Цель: работа со стереотипами, развитие умения принимать чужие точки зрения.
Участникам группы раздаются одинаковые листы бумаги. Ведущий просит выполнить молча следующие действия с листом бумаги, не глядя, как такую же операцию проделывают другие:
1) сложите лист вдвое, оторвите правый верхний угол;
2) снова сложите лист вдвое и оторвите правый верхний угол;
3) сложите лист вдвое и оторвите правый верхний угол;
4) сложите лист вдвое и оторвите правый верхний угол;
5) разверните.
При демонстрации остатков листов бумаги участники группы увидят разнообразные варианты «снежинки».
В обсуждении у участников группы целесообразно спросить: «Можно ли сказать, что у кого-то бумага оторвана неправильно? Бывает ли так, что мы оцениваем человека в зависимости от того, делает он так же, как мы, либо поступает не так, как мы, смотрит на мир не так, как мы?».
Упражнение «Наши стереотипы»
Цель: осознание участниками группы роли и влияния стереотипов на формирование представлений о людях в конфликтном взаимодействии.
|
|
Инструкция: написать характеристику на людей по их фотографиям, используя свои психологические знания о физиогномике человека.
Группа разбивается на две подгруппы, которые размещаются в разных концах аудитории. Подгруппам предъявляются одинаковые фотографии, например мужчины (см. «Фото Курта Уолдена» в кн.: Майерс Д. Социальная психология, с. 121), при этом в каждой подгруппе о мужчине с фотографии рассказываются разные истории. Например, в одной подгруппе это может быть история о руководителе антифашистского подполья, а в другой — о начальнике концентрационного лагеря.
После того как характеристики будут написаны, подгруппы зачитывают их, собравшись в круг.
В обсуждении важно акцентировать внимание на влияние стереотипов на представления о различных группах людей.