Тема 2. Методология психолого-педагогического исследования

1. Дайте характеристику основных современных учений, выступающих в качестве философской основы методологии психолого-педагогического исследования.

2.Раскройте сущность системного, деятельностного, целостного подходов как реализующихся на общенаучном уровне психолого-педагогического исследования.

3. Назовите конкретно-методологические теоретические концепции, лежащие в основе психолого-педагогического исследования; проиллюстрируйте их примерами.

4.Объясните, можно ли говорить о реализации принципа объективности при выполнении исследовательской работы, если ее проводит человек, обладающий собственной позицией, системой утвердившихся взглядов и ценностей.

5.Раскройте сущность психолого - педагогических исследований различного вида; укажите, каким образом связаны фундаментальные, прикладные, разработки, теоретические и экспериментальные исследования.

6.Объясните, чем различаются понятия «проблема» и «практическая задача»?

7.Определите, какая из следующих формулировок относится к числу практических задач, а какая — к научной проблеме:

1) преодоление отставания и неуспеваемости школьников;

2) выявление и определение условий и методов формирования у школьников общеучебных умений и навыков;

3) формирование у учащихся познавательной самостоятельности.

8.По материалам периодики составьте перечень актуальных социально-педагогических проблем. Докажите актуальность одной из них.

9.Проанализируйте и дайте оценку доказательства актуальности проблемы исследования по материалам конкретной дипломной работы.

10. Выявите сходство и различие проблемы и темы исследования.

11.Укажите, какое из приведенных в паре высказываний является темой, какое - проблемой исследования:

а) - какими должны быть педагогические условия, обеспечивающие эффективное развитие коммуникативного потенциала студентов технического вуза;

- развитие коммуникативного потенциала студентов технического университета;

б) - определение педагогических условий в образовательном процессе школы, необходимых и достаточных для обеспечения эффективности процесса саморазвития у юношества;

- личностное саморазвитие старшего школьника в педагогическом процессе школы;

в) - научно-исследовательская работа студентов педагогического колледжа как средство формирования их готовности к педагогической деятельности;

- влияние научно-исследовательской работы на формирование готовности студентов к педагогической деятельности;

г) - саморазвитие студентов педагогического колледжа в условиях учебной деятельности;

- определение условий саморазвития студентов педагогического колледжа как основы их профессионального становления в учебной деятельности.

12. Конкретизируйте следующие темы психолого-педагогических исследований:

а) развитие интеллектуальной одаренности в подростковом возрасте;

б) отношения сотрудничества в учебно-воспитательном процессе;

в) социализация педагогически запущенных подростков;

г) взаимодействие социального педагога с семьей «группы риска».

13. Объясните, каков смысл выделения предмета исследования, если уже определен его объект.

14. По следующим темам сформулируйте объект и предмет исследования:

* Воспитание самостоятельности младших подростков в условиях общеобразовательной школы с целью содействия их успешной социализации;

* Организация педагогической поддержки музыкально одаренных детей в условиях общеобразовательной школы с целью их успешной социализации;

* Интеграция детей с ограниченными возможностями здоровья в среду здоровых сверстников с целью их социальной адаптации..

15.Укажите, каким образом связаны цель и проблема исследования; приведите конкретные примеры, взяв за основу авторефераты диссертаций.

16. Проанализируйте представленные ниже цели студенческого исследования и сделайте аргументированный вывод, какая из них является целью курсовой, а какая - дипломной работы:

* определение педагогических условий, обеспечивающих формирование у подростков барьера к употреблению наркотиков;

* на основе изучения теории и практики выявить педагогические условия, обеспечивающие формирование у подростков антинаркотического барьера, и экспериментально проверить их эффективность.

17. На конкретном примере покажите, каким образом в гипотезе отражается характеристика предмета и предполагаемого результата исследования.

18.Укажите, каким образом соотносятся между собой цели и задачи исследования; приведите примеры.

19.Попытайтесь сформулировать цель и задачи психолого-педагогического исследования по теме «Профилактика правонарушений у подростков в условиях детского дома как условие их успешной социальной адаптации».

20.Расположите в логической последовательности задачи исследования на тему «Проблемы и условия формирования методологической культуры студентов педвуза»:

1) определить и проверить в процессе опытно-экспериментальной работы условия формирования методологической культуры студентов;

2) изучить состояние методологической культуры студентов;

3) разработать рекомендации по созданию условий формирования методологической культуры студентов;

4) проанализировать понятие «методологическая культура будущего педагога».

21. Найдите ошибки в формулировке задач дипломного исследования по теме «Специфика работы социального педагога по профилактике подростковой преступности и правонарушений в условиях детского дома»:

1) разработать теоретико-методологические основания процесса профилактики подростковой преступности и правонарушений в условиях детского дома;

2) провести анализ правонарушений за 10 лет по Осинскому району Пермской области (выявить мотивы, причины, современные тенденции преступности, специфику проявлений у воспитанников детских домов);

3) определить педагогические условия повышения профилактики подростковой преступности и правонарушений в условиях детского дома.

Попытайтесь исправить выявленные недочеты.

22. Сформулируйте цель, гипотезу и задачи для написания курсовой работы и ВКР по следующей теме - «Правовое просвещение подростков в условиях общеобразовательной школы как средство профилактики педагогической запущенности», объекту - профилактика педагогической запущенности в условиях общеобразовательной школы и предмету исследования - правовое просвещение подростков школы как средство профилактики педагогической запущенности.

23. Самостоятельно проанализируйте 2 дипломные работы и выявите правильность определения объекта, предмета, формулировку цели, задач, гипотезы исследования.

24. Сформулируйте все основные методологические характеристики для следующих тем:

· Воспитание культуры поведения у старших дошкольников с целью их успешной социализации;

· Формирование толерантности у подростков в условиях общеобразовательной школы как одно из направлений деятельности социального педагога»

· Профилактика школьной дезадаптации младших подростков как направление социально-педагогической деятельности.

25.Ознакомьтесь с содержанием § 4 «Конкретно-методологические принципы педагогических исследований» главы «Методология и методы педагогических исследований» в учебнике «Педагогика» (См. 19 списка литературы), выпишите определения системного, личностного, деятельностного, диалогического, антропологического подходов; подумайте, как будет меняться содержание методологических характеристик указанных выше тем (задание 24) в зависимости от подхода, выбранного исследователем.

26. Укажите, в чем различие таких методологических параметров исследования как научная новизна, теоретическая и практическая значимость результатов исследования. Из предложенных примеров выберите те, которые выражают

а) научную новизну, б) теоретическую значимость, в) практическую значимость по темам:

· Организация самообразовательной деятельности как эффективное условие формирования у подростков готовности к развитию своего творческого потенциала

а) разработаны основные положения методики и методические рекомендации организации самообразовательной деятельности в целях формирования у подростков готовности к развитию своего творческого потенциала;

б) исследование существенно дополняет научные представления о педагогических возможностях самообразовательной деятельности, раскрывает взаимосвязь процессов организации самообразовательной деятельности и формирования у подростков готовности к развитию своего творческого потенциала;

в) определены теоретические и организационно-методические основы самообразовательной деятельности, позволяющие решать задачу формирования у подростков готовности к развитию собственного творческого потенциала;

· Развитие коммуникативного потенциала студентов технического университета

а) разработка научно-методического обеспечения по развитию коммуникативного потенциала, включающего учебное пособие, программу спецкурса «Коммуникативное страноведение», задания и методические рекомендации для студентов и преподавателей;

б) теоретическая разработка модели развития коммуникативного потенциала студентов технического университета; а также обоснование и экспериментальная проверка комплекса педагогических условий, обеспечивающих ее существование и эффективное функционирование;

в) уточнение структуры содержания и определения понятия «коммуникативный потенциал студента», а также систематизация индивидуальных коммуникативных заданий для студентов при изучении гуманитарных дисциплин.

27. Укажите, какие неточности присутствуют в формулировке практической значимости студенческого исследования; попытайтесь внести свои коррективы в предложенные формулировки в соответствии с требованиями к этому компоненту методологического аппарата:

а) материалы исследования могут быть полезны социальным педагогам, классным руководителям и воспитателям, работающим с подростками;

б) разработанные и адаптированные диагностические методики, эффективность которых экспериментально доказана, могут быть использованы социальными педагогами и классными руководителями для определения уровня самостоятельности младших подростков;

в) разработанная программа воспитания культуры поведения старших дошкольников может использоваться в ДДОУ.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: