Тема 11. Психофизиологические функциональные состояния, их роль и место в поведении персонала
− Понятие психофизиологии функционального состояния. Локальная активация. Уровень активации или уровень функционального состояния. Функциональное состояние бодрствования. Модулирующая система мозга. Активация мозга. Система зрительно пространственного внимания. Корреляция метаболической активности мозга.
− Произвольные, простые и повторяющиеся движения. Цикл бодрствования - сон, стадии и фазы сна, уровень и специфика функциональных состояний во время бодрствования, процессы внимания. Эффекты активации и инактивации в нервной системе. Механизм избирательного внимания к значимым стимулам.
Тема 12. Влияние эргономики и технической эстетики на психофизиологические состояния персонала
− Понятия эргономики и технической эстетики. Цели и задачи эргономики. Влияние особенностей содержания труда, развития техники, внедрения сложных элементов в процесс работы на психофизиологические состояния персонала.
|
|
− Факторы воздействия на эргономику и техническую эстетику. Нервно-психологические перегрузки персонала в результате необходимости одновременно управлять многочисленными объектами с разнообразными параметрами. Автоматизация и кибернетизация труда как фактор появления у персонала чувства отдаленности от главного процесса. Повышение требований к скорости и точности действий работников как причина появления сильных физических и психологических перегрузок, профессиональных и других заболеваний. Увеличение нагрузки на нервно-психическую деятельность.
− Значение и необходимость научно обоснованного учета физиологических и психических возможностей человека при создании новых машин, автоматов и систем управления производственными процессами. Необходимость согласования функций автоматических и полуавтоматических устройств с деятельностью человека-оператора.
Тема 13. Влияние социально-психологического климата в коллективе на психофизиологические состояния персонала
−Понятие социально-психологического климата. Внутриорганизационные, внеорганизационные, личностные факторы формирования социально-психологического климата в коллективе, оказывающие влияние на психофизиологические состояния персонала. Структура и климат в коллективе: перегрузка, недогрузка. Проблемы карьеры: внутриорганизационная конкуренция. Коммуникации: с руководителями, с подчиненными, с сотрудниками. Личностные факторы: нереализованные потребности, эмоциональная неустойчивость, заниженная самооценка. Рынок труда, безработица: конкуренция за рабочие места. Экономика, семья, общество, обстоятельства жизни.
|
|
− Психофизиологические состояния персонала, сформированные под влиянием определенного социально-психологического климата в коллективе. Субъективное состояние: расстроенность, утомленность, чувство вины, тревожность. Поведенческое состояние: сплетни, опасность инцидента. Физиологическое состояние: коронарные и другие заболевания, растущее кровяное давление. Организационное состояние: текучесть, прогулы, неудовлетворенность работой.
Тема 14. Влияние эмоций на профессиональную деятельность персонала
−Определение понятия «эмоции». Эмоции как одна из форм влияния на деятельность человека. Эмоции как отражение мозгом значимости актуальных событий (потребностей) в условиях субъективной неопределенности. Прогнозирующая функция эмоционального отражения, протекающая как на осознаваемом, так и на неосознаваемом уровнях.
−Механизм действия специфических факторов, определяющих динамику эмоциональных состояний. Например, фактор времени, при котором субъект не успевает полностью перерабатывать поступающую информацию. Взаимосвязь вида деятельности или уровня переработки информации и эмоциональных состояний или уровнем эмоционального напряжения. Адекватное и неадекватное эмоциональное состояние. Эмоциональная напряженность. Снижение или повышение напряженности, последствия.
− Физиологическая природа эмоций. Объективное выражение эмоционального состояния в виде эффекторных реакций: голосовых реакций, мимики, жестов, своеобразного по характеру и напряжению дыхания, деятельности сердца, сосудов и т.д. Переживание, или чувство, т.е. субъективное самоощущение эмоционального состояния.
Тема 15. Психофизиология памяти, внимания и сознания
− Память как психический процесс формирования, хранения и воспроизведения связей между предметами и явлениями окружающего мира. Развитие памяти. Виды памяти: долговременная, кратковременная, оперативная, чувственная, зрительная, слуховая, осязательная, моторная.
− Внимание как особое и весьма сложное психическое явление, тесно связанное с мышлением. Рефлекторная деятельность как физиологическая основа внимания. Два вида воздействия на организм человека: первый - совокупность раздражений, называемая новизной, второй - привычные воздействия. Проявление рефлекса естественной осторожности в виде оборонительной реакции - активной или пассивной. Формы возникновения. Специальный рефлекс. Ориентировочный рефлекс. Взаимодействие ориентировочного рефлекса со специальным.