Раздел 2. Практика психофизиологии профессиональной деятельности

Тема 6. Формы профессионального опыта организации

− Связь профессионального развития и профессионального опыта. Накопление профессионального опыта. Распредмечивание и опредмечивание профессионального опыта. Формальные и неформальные структуры отношений в организации

− Собственный, приобретенный опыт организации и заимствованный у организаций-партнеров, конкурентов.

− Профессиональное развитие организаций. Влияние человеческого и организационно-структурного факторов на профессиональное развитие организаций. Человек как носитель и обладатель опыта. Развитие должностной структуры организации как следствие профессионального опыта персонала. Субъективная составляющая профессионального опыта и ее носитель - человек. Объективная составляющая профессионального опыта - должностная и организационная структура.

− Объективные и субъективные факторы труда. Профессиональное и организационное развитие как один из внутренних источников развития самой организации. Система профессионального развития персонала. Внутриорганизационные способы профессиональной карьеры персонала. Формирование резерва как комплексный процесс целенаправленного профессионального развития специально отобранного персонала, способного в перспективе замещать вышестоящие вакантные должности в структуре подразделений организации. Состав резерва. Профессиональное развитие персонала, зачисленного в резерв.

− Система привлечения профессионального опыта пенсионеров (институт советников и консультантов). Рациональное использование профессиональных способностей сотрудников в интересах достижения целей организации. Обеспечение возможностей самореализации в организации. Развитие профессиональных способностей за счет организации.

− Эффективность, стоимостное выражение, цена профессионального опыта че­ловека, его способности выполнять ту или иную деятельность, которая требуется организации.

Тема 7. Психофизиология профессионального отбора и профпригодности

− Сущность и задачи психофизиологии профессионального отбора. Оценка адекватности методов психофизиологии профессионального отбора. Методы, применяемые при профотборе: «типовые рекомендации по процедурам профессионального отбора персонала», «принципы контроля и применения процедур профессионального отбора». Изучение конструктивных основ исследований механизмов человеческого поведения. Теоретические модели человеческого поведения. Процесс моделирования человеческого поведения.

− Методики, позволяющие проводить психодиагностику свойств темперамента, определять его тип у человека. Своевременное выявление задатков и предрасположенности к той или иной сфере деятельности, профессии. Взаимосвязь наличия «нужных» способностей у человека с успехами в определенном виде деятельности.

− Методика оценки продуктивности, устойчивости, распределения внимания и переключаемости индивида. Методика оценки распределения и устойчивости внимания. Исследование общих интеллектуальных способностей. Психодиагностика специальных способностей. Тесты на выявление лидерских качеств личности.

− Процедура профессионального отбора. Надежность и адекватность профессионального отбора. Выявление способностей человека к определенным профессиям или группам профессий с помощью методов тестирования, собеседования, деловых и ролевых игр. Определение степени пригодности индивида к профессии до этапа включения в общественное производство. Выявление когнитивных способностей личности по критериям: общие умственные способности, вербальные способности, вычислительные способности, логические способности, скорость восприятия, память, пространственно-механическая ориентация.

Тема 8. Психофизиологическая адаптация персонала к условиям профессиональной деятельности

− Определение понятия «условия деятельности». Нервно-психологическое напряжение и течение нервных процессов (возбуждение и торможение) в период адаптации человека к экстремальным условиям деятельности.

− Взаимосвязь профессиональной, психофизиологической и социально-психологической адаптации. Составляющие психофизиологической адаптации. Санитарно-гигиенические условия; режим работы; комфорт, удобство рабочего места. Содержание и характер труда (индивидуальный - коллективный, ручной - автоматизированный). Функции и процесс психофизиологической адаптации личности в коллективе.

− Характер и условия труда. Монотонная работа. Работа в напряженном ритме. Работа в помещении, где высокая температура воздуха; работа в помещении, воздух которого содержит различные вредные примеси; работа, связанная с риском производственной травмы или профессионального отравления.

− Условия профессионального обучения, повышения квалификации, переподготовки и продвижения по работе персонала. Условия досуга. Личностные факторы. Факторы, обуславливающие экстремальные условия труда. Степень физического, нервного и волевого напряжения.. Разнообразие рабочих движений, приемов и операций; чередование машинных и ручных операций, наличие перерывов в работе, обусловленных технологией производства. Характер выполняемой работы и ее моральное воздействие на человека. Метеорологические условия (температура, влажность, движение воздуха и т.д.). Состояние воздушной среды, ее запыленность, загазованность; шум, вибрация. Состояние освещенности рабочего места; различные из­лучения (ультрафиолетовые, тепловые, ионизирующие). Контакт с влагой, маслом, эмульсией, токсическими веществами. Опасность производственного травматизма.

Тема 9. А нализ физиологических и психологических рабочих нагрузок персонала

− Понятие термина «утомление». Классификация утомления: физиологическое утомление; психологическое утомление; производственное утомление.

− Особенности вегетативной деятельности человеческого организма в процессе труда. Основные и вспомогательные эффекторные компоненты функциональной системы.

− Понятие термина «монотонность работы» и меры по ее предупреждению. Проектирование содержания трудовой функции (операции). Индивидуально-психологические особенности разных людей относительно их реакции на монотонную работу. Рациональное проектирование всего технологического процесса при конвейерной организации труда и каждой трудовой функции (операции), выполняемой на конвейере.

− Психофизиологические особенности работника, связанные с возрастом, несовместимостью человеческого организма с трудовой деятельностью. Утомляемость.

− Психофизиологический анализ потерь, связанных с неполноценным выполнением вспомогательных работ. Механизация вспомогательных работ. Определение величины затрат времени на функцию (операцию). Психофизиологический анализ ошибок при выполнении трудовой функции и выявление причин ошибок. Использование киносъемки, метода алгоритмического описания трудового процесса для психофизиологического анализа рабочих нагрузок.

− Методы распределения функций; распределение функций и рабочая нагрузка. Время выполнения функции (операции). Скорость зрительной или слуховой реакции. Координация движений. Чередование периодов работы и отдыха в течение рабочего дня, суток, недели и года. Планирование отдельных функций (операций); планирование заранее разработанной последовательности действий; планирование трудовой деятельности в целом.

Тема 10. Психофизиологические компоненты работоспособности персонала

− Понятие термина «работоспособность». Предел работоспособности. Типы нервной системы, определяющие величину работоспособности. Влияние мотивации на работоспособность. Разработка физиологических основ работоспособности. Система Тейлора. Физиологический процесс возбуждения. Энергетический потенциал. Особенности устройства человеческого организма. Типы нервной системы. Слабый и сильный типы нервной системы.

− Факторы, влияющие на уровень работоспособности. Совокупность моральных и материальных стимулов. Рациональное сочетание материального и морального стимулирования. Общественная значимость результатов труда, достигнутых конкретным работником. Методы достижения высокой личной заинтересованности в осуществлении целей группы, организации.

− Рациональное сочетание материального и морального стимулирования. Возраст работника. Соотношение труда и отдыха, несовместимость с трудовой, деятельностью человеческого организма.

− Психотехнология воздействия на людей. Психологические методы повышения работоспособности. Умение профессионально слушать, слышать и понимать своего собеседника. Приемы подачи «позитивного» сигнала. Целенаправленное и внимательное молчание. Техника рефлексивного слушания. Особенности невербального канала общения. Искусство конструктивной критики. Искусство задавать вопросы

− Структура психической напряженности. Доминирование мотивационных. и эмоциональных компонентов. Психологическая устойчивость.

− Методы определения соответствия работника по профессиональным, нравственным и другим качествам требованиям занимаемой должности.

− Причины пониженной работоспособности. Несовпадение личных и групповых целей, возникновение разноцелевых неформальных групп, отсутствие приняты этических норм поведения в трудовом коллективе.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: