Морфологические нормы. А. Нормы русского языка требуют для образования формы именительного падежа множественного числа существительных в одних случаях окончания -а

А. Нормы русского языка требуют для образования формы именительного падежа множественного числа существительных в одних случаях окончания -а, в других – окончания -ы. В ряде случаев различия в образовании форм именительного падежа множественного числа связаны с разными значениями слов. Определите значение слов по предложенным формам и приведите примеры употребления форм:

Адреса – адресы; года – годы; корпуса – корпусы; меха – мехи; мужья – мужи; образа – образы; ордена – ордены; пропуска – пропуски; счета – счёты; сыновья – сыны; учителя – учители.

Б. Вспомните особенности склонения фамилий: русские фамилии на согласный (кроме -ов, -ев, -ын, -ин), относящиеся к женщинам и к мужчинам; славянские фамилии на -аго, -ово, -ых, -их; украинские фамилии на -ко; иноязычные имена и фамилии на согласный и на гласные. После этого поставьте сочетания имен и фамилий в дательном падеже единственного числа (кому?):

Иван Тодчук, Светлана Тодчук, Петр Корень, Ирина Корень, Николай Игнатенко, Иван Пестрых, Ирина Пестрых, Петер Зегерс, Эмма Зегерс, Тайсеран де Бор, Иоахим Керзоси, Мария Шульц, Тони Кёртис.

В. Определите род перечисленных ниже слов:

Месье, кюри, пани, кенгуру, интервью, инкогнито, импрессарио, пенальти; нотариус, сирота, глава (администрации); Глазго, Лимпопо, «Литораль», «Тексако», «Юманите», «Цайтунг»; СЭС, МИД, КНДР, загс, МВД, РАО, СНГ, ТНК-Би-пи.

Обратитесь к словарям и справочникам, чтобы расшифровать аббревиатуры и узнать, чему принадлежат собственные имена; объясните свои решения.

3. Исправьте ошибки в словоупотреблении:

1) Жители выбирают альтернативу уволенного мэра города.

2) Возникает боязнь за детей: как они перейдут такой оживленный перекресток.

3) Он дает гарантию о возвращении долга в срок.

4) Рядом ученых было предложено новое доказательство о существовании Бога.

5) У него появилось желание об отдыхе в Париже.

6) Конференция о культуре речи прошла неделю назад в Институте русского языка.

7) Первые официальные итоги о выборах оказались неожиданными.

8) Несогласованность с действиями прокуратуры помешала вовремя раскрыть происшествие.

9) Он проявляет одержимость в работе и поэтому почти не имеет личного времени.

10) Требование о предъявлении пропуска в развернутом виде висит на проходной в любом государственном учреждении.

11) Виновный за это преступление будет обязательно наказан.

12) Он был очень компетентен по этому вопросу.

13) Это ему очевидно, потому что разбирается в вопросе.

14) Женщины равноправны мужчинам в правах.

15) Мы чувствуем себя сопричастными к происходящим событиям.

16) Мы всей душой болеем о делах нашей компании.

17) В случае пожара рекомендуется звонить к пожарным.

18) Все жители Москвы негодуют о сносе старинных исторических зданий.

19) Он часто бывает смешным, поэтому все наши друзья о нем постоянно иронизируют.

20) Он протежирует своего друга.

4. Объясните значение каждого из паронимов и придумайте примеры их употребления в речи:

Здравница – здравица; коррективы – корректировка; невежда – невежа; поступок – проступок; выборный – выборочный; главный – заглавный; жилой – жилищный; обидный – обидчивый; туристский – туристический; освоить – усвоить; представить – предоставить.

При выполнении задания пользуйтесь словарями. Укажите, какой словарь вы использовали.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: