Упражнение «Я-высказывание»

Цель: овладение навыками конструктивного взаимодействия с помощью «Я-вы-сказываний».

Ведущий объясняет группе, что одним из способов открытого выражения желаний и чувств может служить прием «Я-высказывания». Этот прием помогает дать партнеру по общению обратную связь, не перекладывая на него ответствен­ности.

Общая схема проговаривания в рамках этого приема такова: СобытиеРеакцияПричина напряжения (без интерпретации):

Событие Реакция Причина напряжения
Когда вы кричи­те (говорите, де-ггаете).. Я чувствую себя (беспо­мощной, злой, обижен­ной, у меня возникает проблема)... Я не могу сосредоточиться, я хочу и не могу высказать вам свою точку зрения, потому что у меня были совершенно дру­гие планы

Далее участникам группы предлагается сформулировать «Я-высказывание» как реакцию на предлагаемые ведущим ситуации. Например:

1) коллега «перехватила» работу, о которой у вас была предварительная дого­воренность с руководством, на которую вы рассчитывали как на дополнительный заработок;

2) вы узнали, что ваш 14-летний сын пропустил целую неделю занятий с репе­титором, которому вы платите достаточно большие деньги;

3) ваш сын разбил любимую фамильную чашку;

4) ваша дочь пришла домой значительно позже, чем обещала; до ее прихода вы успели обзвонить друзей, позвонили в больницы, морг;

5) сосед по парте во время теста заглядывает к вам в листок и тем самым навле­кает на вас неприятности;

6) подруга взяла у вас конспект и не вернула в условленное время;

7) лучшая подруга показала ваш дневник вашему другу.

В обсуждении важно проанализировать различия между «Ты-высказыванием» и «Я-выеказыванием», между проявлением чувств, мыслей и оценок.

Упражнение «Конфликты»

Цель: помочь участникам группы научиться выражать свои чувства посредством «Я-высказывания».

Группа делится на пары, один участник из пары обвиняет в чем-то другого, создавая ситуацию конфликта. Второй участник реагирует тремя разными спо­собами:

— оправдывается и извиняется (с позиции «жертвы);

— использует «Ты-высказывания» для ответных обвинений;

— использует «Я-высказывания» по схеме.

Затем участники меняются ролями и придумывают новую ситуацию и варианты решений.

В обсуждении участника анализируют критерии соответствия поведения заяв­ленной позиции, правильность использования приема «Я-высказывания».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: