Цель: овладение навыками конструктивного взаимодействия с помощью «Я-вы-сказываний».
Ведущий объясняет группе, что одним из способов открытого выражения желаний и чувств может служить прием «Я-высказывания». Этот прием помогает дать партнеру по общению обратную связь, не перекладывая на него ответственности.
Общая схема проговаривания в рамках этого приема такова: Событие — Реакция — Причина напряжения (без интерпретации):
Событие | Реакция | Причина напряжения |
Когда вы кричите (говорите, де-ггаете).. | Я чувствую себя (беспомощной, злой, обиженной, у меня возникает проблема)... | Я не могу сосредоточиться, я хочу и не могу высказать вам свою точку зрения, потому что у меня были совершенно другие планы |
Далее участникам группы предлагается сформулировать «Я-высказывание» как реакцию на предлагаемые ведущим ситуации. Например:
1) коллега «перехватила» работу, о которой у вас была предварительная договоренность с руководством, на которую вы рассчитывали как на дополнительный заработок;
|
|
2) вы узнали, что ваш 14-летний сын пропустил целую неделю занятий с репетитором, которому вы платите достаточно большие деньги;
3) ваш сын разбил любимую фамильную чашку;
4) ваша дочь пришла домой значительно позже, чем обещала; до ее прихода вы успели обзвонить друзей, позвонили в больницы, морг;
5) сосед по парте во время теста заглядывает к вам в листок и тем самым навлекает на вас неприятности;
6) подруга взяла у вас конспект и не вернула в условленное время;
7) лучшая подруга показала ваш дневник вашему другу.
В обсуждении важно проанализировать различия между «Ты-высказыванием» и «Я-выеказыванием», между проявлением чувств, мыслей и оценок.
Упражнение «Конфликты»
Цель: помочь участникам группы научиться выражать свои чувства посредством «Я-высказывания».
Группа делится на пары, один участник из пары обвиняет в чем-то другого, создавая ситуацию конфликта. Второй участник реагирует тремя разными способами:
— оправдывается и извиняется (с позиции «жертвы);
— использует «Ты-высказывания» для ответных обвинений;
— использует «Я-высказывания» по схеме.
Затем участники меняются ролями и придумывают новую ситуацию и варианты решений.
В обсуждении участника анализируют критерии соответствия поведения заявленной позиции, правильность использования приема «Я-высказывания».