Главный вопрос – доступна ли история пониманию =>Доступность определяет историю как целое. Можно выделить два подхода:
1) история как сумма культур, цивилизаций (Данилевский, Шпенглер, П. Сорокин, А. Тойнби)
2) история как единое целое (гуманисты, просветители, позитивисты, марксисты, экзистенциалисты и др.)
Черты цивилизационного подхода:
- признание многообразия культур
- признание замкнутости культур, их уникальности.
До сих пор не существует четкого определения понятия цивилизация. Это сказывается и на восприятии культур. Так, у Шпенглера их 8, у Тойнби – 21. Т.е. в рамках цивилизационного подхода существуют различные критерии для классификации.
Черты восприятия истории как целого:
- периодизация (бездоказательное признание единства истории) => мы можем говорить о стадиальности как свойстве исторического процесса, где основными элементами изменений является определенная логика. В основе тех или иных стадий лежит изменение какой-либо категории. На определенных этапах мы говорим о трансформации этой категории, ее развитии (например, совершенствование морали у просветителей)
|
|
- развитие производительных сил. В XX веке стали предлагаться новые критерии для периодизации. Например, роль информации
- роль среды, зависимость среды в формировании истории как целого.
Все эти факторы позволяют воспринимать историю как глобальное явление. Это реализуется в следующем:
* единство происхождения человека как вида
* сходство эволюции семейно-брачных отношений, религиозных воззрений
* человек воспринимается как продукт общественных отношений
* логика движения истории
* экономические факторы воспринимаются как явление прогрессивного плана
* незавершенность степени достижения единства мировой истории в любой момент ее развития.
Все эти глобальные факторы позволяют ставить вопрос о противоречиях в единстве и многообразии и вопрос о времени. Единство ≠ единообразие (!). Любое событие уникально, потому что является продуктом своего времени и определенного пространства. Время и пространство определяют уникальность того или иного события. Но есть сущность события. Эта сущность позволяет находить общее с другими явлениями. Возникает возможность говорить о повторяемости явлений. => Это позволяет классифицировать исторические явления (и по горизонтали и а по вертикали. Единство и многообразие истории – это ее суть. «Единство появляется в реальности и постигается в научном мышлении через многообразие.
Вопрос исторического времени. (см. семинар). Периодизация исторического материализма. => Мы можем говорить о неравномерности исторического процесса + Вопрос о той или иной страны в разные временные промежутки. => Вопрос об относительности тех или иных достижений в истории.