерна абсолютизация естественных наук и методов, применяемых ими.

а) Экзистенциализм

б) Неотомизм

в) Неопозитивизм

г) Прагматизм

д) Диалектический материализм

Ответ: в

5. Назовите представителей диалектического материализма:

1) Дж.Дьюи; 2) Ж.Маритен; 3) М.Адлер; 4) Л.И.Шестов; 5)А.Маслоу; 6) К.Маркс; 7) М.Казотти; 8) Н.А.Бердяев; 9) Ф.Энгельс; 10) Ж.Стартр; 11) А.Камю; 12) У.Канингхэм.

Ответ: 6, 9

6. Представители какого философского течения определяют следующее положение педагогики:

Человек не должен руководствоваться в своём поведении какими-нибудь заранее сформулированными принципами и правилами, он ведёт себя так, как диктует ему данная ситуация и поставленная им цель; нравственно всё, что помогает достижению личного успеха.

Ответ: прагматизм

7. Образование с опорой на национальные традиции народов, его культуру, национально-этическую обрядность, обычаи, привычки.

1. Системный подход

2. Личностный подход

3. Деятельностный подход

4. Культурологический подход

5. Этнопедагогический подход

6. Антропологический подход

Ответ: 5

8. Дополните определение

Методология – система … и … организации и построения … и … деятельности, а также учение об ….

Ответ: принципов и способов, теоретической и практической, этой системе.

9. На эмпирическом уровне исследования

1) формулируются общие принципы и методы исследования педагогических явлений

2) выявляются и формулируются основные, общие педагогические закономерности, позволяющие объяснить ранее открытые факты, а также предсказать и предвидеть будущие события и факты

3) устанавливаются новые факты науки

Ответ: 3

10. Направлено на регуляцию деятельности.

1) Прескриптивное научное знание

2) Дескриптивное научное знание.

Ответ: 1

11. Определите к какому параметру исследования относится характеристика:

То, что находится в границах объекта исследования в определённом аспекте рассмотрения.

Ответ: Предмет исследования

12. Фундаментальные педагогические исследования

1) Решают отдельные теоретические и практические задачи, связанные с методами обучения, воспитания, содержания

2) Выявляются и формулируются основные, общие педагогические закономерности, позволяющие объяснить ранее открытые факты, а также предсказать и предвидеть будущие события и факты

3) Направлены на углубление научных знаний и открытие новых областей науки

Ответ: 3

13. Определите какая часть исследования включает в себя описание методов исследования и техники сбора данных

1) Процедурная часть исследования

2) Методологическая часть исследования

Ответ: 1

14. Этот подход обусловлен объективной связью человека с культурой, как системы ценностей. Он требует освоения культуры, как системы ценностей, способствует развитию самого человека, с одной стороны, и, с другой стороны, становлению его как творческой личности.

Ответ: культурологический

15. Для философского учения … характерна абсолютизация естественных наук и методов, применяемых ими.

Ответ: неопозитивизм

16. Определите, к какому параметру исследования относится характеристика:

Представление о результатах.

Ответ: цель исследования

Варианты итогового тестового контроля знаний по курсу:

«Методология и методы психолого-педагогического исследования»

ВАРИАНТ 1

1. ______ наиболее общая система принципов организации научного исследования, способов достижения и построения научного знания.

2. Функция методологии, предполагающая предвидение развития природных и общественных явлений, каких-либо событий, развития личности называется

1. гносеологической

2. прогностической

3. преобразовательной

4. организующаяей

3. На теоретическом уровне исследования:

1) выдвигаются и формулируются основные общие педагогические закономерности, позволяющие объяснить ранее открытые факты, а также предсказать и предвидеть будущие события и факты

2) формируются общие принципы и методы исследования педагогических явлений, построения теорий

3) устанавливаются новые факты науки

4. Методика и техника исследования составляет ________ уровень методологии.

5. Содержат конкретные указания по воспитанию и обучению, методам и формам организации различных видов деятельности ученика:

1) фундаментальные педагогические исследования

2) прикладные педагогические исследования

3) исследования-разработки

6. Сжатое изложение основного содержания одной или нескольких работ по общей тематике является:

реферированием

конспектированием

аннотированием

цитированием

7. Наблюдение, которое ощущается через уполномоченные лица, называется ___________наблюдением.

8. Среди данных ниже ответов найти соответствие между методологическим параметром исследования и его характеристикой:

А) Актуальность

Б) Объект исследования

В) Цель

1). Процесс или явление, порождающее проблемную ситуацию и избранное для изучения.

2). Характеризует степень расхождения на научные идеи, практические рекомендации и предположения, которые наука может дать в настоящее время.

3). То, что находится в границах объекта исследования в определённом аспекте рассмотрения.

4). Представление о результатах.

9. Какой методологический подход рассматривает образование с опорой на национальные традиции народов, его культуру, национально этническую обрядность, обычаи, привычки.

1. Системный подход

2. Личностный подход

3. Деятельностный подход

4. Культурологический подход

5. Этнопедагогический подход

6. Антропологический подход

10. Методологическая часть исследования включает в себя:

а) определение проблемы исследования;

б) составление плана исследования;

в) описание методов исследования и техники сбора данных;

г) формулировка гипотез;

д) определение предмета исследования.

11. Какой вид наблюдения приведён ниже

Наблюдение, охватывающее возможно большее количество в разной мере взаимосвязанных явлений.

12. Эксперимент, при котором экспериментальная и контрольная группы меняются местами в каждой последующей серии опытов и обнаруживаются изменения под влиянием экспериментальной системы мер, называется:

1) естественный эксперимент;

2) перекрёстный эксперимент;

3) комплексный эксперимент.

13. Характеристика исследовательской методики, отражающая точность измерения соответствующее средства, показывающая, насколько результаты, получаемые при помощи данной методики, адекватны тем, что предполагались по замыслу, называется:

1) валидность;

2) надёжность;

3) норма.

14. Применяется в исследовании, когда между определяющим свойством и данным признаком имеется прямо пропорциональная зависимость:

1) медиана;

2) дисперсия;

3) мода;

4) средняя арифметическая.

15. Прескриптивное научное знание

а) служит ориентиром в процессе исследования;

б) направлено на регуляцию деятельности.

16. Определите, к какой группе можно отнести перечисленные методы исследования

А. Методы эмпирического уровня исследования

Б. Методы теоретического уровня исследования

1. изучение продуктов деятельности;

2. метод сопутствующих изменений;

3. изучение и обобщение педагогического опыта;

4. собеседования;

5. индукция и дедукция;

6. анкеты;

7. эксперимент;

8. анализ и синтез;

9. абстрагирование;

10. наблюдения;

11. метод сходства и различия.

17. Определите последовательность этапов наблюдения

1) сбор данных наблюдения, записей, протоколов, таблиц и т.д.;

2) выбор объекта, определение очевидных и вероятных возможностей наблюдения, выбор вида наблюдения;

3) анализ результатов и выводы наблюдения;

4) составление плана наблюдения, подготовка документов, в том числе бланков протокола наблюдений, инструкций наблюдателя и оборудования;

5) обработка и оформление результатов наблюдения.

18. Выделите основные характеристики конспекта

1. содержат основные мысли автора текста в форме утверждения или отрицания;

1) в каждом положении заключается одна мысль;

2) служат для сохранения в памяти и как основа для дискуссии;

3) выделяются, «извлекаются» из текста;

4) воспроизводит не только мысли оригинала, но и связь между ними;

5) сохраняет черты деления текста на части, свойственные оригиналу;

6) составляется с целью сохранения в памяти;

7) сжимает, «уплотняет» оригинальный текст.

19. Оформленное письменно, но предназначенное для зачитывания вслух изложение существа исследования и его выводов называется

1) доклад;

2) рецензия;

3) монография;

4) методические рекомендации.

20. Система исходных теоретических положений, которая служит базой для исследовательского поиска называется

1) теория;

2) идея;

3) концепция.

21. По описанию исследовательского метода определить его вид.

Кратковременное психологическое испытание проводится (по заданной стандартной форме) для того, чтобы выяснить, насколько психологические качества испытуемого (способности, навыки, умения и др.) соответствуют установленным психологическим нормам и стандартам._____________

22. Совокупность психологических тестов, ориентированных на изучение личности и основанных на осознанном или неосознанном приписывании человеком другим людям и внешним объектам собственных свойств, мыслей и состояний под влиянием доминирующих потребностей и ценностей:

1) личностные тесты;

2) проективные тесты;

3) интеллектуальные тесты.

ВАРИАНТ 2

1. Функция методологии, связанная с согласованием путей и организации действий с условиями окружающего нас мира, с теми реальными обстоятельствами, которые складываются в данной ситуации называется:

1) гносеологическая

2) прогностическая

3) преобразовательная

4) организующая

2. Совокупность принципов исследования и процедур, применяемых в той или иной специальной научной дисциплине, составляет _______ уровень методологии.

3. _________ - это учение о принципах построения, формах и способах научно-познавательной деятельности.

4. На эмпирическом уровне исследования

1) выдвигаются и формируются основные, общие педагогические закономерности, позволяющие объяснить ранее открытые факты, а также предсказать и предвидеть будущие события и факты;

2) устанавливаются новые факты науки;

3) формируются общие принципы и методы исследования педагогических явления, построения теории.

5. Какие исследования решают отдельные теоретические и практические задачи, связанные с методами обучения, воспитания, содержания

1) фундаментальные педагогические исследования;

2) прикладные педагогические исследования;

3) исследования-разработки.

6. Метод, предполагающий присвоение баллов или других цифровых показателей исследуемым характеристикам называется

1) регистрация;

2) ранжирование;

3) шкалирование.

7. Методологический параметр, который характеризует степень расхождения на научные ипрактические рекомендации и предложения, которые наука может дать в настоящее время называется _________

8. Характеристика какого методологического подхода приведена ниже:

Утверждается представление о социальной, деятельной творческой сущности человека как личности. Этот подход означает ориентацию педагогического процесса на личность как на цель, субъект, результат и главный критерий его эффективности.

9. Процедурная часть исследования включает в себя:

а) определение проблемы исследования;

б) составление плана исследования;

в) описание методов исследования и техники сбора данных;

г) формулировка гипотез;

д) определение предмета исследования.

10. Какой вид наблюдения приведен ниже _______________.

Наблюдение, которое ощущается через уполномоченные лица, работающие по программе и заданиям исследователя.

11. Эксперимент, который дает возможность уточнить результаты проведения работы, выявить эффективность способов педагогических воздействий, называется:

1) контрольный эксперимент;

2) лабораторный эксперимент;

3) параллельный эксперимент.

12. Характеристика методики, отражающая стабильность психодиагностического измерения соответствующего свойства, показывающая, насколько устойчивы получаемые при помощи дан методики результаты к действию посторонних и случайных факторов, называется:

1) норма;

2) валидность;

3) надёжность.

13. Мера среднего положения, характеризующая значение признака на упорядоченной шкале, которая соответствует середине исследуемой совокупности, называется:

1) средняя арифметическая;

2) медиана;

3) мода;

4) дисперсия.

14. Критическое рассмотрение одного или нескольких произведений в свете требований, представляющихся автору обязательными, является:

1) докладом;

2) рецензией;

3) монографией;

4) методическими рекомендациями.

15. Учение, система идей или принципов, совокупность обобщённых положений, образующих науку или её раздел называется

1) идея;

2) теория;

3) концепция.

16. По кратким описаниям основных методов психологии определить вид каждого из них.

Сущность метода - сбор и обобщение данных, полученных при изучении различных видов деятельности характеризуемой личности. Каждая учитываемая черта личности по степени проявления может оцениваться, условны баллом. Применяется для изучения индивидуально-психологических качеств учащегося, в частности его способностей.

17.Расположить этапы формирующего эксперимента в порядке их реализации

1) построение совместной деятельности учащихся и учителей, выполнение которой приведёт к формированию личностных качеств;

2) определение целей учебно-воспитательного процесса, связанных с формированием личностных качеств;

3) определение проектируемых качеств личности учащихся;

4) психолого-педагогическое выявление эффективности конечного результата;

5) методические поиски средств реализации деятельности по формированию качеств личности.

18. Найти соответствие между методологическим параметром исследования и его характеристикой.

  а) Актуальность 1.Процесс или явление, порождающее проблемную ситуацию и избранное для изучения.
  b) Объект исследования 2.Характеризует степень расхождения на научные идеи, практические рекомендации и предположения, которые наука может дать в настоящее время.
  c) Цель 3.Характеризует степень расхождения на научные идеи, практические рекомендации и предположения, которые наука может дать в настоящее время.
  4.Характеризует степень расхождения на научные идеи, практические рекомендации и предположения, которые наука может дать в настоящее время.

19. Выберите, какие исследовательские действия включает в себя методологическая часть исследования:

1) определение проблемы;

2) определение темы;

3) составление плана исследования;

4) определение объекта и предмета;

5) описание методов и техник сбора данных;

6) проведение эксперимента;

7) уточнение терминологии;

8) интерпретация и обобщение результатов; формулировка целей, задач, гипотезы.

20. ___________ - процесс и результат научной деятельности, направленный на получения общественно значимых новых знаний о закономерностях, структуре, механизме, обучении и воспитании, теории и истории педагогики.

21. Характеристика какого методологического параметра дана ниже:

Основное противоречие, которое должно быть разрешено средствами науки.

22. Общие принципы познания и категориальный строй науки в целом составляет _________ уровень методологии.

ВАРИАНТ 3

1. Решают отдельные теоретические и практические задачи, связанные с методами обучения, воспитания, содержания.

1) фундаментальные педагогические исследования

2) прикладною педагогические исследования

3) исследования-разработки

2. На методологическом уровне исследования:

1) выдвигаются и формулируются основные, общие педагогические закономерности, позволяющие объяснить ранее открытые факты, а также предсказать и предвидеть будущие события и факты;

2) устанавливаются новые факты науки;

3) формулируются общие принципы и методы исследования педагогических явлений, построения теории.

3. _________ - наиболее общая система принципов организации научного исследования, способов достижения и построения научного знания.

4. Функция методологии, удовлетворяющая потребность в знаниях существенных связей и отношений окружающего мира, в познании его законов называется:

1) гносеологическая

2) прогностическая

3) организующая

4) преобразовательная

5. Характеристика какого методологического параметра дана ниже:

Предположение, при котором на основе ряда фактов делается вывод о существовании объекта, связи причины явления, причём этот вывод нельзя считать вполне доказанным.

___________

6. Общие принципы познания и категориальный строй науки в целом составляет _________ уровень методологии.

7. Характеристика какого способа фиксации содержания изучаемого материала дана ниже:

Введение более детальных записей, основу которых составляет выделение главных идей и положений работы. ________________

8. Назовите метод математической статистики, который соответствует данной характеристике:

Выявление определённого качества у явлений данного класса и подсчёт количества по наличию или отсутствию данного качества ___________

9. Какой вид наблюдения приведён ниже:

Наблюдение, при котором между объектом и его исследованием имеются прямые отношения, связи установлены без промежуточных показателей, переходов.__________________

10. Прескриптивное научное знание

а) служит ориентиром в процессе исследования;

б) направлено на регуляцию деятельности.

11. Эксперимент, который позволяет определить актуальный уровень развития изучаемого свойств испытуемого или группы испытуемых, называется:

1) длительный эксперимент;

2) констатирующий эксперимент;

3) масштабный эксперимент.

12. Характеристика исследовательской методики, отражающая точность измерения соответствующими средства, показывающая, насколько результаты, получаемые при помощи данной методики, адекватны тем, что предполагались по замыслу, называется:

4) валидность;

5) надёжность;

6) норма.

13. Наиболее часто встречающееся типичное значение признака среди других значений называется:

1) дисперсия;

2) мода;

3) медиана;

4) средняя арифметическая.

14. Выделите основные характеристики тезисов:

1) содержат основные мысли автора текста в форме утверждения или отрицания;

2) в каждом положении заключается одна мысль;

3) служат для сохранения в памяти и как основа для дискуссии;

4) выделяются, «извлекаются» из текста;

5) воспроизводит не только мысли оригинала, но и связь между ними;

6) сохраняет черты деления текста на части, свойственные оригиналу;

7) составляется с целью сохранения в памяти;

8) сжимает, «уплотняет» оригинальный текст.

15. Подробное последовательное рассмотрение одной проблемы, включающее раскрытие её значения, истории развития, изложение результатов работы, выводы и рекомендации, называется:

1) методические рекомендации;

2) монография;

3) рецензия;

4) доклад.

16. Мысль о содержании и способах преобразования действительности в направлении достижения желаемой цели называется:

1) идея;

2) концепция;

3) теория.

17.По кратким описаниям основных методов психологии определить вид каждого из них:

Индивида систематически изучают в обычной повседневной жизни. Исследователь не вмешивается в естественный ход событий. Пример этого метода - ведение дневника родителями, которые на протяжении многих лет записывают все сведения об изменениях в психической жизни ребёнка. Эти сведения служат исходным материалом для психологических выводов, обобщений, предположений, которые следует проверять другими методами.__________________

18.Определите последовательность этапов наблюдения:

1) сбор данных наблюдения, записей, протоколов, таблиц и т.д.;

2) выбор объекта, определение очевидных и вероятных возможностей наблюдения, выбор вида наблюдения;

3) анализ результатов и выводы наблюдения;

4) составление плана наблюдения, подготовка документов, в том числе бланков протокола наблюдений инструкций наблюдателя и оборудования;

5) обработка и оформление результатов наблюдения.

19.Расположить этапы формирующего эксперимента в порядке их реализации:

1. построение совместной деятельности учащихся и учителей, выполнение которой приведёт к формированию личностных качеств;

2. определение целей учебно-воспитательного процесса, связанных с формированием личностных качеств;

3. определение проектируемых качеств личности учащихся;

4. психолого-педагогическое выявление эффективности конечного результата;

5. методические поиски средств реализации деятельности по формированию качеств личности.

20.Какие исследовательские действия включает в себя процедурная часть исследования:

1) определение проблемы;

2) определение темы;

3) составление плана исследования;

4) определение объекта и предмета;

5) описание методов и техник сбора данных;

6) проведение эксперимента;

7) уточнение терминологии;

8) интерпретация и обобщение результатов;

9) формулировка целей, задач, гипотезы.

21.Совокупность психологических тестов, ориентированных на изучение личности и основанных на осознанном или неосознанном приписывании человеком другим людям и внешним объектам собственных свойств, мыслей и состояний под влиянием доминирующих потребностей и ценностей:

а) личностные тесты;

b) проективные тесты;

c) интеллектуальные тесты.

22.Найдите соответствие:

а) Концепция Мысль о содержании и способах преобразования действительности в направлении достижения желаемой цели;
b) Идея Система исходных теоретических положений, которая служит базой для исследовательского поиска;
с) Теория Учение, система идей или принцип совокупность обобщённых положений, образующих науку или её раздел.

ВАРИАНТ 4

1. На теоретическом уровне исследования:

1) выдвигаются и формулируются основные, общие педагогические закономерности, позволяющие объяснить ранее открытые факты, а также предсказать и предвидеть будущие события и факты;

2) формулируются общие принципы и методы исследования педагогических явлений, построения теории;

3) устанавливаются новые факты науки.

2. Направлены на углубление научных знаний и открытие новых областей науки

1) фундаментальные педагогические исследования;

2) прикладные педагогические исследования;

3) исследования-разработки.

3. _________ - это учение о методе научного познания и преобразовании мира.

4. Функция методологии, заключающаяся в том, что методы исследования способствуют не только объяснению изучаемых явлений, но, что очень важно, служат также инструментом действенного изменения жизни, общественных явлений называется

1) гносеологическая;

2) прогностическая;

3) преобразовательная;

4) организующая.

5. Характеристика какого методологического параметра дана ниже:

Основное противоречие, которое должно быть разрешено средствами науки____________

6. Совокупность принципов исследования и процедур, применяемых в той или иной специальной научной дисциплине, составляет _____ уровень методологии.

7. Определите, характеристика какого способа фиксации содержания изучаемого материала дана ниже.

Перечень источников, отобранных для работы в связи с исследуемой проблемой.______________

8. Назовите метод математической статистики, который соответствует данной характеристике

Расположение собранных данных в определённой последовательности, определение места в этом ряду изучаемых объектов. _________________

9. Какой вид наблюдения приведён ниже:

Наблюдение, которое протекает в условиях осознанного факта присутствия посторонних. ______________

10. Дескриптивное научное знание:

а) служит ориентиром в процессе исследования;

б) направлено на регуляцию деятельности.

11. Содержанием формирующего этапа эксперимента является:

1) выявление эффективности изучаемых способов педагогических воздействий;

2) изучение влияния новых условий на повышение эффективности обучения и воспитания;

3) проверка выдвинутой гипотезы;

4) выяснение состояния изучаемого явления на практике.

12. Характеристика методики, отражающая стабильность психодиагностического измерения соответствующего свойства, показывающая, насколько устойчивы получаемые при помощи данной методики результаты к действию посторонних и случайных факторов, называется:

1) норма;

2) валидность;

3) надёжность.

13. Применяется в исследовании, когда между определяющим свойством и данным признаком имеется прямо пропорциональная зависимость:

1) медиана;

2) дисперсия;

3) мода;

4) средняя арифметическая.

14. Краткое изложение современных научных данных и практических рекомендаций в какой-либо области называется:

1) монография;

2) рецензия;

3) доклад;

4) методические рекомендации.

15. Найдите соответствие

A. Концепция 1. Мысль о содержании и способах преобразования действительности в направлении достижения желаемой цели;
Б. Теория 2. Система исходных теоретических положений, которая служит базой для исследовательского поиска
B. Идея 3. Учение, система идей или принцип совокупность обобщённых положений, образующих науку или её раздел

16.По описанию исследовательского метода психологии определите его вид:

Исследуемое явление изучается в точно учитываемых условиях, позволяющих следить за ходом явления и воссоздавать его при повторении этих условий.__________________

17.Расположите этапы формирующего эксперимента в порядке их реализации:

1. построение совместной деятельности учащихся и учителей, выполнение которой приведёт к формированию личностных качеств;

2. определение целей учебно-воспитательного процесса, связанных с формированием личностных качеств;

3. определение проектируемых качеств личности учащихся;

4. психолого-педагогическое выявление эффективности конечного результата;

5. методические поиски средств реализации деятельности по формированию качеств личности.

18._________ - процесс и результат научной деятельности, направленный на венно значимых новых знаний о закономерностях, структуре, механизме, нии, теории и истории педагогики.

19.Какие исследовательские действия включает в себя процедурная часть исследования:

1) определение проблемы;

2) определение темы;

3) составление плана исследования;

4) определение объекта и предмета;

5) описание методов и техник сбора данных;

6) проведение эксперимента;

7) уточнение терминологии;

8) интерпретация и обобщение результатов;

9) формулировка целей, задач, гипотезы.

20._____________- наиболее общая система принципов организации научного исследования, способов достижения и построения научного знания.

21.По описанию исследовательского метода психологии определите его вид.

Индивида систематически изучают в обычной повседневной жизни. Исследователь не вмешивается в естественный ход событий. Пример этого метода - ведение дневника родителями, которые на протяжении многих лет записывают все сведения об изменениях в психической жизни ребёнка. Эти сведения служат исходным материалом для психологических выводов, обобщений, предположений, которые следует проверять другими методами.______________

22. Статистический метод, который применяется в исследовании, когда между определяющим свойством и данным признаком имеется прямая пропорциональная зависимость, называется:

а) медиана;

b) дисперсия;

c) мода;

d) средняя арифметическая.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: