1. Дайте характеристику основных современных учений, выступающих в качестве философской основы методологии психолого-педагогического исследования.
2.Раскройте сущность системного, деятельностного, целостного подходов как реализующихся на общенаучном уровне психолого-педагогического исследования.
3. Назовите конкретно-методологические теоретические концепции, лежащие в основе психолого-педагогического исследования; проиллюстрируйте их примерами.
4.Объясните, можно ли говорить о реализации принципа объективности при выполнении исследовательской работы, если ее проводит человек, обладающий собственной позицией, системой утвердившихся взглядов и ценностей.
5.Раскройте сущность психолого - педагогических исследований различного вида; укажите, каким образом связаны фундаментальные, прикладные, разработки, теоретические и экспериментальные исследования.
6.Объясните, чем различаются понятия «проблема» и «практическая задача»?
7.Определите, какая из следующих формулировок относится к числу практических задач, а какая — к научной проблеме:
1) преодоление отставания и неуспеваемости школьников;
2) выявление и определение условий и методов формирования у школьников общеучебных умений и навыков;
3) формирование у учащихся познавательной самостоятельности.
8.По материалам периодики составьте перечень актуальных социально-педагогических проблем. Докажите актуальность одной из них.
9.Проанализируйте и дайте оценку доказательства актуальности проблемы исследования по материалам конкретной дипломной работы.
10. Выявите сходство и различие проблемы и темы исследования.
11.Укажите, какое из приведенных в паре высказываний является темой, какое - проблемой исследования:
а) - какими должны быть педагогические условия, обеспечивающие эффективное развитие коммуникативного потенциала студентов технического вуза;
- развитие коммуникативного потенциала студентов технического университета;
б) - определение педагогических условий в образовательном процессе школы, необходимых и достаточных для обеспечения эффективности процесса саморазвития у юношества;
- личностное саморазвитие старшего школьника в педагогическом процессе школы;
в) - научно-исследовательская работа студентов педагогического колледжа как средство формирования их готовности к педагогической деятельности;
- влияние научно-исследовательской работы на формирование готовности студентов к педагогической деятельности;
г) - саморазвитие студентов педагогического колледжа в условиях учебной деятельности;
- определение условий саморазвития студентов педагогического колледжа как основы их профессионального становления в учебной деятельности.
12. Конкретизируйте следующие темы психолого-педагогических исследований:
а) развитие интеллектуальной одаренности в подростковом возрасте;
б) отношения сотрудничества в учебно-воспитательном процессе;
в) социализация педагогически запущенных подростков;
г) взаимодействие социального педагога с семьей «группы риска».
13. Объясните, каков смысл выделения предмета исследования, если уже определен его объект.
14. По следующим темам сформулируйте объект и предмет исследования:
* Воспитание самостоятельности младших подростков в условиях общеобразовательной школы с целью содействия их успешной социализации;
* Организация педагогической поддержки музыкально одаренных детей в условиях общеобразовательной школы с целью их успешной социализации;
* Интеграция детей с ограниченными возможностями здоровья в среду здоровых сверстников с целью их социальной адаптации..
15.Укажите, каким образом связаны цель и проблема исследования; приведите конкретные примеры, взяв за основу авторефераты диссертаций.
16. Проанализируйте представленные ниже цели студенческого исследования и сделайте аргументированный вывод, какая из них является целью курсовой, а какая - дипломной работы:
* определение педагогических условий, обеспечивающих формирование у подростков барьера к употреблению наркотиков;
* на основе изучения теории и практики выявить педагогические условия, обеспечивающие формирование у подростков антинаркотического барьера, и экспериментально проверить их эффективность.
17. На конкретном примере покажите, каким образом в гипотезе отражается характеристика предмета и предполагаемого результата исследования.
18.Укажите, каким образом соотносятся между собой цели и задачи исследования; приведите примеры.
19.Попытайтесь сформулировать цель и задачи психолого-педагогического исследования по теме «Профилактика правонарушений у подростков в условиях детского дома как условие их успешной социальной адаптации».
20.Расположите в логической последовательности задачи исследования на тему «Проблемы и условия формирования методологической культуры студентов педвуза»:
1) определить и проверить в процессе опытно-экспериментальной работы условия формирования методологической культуры студентов;
2) изучить состояние методологической культуры студентов;
3) разработать рекомендации по созданию условий формирования методологической культуры студентов;
4) проанализировать понятие «методологическая культура будущего педагога».
21. Найдите ошибки в формулировке задач дипломного исследования по теме «Специфика работы социального педагога по профилактике подростковой преступности и правонарушений в условиях детского дома»:
1) разработать теоретико-методологические основания процесса профилактики подростковой преступности и правонарушений в условиях детского дома;
2) провести анализ правонарушений за 10 лет по Осинскому району Пермской области (выявить мотивы, причины, современные тенденции преступности, специфику проявлений у воспитанников детских домов);
3) определить педагогические условия повышения профилактики подростковой преступности и правонарушений в условиях детского дома.
Попытайтесь исправить выявленные недочеты.
22. Сформулируйте цель, гипотезу и задачи для написания курсовой работы и ВКР по следующей теме - «Правовое просвещение подростков в условиях общеобразовательной школы как средство профилактики педагогической запущенности», объекту - профилактика педагогической запущенности в условиях общеобразовательной школы и предмету исследования - правовое просвещение подростков школы как средство профилактики педагогической запущенности.
23. Самостоятельно проанализируйте 2 дипломные работы и выявите правильность определения объекта, предмета, формулировку цели, задач, гипотезы исследования.
24. Сформулируйте все основные методологические характеристики для следующих тем:
· Воспитание культуры поведения у старших дошкольников с целью их успешной социализации;
· Формирование толерантности у подростков в условиях общеобразовательной школы как одно из направлений деятельности социального педагога»
· Профилактика школьной дезадаптации младших подростков как направление социально-педагогической деятельности.
25.Ознакомьтесь с содержанием § 4 «Конкретно-методологические принципы педагогических исследований» главы «Методология и методы педагогических исследований» в учебнике «Педагогика» (См. 19 списка литературы), выпишите определения системного, личностного, деятельностного, диалогического, антропологического подходов; подумайте, как будет меняться содержание методологических характеристик указанных выше тем (задание 24) в зависимости от подхода, выбранного исследователем.
26. Укажите, в чем различие таких методологических параметров исследования как научная новизна, теоретическая и практическая значимость результатов исследования. Из предложенных примеров выберите те, которые выражают
а) научную новизну, б) теоретическую значимость, в) практическую значимость по темам:
· Организация самообразовательной деятельности как эффективное условие формирования у подростков готовности к развитию своего творческого потенциала
а) разработаны основные положения методики и методические рекомендации организации самообразовательной деятельности в целях формирования у подростков готовности к развитию своего творческого потенциала;
б) исследование существенно дополняет научные представления о педагогических возможностях самообразовательной деятельности, раскрывает взаимосвязь процессов организации самообразовательной деятельности и формирования у подростков готовности к развитию своего творческого потенциала;
в) определены теоретические и организационно-методические основы самообразовательной деятельности, позволяющие решать задачу формирования у подростков готовности к развитию собственного творческого потенциала;
· Развитие коммуникативного потенциала студентов технического университета
а) разработка научно-методического обеспечения по развитию коммуникативного потенциала, включающего учебное пособие, программу спецкурса «Коммуникативное страноведение», задания и методические рекомендации для студентов и преподавателей;
б) теоретическая разработка модели развития коммуникативного потенциала студентов технического университета; а также обоснование и экспериментальная проверка комплекса педагогических условий, обеспечивающих ее существование и эффективное функционирование;
в) уточнение структуры содержания и определения понятия «коммуникативный потенциал студента», а также систематизация индивидуальных коммуникативных заданий для студентов при изучении гуманитарных дисциплин.
27. Укажите, какие неточности присутствуют в формулировке практической значимости студенческого исследования; попытайтесь внести свои коррективы в предложенные формулировки в соответствии с требованиями к этому компоненту методологического аппарата:
а) материалы исследования могут быть полезны социальным педагогам, классным руководителям и воспитателям, работающим с подростками;
б) разработанные и адаптированные диагностические методики, эффективность которых экспериментально доказана, могут быть использованы социальными педагогами и классными руководителями для определения уровня самостоятельности младших подростков;
в) разработанная программа воспитания культуры поведения старших дошкольников может использоваться в ДДОУ.