Генезис и функциональная организация образа мира у человека

(Смирнов, 1985)

Каковы основные функциональные особенности перцептивных процессов?

Перцептивные процессы это активно организуемые субъектом ориентировочно-исследовательские операции и действия, реализуемые с помощью органов чувств, обеспечивающие извлечение стимуляции из внешнего мира и формирование на этой основе образа предметного мира.

Построение психического образа объекта и установление связей между объектом и психическим образом («психическим отражением объекта») реализуется на основе активных перцептивных ориентировочно-исследовательских операций и действий субъекта, направляемых на объекты окружающего мира. Психический образ есть результат активно и избирательно организуемых субъектом ориентировочно-исследовательских операций и действий.

При этом исходной формой психической ориентировки человека в онтогенезе, выступает амодальное (надмодальное) предметное восприятие. Первичным является восприятие предметных характеристик объектов, а ориентировка в модальностных характеристиках ощущений является вторичной.

Ощущения (сенсорные процессы) это то, что вносится органами чувств в процессы построения предметных образов объектов (процессы восприятия), которые опираются на активные взаимодействия субъекта с объектами окружающего мира, направляемые перцептивными гипотезами.

Что выступает в качестве исходных источников развития психических функций у человека?

Первые активные движения новорожденного представляют собой синкретическое единство моторных (мышечно-двигательных), сенсорных (ориентировочно-исследовательских) и аффективных (вегетативных и внешне двигательных форм реагирования на изменения органических состояний) компонентов, на основе которых впоследствии дифференцируются разные психические функции и функциональных систем, которые образуют: а) деятельность, б) образ мира и сознание, в) личность субъекта.

Исходные формы моторной активности, направляемые субъектом на объект: а) сопровождаются проприоцептивными и интероцептивными ощущениями; б) порождают экстероцептивные ощущения. Такие формы моторной активности образуют то исходное чувственное начало, которое служит первоосновой для построения образа мира.

При этом развитие сенсорно-перцептивной сферы ребенка первого года жизни опережает развитие его моторной сферы (у животных соотношение обратное). Это эволюционно и исторически связано с тем, что в качестве внешнего средства организации и выполнения предметных действий у младенца исходно выступает мать (другой человек).

Как структурируется индивидуальный образ мира у ребенка в процессах развития?

В процессе развития образ мира не складывается из образов отдельных явлений и объектов, а с самого начала развивается и функционирует как целостное образование. Взаимодействие индивидуального образа мира и сенсорных данных, извлекаемых субъектом из объективного мира, строится путем модификации и уточнения образа мира как целого. В структуре образа мира формируются, развиваются и совершенствуются:

· Целостные представления о мире, которые на протяжении жизни субъекта постоянно дополняются, конкретизируются и дифференцируются на основе извлечения новых сенсорных данных в процессах реализации различных видов деятельности и выполнения предметных действий.

· Способы организации перцептивных процессов, обеспечивающих построение образов и опознавание предметов и явлений в разных предметных ситуациях и обстоятельствах.

В разделенных с другими людьми действиях и в речевых формах общения в составе образа мира ребенка начинают дифференцироваться и фиксироваться объективные значения, образующие ядерные структуры образа мира человека, которые в последующем определяют основное содержание познавательных гипотез и обеспечивают избирательное структурирование и организацию сенсорных (непосредственно-чувственных) данных.

Как функционирует образ мира в организации процессов восприятия?

Образ мира в функциональном плане предшествует актуальной ситуативной сенсорной стимуляции. На основе образа мира осуществляется постоянное прогнозирование предметного содержания и значения ситуаций, событий, а также их личностного смысла.

· На основе образа мира постоянно генерируются познавательные гипотезы. При этом внешние сенсорные данные и вызываемые ими впечатления служат дополнением, уточнением и конкретизацией познавательных гипотез, преобразуя их в чувственно воспринимаемый и переживаемый образ.

· В знакомых предметных обстоятельствах главный вклад в построение образов конкретных предметов или ситуации в большей мере вносится со стороны актуализации фрагментов образа мира субъекта, и в меньшей мере – сенсорными данными, извлекаемыми из ситуации.

· У субъекта постоянно существуют неосознаваемые ожидания прогнозы того, что можно встретить и что может измениться в ближайшее время в данных предметных обстоятельствах. Такие ожидания и прогнозы часто фиксируются с помощью терминов «перцептивные установки» и «перцептивные гипотезы».

· Содержание перцептивных гипотез определяется мотивами и задачами, которые решает субъект в текущий момент – с одной стороны, и опытом взаимодействия с аналогичными предметными ситуациями – с другой стороны.

· Сквозь систему перцептивных гипотез субъект ориентируется в любой текущей ситуации и строит ее образ, в содержании которого одни и те же объекты могут приобретать различную степень перцептивной точности и конкретности в зависимости от значения объектов и их свойств для решения текущих задач.

· При этом первичные результаты восприятия и эмоциональной оценки могут оказывать влияние на операциональный состав действий субъекта и не переводиться на сознательный уровень ориентировки.

«Образ мира – это отображение в психике человека предметного мира, опосредованное предметными значениями и соответствующими когнитивными схемами и поддающееся сознательной рефлексии» (А.А. Леонтьев, 2001. С. 115).

В.Е. Клочко:используя термин «образ мира» А.Н. Леонтьев хотел тем самым отличить объект 1) как явление амодального мира (до человека, без человека); 2) объект, обретающий модальности при встрече с человеком (форма, размеры (физические измерения в т.ч.), цвет, запах, вкус и прочее); 3) и объект, становящийся «предметом для человека», будучи включенным в систему его предметной деятельности. Если амодальный мир для человека есть «вещь в себе», то два других различия описывают стадии превращения «вещи в себе» в «вещь для человека». Таким образом, сверхчувственные качества (значения, смыслы, ценности) это не метафоры, а вполне реальные (в смысле «на самом деле») существующие качества предмета, которые А.Н. Леонтьев отделил от природных «измерений» модального мира приставкой «квази». Смыслы и смыслообразование можно изучать в динамике их становления.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: