Одно из важнейших значений в профессиональной деятельности сотрудников правоохранительных органов имеет общение. Для продуктивного контакта с людьми сотруднику ОВД мало обладать юридическими и специальными познаниями, нужна еще особая психологическая подготовленность в сфере общения.
Овладение искусством понимать людей и на этой основе управлять их поведением является важнейшим признаком профессионализма сотрудников ОВД.
Основу психологии профессионального общения в работе сотрудника ОВД составляют его общие и специфические закономерности. Последние определяются характером оперативно-служебных задач, содержанием и целями конкретной ситуации.
Выделяются следующие виды профессионального общения сотрудников ОВД:
1. Общение сотрудника с коллегами по работе в служебном коллективе;
2. Общение с лицами, причастными к совершению преступлений;
3. Общение с лицами, оказывающими содействие в предупреждении, выявлении и раскрытии преступлений;
4. Общение с лицами, скрывающими информацию о преступлении, вступающими в конфликт с сотрудниками;
|
|
5. Общение с иными лицами.
Общение сотрудника в коллективе характеризуется следующими основными особенностями:
- формализованностью и регламентацией служебного общения статусом сотрудников, их должностными обязанностями, правами и ответственностью, приказами, инструкциями и другими нормативными актами;
- сочетанием в эпизодах общения служебных, общественных и личных целей и интересов сотрудников ОВД;
- знанием участниками общения личных особенностей и стилей поведения друг друга;
Общение сотрудника с лицами, указанными в пунктах 2,3,4,5 может отличаться следующими особенностями:
- скрытым или открытым противодействием, установкой на борьбу;
- высоким уровнем ответственности;
- зачастую оно носит публичный характер;
- высокой эмоциональной напряженностью, фрустрированностью;
- часто носит стрессовый характер;
- правовой регламентацией и, как правило, фиксацией содержания.
Поведение человека во многом определяется его личностными чертами, особенностями темперамента, типом характера, способностями переживать разнообразные эмоциональные состояния, индивидуальными ценностями и реакцией на различные жизненные обстоятельства или конкретную ситуацию. Таким образом, поведение может существенно изменяться в зависимости от обстоятельств, которые в настоящий момент переживает человек. Сотрудник в ходе беседы должен уметь подстраиваться к человеку так, чтобы установить контакт и выстроить доверительные отношения.