Теоретическая информация. Стереотипы — социально разделяемые представления о характеристиках (личностных чертах, ценностях, ожидаемом поведении)

Стереотипы — социально разделяемые представления о характеристиках (личностных чертах, ценностях, ожидаемом поведении), воспринимаемых как справедливые в отношении социальных групп и их членов.

В наиболее общем плане стереотипы рассматриваются как абстрактные ум­ственные репрезентации социальных групп — групповые схемы или групповые прототипы.

Групповые репрезентации включают стереотипизированные представления, ассоциируемые в долгосрочной памяти с групповыми обозначениями (например, кавказец).

К особенностям стереотипов можно отнести:

1) готовность людей к характеристике различных групп упрощенными, резкими оценочными суждениями;

2) трудную изменяемость сформировавшихся стереотипов;

3) зависимость изменения стереотипов от глубоких социальных, политических и экономических изменений;

4) укоренение стереотипов в раннем детском возрасте;

5) большую воспроизводимость и враждебность стереотипов, которая сопро­вождается возрастанием их устойчивости по мере роста напряженности во взаимо­отношениях со стереотипизируемой группой;

6) изменение при непосредственном контакте, которое сопровождается доста­точным количеством подтверждений неточности стереотипа.

Стереотипы играют защитную функцию, являясь надежным стражем нашей психики, адаптивным и энергосберегающим ее механизмом. Стереотипы позволяют оценивать явления как положительные или отрицательные, значимые или незначи­тельные с точки зрения своей группы. В стереотипах проявляется «типическое Я». В зависимости от того, в какой ситуации проявляется стереотип, он может сберечь силы, а может и подвести, создав проблемы в отношениях или достижении значи­мых целей.

Примерами стереотипов может служить образ «бухгалтера», «учителя», «кав­казца», «нового русского». Как они соотносятся с реальным носителем данной характеристики? Использование стереотипов в межличностных отношениях, в отношениях родителей и детей, мужчин и женщин («все мужчины такие...», «современные дети — они же...», «все начальники...») может усугубить конфликт, противодействовать его разрешению.

Тема 6 АНАЛИЗ И РАЗРЕШЕНИЕ КОНФЛИКТНЫХ СИТУАЦИЙ


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: