Стереотипы — социально разделяемые представления о характеристиках (личностных чертах, ценностях, ожидаемом поведении), воспринимаемых как справедливые в отношении социальных групп и их членов.
В наиболее общем плане стереотипы рассматриваются как абстрактные умственные репрезентации социальных групп — групповые схемы или групповые прототипы.
Групповые репрезентации включают стереотипизированные представления, ассоциируемые в долгосрочной памяти с групповыми обозначениями (например, кавказец).
К особенностям стереотипов можно отнести:
1) готовность людей к характеристике различных групп упрощенными, резкими оценочными суждениями;
2) трудную изменяемость сформировавшихся стереотипов;
3) зависимость изменения стереотипов от глубоких социальных, политических и экономических изменений;
4) укоренение стереотипов в раннем детском возрасте;
5) большую воспроизводимость и враждебность стереотипов, которая сопровождается возрастанием их устойчивости по мере роста напряженности во взаимоотношениях со стереотипизируемой группой;
|
|
6) изменение при непосредственном контакте, которое сопровождается достаточным количеством подтверждений неточности стереотипа.
Стереотипы играют защитную функцию, являясь надежным стражем нашей психики, адаптивным и энергосберегающим ее механизмом. Стереотипы позволяют оценивать явления как положительные или отрицательные, значимые или незначительные с точки зрения своей группы. В стереотипах проявляется «типическое Я». В зависимости от того, в какой ситуации проявляется стереотип, он может сберечь силы, а может и подвести, создав проблемы в отношениях или достижении значимых целей.
Примерами стереотипов может служить образ «бухгалтера», «учителя», «кавказца», «нового русского». Как они соотносятся с реальным носителем данной характеристики? Использование стереотипов в межличностных отношениях, в отношениях родителей и детей, мужчин и женщин («все мужчины такие...», «современные дети — они же...», «все начальники...») может усугубить конфликт, противодействовать его разрешению.
Тема 6 АНАЛИЗ И РАЗРЕШЕНИЕ КОНФЛИКТНЫХ СИТУАЦИЙ