Чем характеризуется «стимульная парадигма» функциональной структуры познавательных процессов?

Процессы построения предметного образа внешних объектов включают последовательность функциональных этапов:

1. Получение и селекция чувственных впечатлений различной модальности от воздействующей на органы чувств физической стимуляции.

· Объекты и события реального мира (дистальная стимуляция) физически воздействуют (прямо или опосредствованно) своими свойствами на органы чувств. В результате возникают биохимические процессы в рецепторах соответствующих органов чувств (проксимальная стимуляция).

· Проксимальная стимуляция преобразуется в электрохимические сигналы, поступающие в мозг и включающиеся в различные нейрофизиологические процессы. В результате возникают ощущения, соответствующие определенным нейрофизиологическим процессам.

2. Организация (конструирование) из ощущений целостного образа объекта на основе:

· Присоединения к ощущениям образов памяти, сохранившихся от прошлых воздействий аналогичных объектов.

· Использование по отношению к исходным чувственным данным различных операций, с помощью которых происходит организация целостного образа объекта (целостность), а также его верное предметное соотнесение (предметность, константность и т. д.).

3. Применение к предметно отнесенному чувственному образу различных приемов смысловой обработки: обобщение, категоризация, абстрагирование.

В «стимульном подходе» возникает «проблема предметности восприятия», которая заключается в том, что предмет отражается (строится) в мозге (в психике?), а затем это психическое отражение (построенное в мозге?) накладывается на свой источник и переживается как сам предмет:

· Свойства внешних предметов (раздражители) отражаются в ощущениях – внутренних психических явлениях.

Затем эти ощущения проецируются вовне на соответствующие предметы.

Существует множество фактов, не объяснимых с позиции «стимульной парадигмы»:

· Постоянная готовность субъекта к восприятию определенных раздражителей, предметов и явлений (апперцепция, установка, антиципация и т.п.).

· Эффекты перцептивного дополнения, которые заключаются в восприятии того, чего нет в составе сенсорных данных.

· Модальность образа не является исходным моментом восприятия: предметная отнесенность образа (что, где?) формируется раньше, чем знание о том, какая модальность лежит в основе построения образа.

· Эффекты, надмодального восприятия значения и личностного смысла различных ситуаций: например, опытные шахматисты при тахистоскопическом предъявлении шахматных позиций могут обнаружить и оценить результаты возможных комбинаций («мат в два хода»), не зафиксировав конкретного расположения фигур (Тихомиров, 1984).

· Эффекты восприятия различающихся объектов, без выделения тех признаков, которые определяют такие различия (подретушированные и увеличенные зрачки глаз на одной из двух одинаковых фотографий девушки).

· Данные о том, что процесс построения образа идет в направлении от глобального, менее дифференцированного целого, к более дифференцированному и детализованному, а не путем выделения отдельных сенсорных воздействий к их последующему объединению во все более конкретное целое.

Коэффициент К, получивший название отношения Вебера, различен для разных сенсорных раздражителей 0,003 — для высоты звука, 0,02 — для видимой яркости; 0,09 — для громкости звуков и т д Он фиксирует величину, на которую должен быть увеличен или уменьшен раздражитель, чтобы можно было получить едва заметное изменение ощущения. Данная зависимость была установлена в XVIII в. французским ученым П. Бугером и детально изучена впоследствии немецким физиологом ЭГ. Вебером. Дальнейшим развитием и отчасти интерпретацией закона Бугера - Вебера является закон Фехнера (см. Вебера—Фехнера закон)

В XX веке Стивенсом была доказана ограниченность закона Вебера-Фехнера, справедливого лишь для средних значений ощущения некоторых модальностей. В целом же зависимость носит характер общей степенной функции с переменным для каждого рода условий показателем (Закон Стивенса).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: