Упражнение «Изменение отношения»
Цель:
• выработка навыков работы над изменением отношения к неприятному партнеру.
Студенты делятся на пары. Каждый вспоминает своего неприятного партнера или знакомого и рассказывает о нем своему собеседнику по следующей схеме:
1. Как выглядит. Как одевается.
2. Возраст.
3. Семейное положение. Есть ли проблемы в семье.
4. Состояние здоровья.
5. Где учился, где работал раньше.
6. Что представляет собой организация, где он работает сейчас.
7. Как к нему относятся в коллективе.
8. Каковы его политические взгляды, увлечения.
9. Что он больше всего любит. Что умеет хорошо делать. 10.Что для него важно в жизни, чего опасается, на что надеется.
Собеседник внимательно слушает этот рассказ, отмечает основные моменты и преобразует информацию так, чтобы на «плохого» человека можно было взглянуть по-другому. Например: вместо «длинный, тонкий» — «стройный», вместо «консерватор» — «человек устоявшихся взглядов», вместо «ругает все заграничное» — «патриот» и т. д. Такая работа требует широты взглядов и доброжелательности. Затем о неприятном партнере рассказывает тот, кто слушал этот рассказ. В его изложении этот человек может выглядеть даже привлекательным. Первый рассказчик бывает потрясен. Это способно изменить его отношение к партнеру.
|
|
Упражнение «Стратегии»
Цель:
• отработка навыков подготовки к ведению деловой беседы.
Группа делится на команды по 3-4 человека.
Ведущий предлагает каждой команде разработать стратегию и продумать ход деловой беседы на темы, предложенные слушателями или им самим. Можно предложить двум командам подготовиться к проведению делового разговора на одну и ту же тему.
Представители команд докладывают о выполнении задания. Группа может предложить другой вариант начала разговора или дополнить аргументацию. Полезно сравнить два варианта подготовки разговора на одну тему.
Примерные темы деловых бесед:
1. Собеседование при приеме на работу по специальности после окончания вуза по направлению молодежного центра занятости.
2. Разговор с директором фирмы, давшей объявление о наборе рекламных агентов.
3. Разговор с организатором курсов по вождению автомобиля, на которых вы хотели бы заниматься, несмотря на то, что прошло две недели после начала занятий.
4. Разговор с заведующим телеателье, в котором испортили ваш телевизор.
5. Разговор с ректором института с просьбой разрешить перейти на другой факультет.
Упражнение «Гость»
Цели:
• создать в группе атмосферу эмоциональной свободы, открытости, дружелюбия и доверия друг к другу;
• ввести в коллективное понимание группы готовность говорить об эмоциях и чувствах;
|
|
• развитие умения эффективной вербальной коммуникации и передачи переживаемых эмоций.
Участников тренинга ведущий просит представить, что они беседуют с гостем. Им может быть кто-то, кого они знают, или же некто, с кем им хотелось бы познакомиться.
Участники должны нарисовать себя, своего гостя и угощение. В пространстве для слов над столом они записывают воображаемую беседу.
Обсуждение:
Студенты рассказывают, почему они выбрали именно этого гостя к обеду. Ведущий помогает им сфокусироваться на том, чем интересен для них данный человек. Участники описывают обед, зачитывают текст беседы и подробно излагают ее. Необходимо остановиться на тех чувствах и желаниях, которые возникли у них во время приема гостя.
Ведущий поощряет остальных к тому, чтобы больше и подробнее расспрашивать о госте, угощении и о беседе.
Упражнение «Аукцион хорошего настроения»
Цель:
• выработать приемы улучшения настроения и уверенности в себе перед сложной деловой беседой. Упражнение организуется в виде «мозгового штурма».
Отбираются приемы которые подходят наибольшему количеству участников тренинга.
Упражнение «Я тоже»
Цель:
• возбудить у участников тренинга любопытство, интуицию.
Студенты рассаживаются. Один из них выходит в центр и становится ведущим. Он тщательно осматривает сокурсников, а затем выбирает некоторых из них и просит встать рядом с собой.
После завершения отбора оставшиеся сидеть игроки должны попытаться угадать, по каким параметрам были выбраны другие.
Они начинают искать между избранными что-то общее. Критерием выбора могут быть различные причины: одинаковый цвет глаз, ботинки, совместная работа, опоздание и т. д.
Упражнение «Личности»
Цель:
• развитие гибкости мышления, умения применять полученные знания в ситуациях с различным контекстом. Студентам предлагается запланировать деловую беседу с партнерами, имеющими различные личностные характеристики. Характеристики придумываются участниками тренинга или предлагаются ведущим.
Примерная характеристика: мужчина 53 лет, директор не очень преуспевающей рекламной фирмы, боится рисковать, доверяет только себе, готов все проверять самостоятельно, не считаясь со временем и т. д.
Группу можно разбить на две команды, дав одинаковое описание партнера или изменить некоторые детали в характеристиках.
Упражнение «Просьба»
Цели:
• развитие навыков эффективного общения;
• планирование своего речевого поведения для достижения поставленных целей.
Ведущий напоминает, что очень многое зависит от того, как попросить человека о каком-то одолжении, каким тоном, в какой обстановке, с каким настроением вы изложите свою просьбу. От этого, по существу, зависит — «быть или не быть». А между тем существует совсем небольшое количество приемов, которые могут значительно повысить вероятность выполнения вашей просьбы.
Для пробы предлагается выбрать себе партнера и пока в порядке шутки попросить его о некотором одолжении (попросите у него на время, например, очки, авторучку или что-то более существенное; можно попросить о каком-то одолжении с его стороны).
Все будет зависеть от той формы, в которой вы изложите свою просьбу. Собеседники всегда ценят тактичность, дипломатичность, а также оригинальность и находчивость. Трудно отказать в просьбе, если она исходит от друга, а ведь можно создать дружеское расположение к себе и совсем незнакомого человека. Если ваша просьба будет начинаться с комплимента, упоминания заслуг того, к кому вы обращаетесь, его авторитета, ваши шансы повышаются, причем сам факт обращения как бы подчеркивает его авторитет.
После работы в парах идет групповое обсуждение лучшего варианта просьбы.