Процессы построения предметного образа внешних объектов включают последовательность функциональных этапов:
1. Получение и селекция чувственных впечатлений различной модальности от воздействующей на органы чувств физической стимуляции.
· Объекты и события реального мира (дистальная стимуляция) физически воздействуют (прямо или опосредствованно) своими свойствами на органы чувств. В результате возникают биохимические процессы в рецепторах соответствующих органов чувств (проксимальная стимуляция).
· Проксимальная стимуляция преобразуется в электрохимические сигналы, поступающие в мозг и включающиеся в различные нейрофизиологические процессы. В результате возникают ощущения, соответствующие определенным нейрофизиологическим процессам.
2. Организация (конструирование) из ощущений целостного образа объекта на основе:
· Присоединения к ощущениям образов памяти, сохранившихся от прошлых воздействий аналогичных объектов.
· Использование по отношению к исходным чувственным данным различных операций, с помощью которых происходит организация целостного образа объекта (целостность), а также его верное предметное соотнесение (предметность, константность и т. д.).
3. Применение к предметно отнесенному чувственному образу различных приемов смысловой обработки: обобщение, категоризация, абстрагирование.
В «стимульном подходе» возникает «проблема предметности восприятия», которая заключается в том, что предмет отражается (строится) в мозге (в психике?), а затем это психическое отражение (построенное в мозге?) накладывается на свой источник и переживается как сам предмет:
· Свойства внешних предметов (раздражители) отражаются в ощущениях – внутренних психических явлениях.
Затем эти ощущения проецируются вовне на соответствующие предметы.
Существует множество фактов, не объяснимых с позиции «стимульной парадигмы»:
· Постоянная готовность субъекта к восприятию определенных раздражителей, предметов и явлений (апперцепция, установка, антиципация и т.п.).
· Эффекты перцептивного дополнения, которые заключаются в восприятии того, чего нет в составе сенсорных данных.
· Модальность образа не является исходным моментом восприятия: предметная отнесенность образа (что, где?) формируется раньше, чем знание о том, какая модальность лежит в основе построения образа.
· Эффекты, надмодального восприятия значения и личностного смысла различных ситуаций: например, опытные шахматисты при тахистоскопическом предъявлении шахматных позиций могут обнаружить и оценить результаты возможных комбинаций («мат в два хода»), не зафиксировав конкретного расположения фигур (Тихомиров, 1984).
· Эффекты восприятия различающихся объектов, без выделения тех признаков, которые определяют такие различия (подретушированные и увеличенные зрачки глаз на одной из двух одинаковых фотографий девушки).
· Данные о том, что процесс построения образа идет в направлении от глобального, менее дифференцированного целого, к более дифференцированному и детализованному, а не путем выделения отдельных сенсорных воздействий к их последующему объединению во все более конкретное целое.
Коэффициент К, получивший название отношения Вебера, различен для разных сенсорных раздражителей 0,003 — для высоты звука, 0,02 — для видимой яркости; 0,09 — для громкости звуков и т д Он фиксирует величину, на которую должен быть увеличен или уменьшен раздражитель, чтобы можно было получить едва заметное изменение ощущения. Данная зависимость была установлена в XVIII в. французским ученым П. Бугером и детально изучена впоследствии немецким физиологом ЭГ. Вебером. Дальнейшим развитием и отчасти интерпретацией закона Бугера - Вебера является закон Фехнера (см. Вебера—Фехнера закон)
В XX веке Стивенсом была доказана ограниченность закона Вебера-Фехнера, справедливого лишь для средних значений ощущения некоторых модальностей. В целом же зависимость носит характер общей степенной функции с переменным для каждого рода условий показателем (Закон Стивенса).