Экономические реформы приносят успех, если назревшие преобразования проводятся системно и последовательно, причем, как на макро -, так и на микро-уровне хозяйственной системы.
Термином «реструктуризация» выражается процесс рыночной адаптации предприятий, охватывающий все стороны их деятельности. Современный экономический кризис привнёс дополнительные сложности в решении задач реструктуризации предприятий, придав им дополнительную остроту и актуальность.
Проблема реформы российских предприятий тормозиться рядом факторов: во-первых, сохраняющейся зависимостью бизнеса от власти; во-вторых, слабой защищенностью прав и законных интересов собственников и инвесторов; в-третьих, утечкой капиталов зарубеж, вызванной общей нестабильностью в стране и высокой инфляцией; в-четвёртых, неразвитостью современных институтов.
Реформа предприятий – это изменение самих принципов их деятельности. Реструктуризация направлена на улучшение управления, повышение эффективности производства и конкурентоспособности продукции, производительности труда, снижение издержек, обеспечение сбалансированности спроса и предложения, оптимизации масштабов государственной поддержки предприятий.
|
|
Опыт показал, что помимо либерализации и приватизации необходимо одновременно:
а) разрабатывать и совершенствовать корпоративное законодательство;
б) создавать современную рыночную инфраструктуру;
в) формировать механизмы эффективного корпоративного управления;
г) привлекать стратегических инвесторов (национальных и иностранных), способных принести с собой не только капитал, но и управленческий опыт, а также помочь выйти на новые рынки;
д) реализовывать эффективные инвестиционные проекты, в которых бы объединялись силы и ресурсы частного капитала и государства;
е) создавать необходимые структуры и институты эффективного накопления и перелива капитала, т.е. формировать рынок капиталов.
Создание указанных условий означает, что становление системы эффективно функционирующих предприятий государственной, частной и смешанной форм собственности как основы современной социально ориентированной экономики является сложным и относительно длительным процессом. Этот процесс включает три главных направления:
1. Преобразование традиционных государственных предприятий в акционерные и иные общества с разделением функций собственности и управления (корпоратизация), осуществляемое, как правило, довольно быстро;
2. Проведение приватизации, т.е. первичное закрепление и последующее перераспределение прав собственности между юридическими и физическими лицами, требующее более длительного времени и соответствующего законодательного обеспечения этих прав.
|
|
3. Формирование параллельно с преобразованием государственных предприятий частных фирм на собственной основе, т.е. за счет капитализации сбережений граждан, а также средств негосударственных предприятий и организаций.
Результативность реформы предприятий в решающей степени зависит от общей направленности государственной экономической политики. Функционирование предприятий всех форм собственности в трансформационный период определяется бюджетной, денежно-кредитной, валютной, таможенной политикой властей, стабильностью налоговой политики и величиной налогового бремени, методами и масштабами государственного ценового контроля и регулирования, характером и последовательностью антимонопольной политики.