Антикризисное управление на предприятиях, его задачи и функции

Антикризисное управление – это инструмент проведения организационной и финансовой реструктуризации предприятий. Его можно и нужно грамотно использовать для адаптации бизнеса к любым нестабильным условиям, в том числе и к условиям современного мирового кризиса.

Опыт показывает, что позитивные результаты удаётся достичь быстрее и с меньшими потерями, если антикризисные меры государства на макро-уровне своевременно подхватывается и дополняется рациональными решениями и действиями менеджеров на микро-уровне.

Антикризисная команда менеджеров может быть собственной, сформированной из числа штатных управленцев предприятия, так и из числа специалистов привлеченных со стороны. Перед антикризисным менеджментом стоит задача разработки и организация комплекса организационных и финансовых мер, которые можно сгруппировать в шесть блоков.

1. Модернизация производственно-технической базы предприятия.

2. Мобилизация и эффективное использование внутренних и внешних ресурсов.

3. Изменение организационно-управленческой структуры предприятия.

4. Обновление кадрового состава, повышение профессиональной подготовки и укрепление трудовой дисциплины.

5. Формирование портфеля инвестиционных (в том числе инновационных) проектов.

6. Создание системы информационного и правового обеспечения бизнеса.

От того насколько указанные подсистемы сбалансированы и взаимно дополняют друг друга зависит конечная результативность хозяйственной деятельности предприятия.

К числу основных задач антикризисной команды менеджеров можно отнести следующее:

1) достижение оптимального распределения объёма прав и ответственности между структурными подразделениями, отделами и службами фирмы;

2) выработка общекорпоративной стратегии на основе учёта интересов всех участников бизнеса: работников, акционеров, внешних инвесторов, менеджеров, хозяйственных партнёров, кредиторов, государства;

3) гибкое и своевременное изменение организационной и управленческой структуры в целях максимальной адаптации фирмы к изменяющейся внешней среде;

4) развитие бизнеса с ориентацией на оптимальное сочетание краткосрочных (текущих) и долгосрочных (стратегических) целей развития компании;

5) разрешение корпоративных конфликтов на основе законодательства и внесудебных согласительных процедур;

5) укрепление отношений социального партнерства и духа корпоративной солидарности.

Если в конце XIX – начале XX вв. набор предпринимательских функций оставался достаточно ограниченным (выделялись три основные функции: ресурсная, организаторская и творческая), то в настоящее время в связи с бурным развитием управленческих технологий их «палитра» выглядит значительно богаче. Команда менеджеров справляется с решением стоящих перед ней задач, если одновременно реализует 12 взаимосвязанных функций:

1. Стратегическая – предполагает выдвижение руководством корпорации долговременных целей развития и определение основных путей их достижения. Масштабные проекты служат исходной базой формирования и решения всех остальных производственно-хозяйственных задач.

2. Маркетинговая - ориентирует менеджеров корпорации на организацию специальной службы (например, отдела маркетинга), которой вменяется проведение маркетинговых исследований с целью определения производимого продукта, потенциальных покупателей, возможного объема продаж и пр., а также разработку совместно с другими службами и подразделениями среднесрочного бизнес-плана предприятия.

3. Организаторская – связана с организацией производственно-технологического процесса: установление связей с хозяйственными партнерами, мобилизация финансовых ресурсов, приобретение и монтаж технологического оборудования, изготовление опытного образца, запуск и отладка серийного производства, налаживание взаимодействия основных и вспомогательных производств предприятия и т.д.

4. Сбытовая – ориентирует на создание разветвленной сети сбыта производимой продукции и освоение финансовых рынков (проведение эффективной ценовой политики, маневрирование товарными потоками, сбор и обработка информации о динамике объёма продаж и т.д.).

5. Учётная – заключается в организации на предприятии системы бухгалтерского учета и отчетности в соответствии с установленными стандартами, привлечение квалифицированных аудиторов, проведение эффективной учётной политики, оптимизация налогообложения, своевременном проведении банковских расчетов.

6. Информационная – предусматривает доведение коммерческой и иной информации до потенциальных покупателей: организация рекламных кампаний, сбор и обработка информации о её результатах, выработка предложений по совершенствованию системы послепроизводственного обслуживания потребителей.

7. Финансовая – реализуется посредством организации на предприятии финансового планирования: распределение прибыли на текущие нужды и цели долгосрочного развития, оптимизации финансовых потоков, сокращения потерь и т.д.

8. Кадровая – управление персоналом корпорации: складывается из отбора и расстановки кадров, стимулирования эффективной работы, развития инициативы и заинтересованности работников в конечных результатах деятельности предприятия, переподготовки кадров и повышении профессионального мастерства, формировании в трудовом коллективе благоприятного социально-психологического климата, культивирования «заводского патриотизма».

9. Управленческая – обязывает изыскивать пути повышения конкурентоспособности фирмы: совершенствование форм и методов управления, освоение инновационных управленческих технологий, повышение общей управленческой культуры.

10. Правовая – обеспечение надежной правовой защиты интересов корпорации: мониторинг законодательства, совершенствование внутренних доказательств АО, эффективная работа в арбитражном суде, предоставление руководителям консультаций по правовым вопросам, подготовка проектов хозяйственных договоров и их юридическая экспертиза.

11. Функция безопасности – реализуется через организацию службы собственной безопасности АО: проверка кадров, контроль за правильностью хранения и использования документации и служебной информации, защита от рэкета.

12. Общественно-политическая функция – нацелена на развития public relations, популяризацию и укрепление имиджа корпорации, ее авторитета и деловой репутации, обеспечение эффективной информационной и политической поддержки коммерческой деятельности фирмы, её социальных инициатив, благотворительных акций и т.д.

Очевидно, что названные функции предъявляют высокие требования к уровню современного менеджмента. Формирование эффективной антикризисной команды требует времени, методичности и упорства. В микроколлективе необходимо выстроить личные отношения, определить фирменный стиль и методы работы, создать воодушевляющий психологический климат. Руководитель должен доверять своей команде, ценить преимущества коллективной работы, понимать меру своей личной ответственности за достижение конечного результата.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: