Третий пример

Из знаменитой древней книги «Китаб ал-Харадж» Абу Юсуфа, памятника мусульманской письменной традиции, самого первого сочинения ханафитского мазхаба[15]:

«Сказал Абу Йусуф: “Передавал мне не один из ученых мадинцев, которые сказали: “Когда к 'Умару б. ал-Хаттабу пришло войско из Ирака, которым командовал Са'д б. Аби Ваккас, то 'Умар держал совет со сподвижниками Мухаммада об учреждении диванов(воинских реестров). До этого же он при выплате людям следовал примеру Абу Бакра, деля поровну между ними. Когда же был завоеван Ирак, он стал советоваться с людьми о том, что было бы предпочтительнее, и выяснил мнения, которые ему высказали. Он спросил у людей совета о разделе тех земель, которые Аллах предоставил мусульманам в Ираке и Сирии. Люди посовещались об этом и пожелали, чтобы 'Умар разделил между ними то, что принадлежит им по праву, и то, что они завоевали.

Сказал 'Умар:

– А как же быть тем мусульманам, которые придут и найдут землю с землепашцами уже разделенной, перешедшей по наследству от отцов и находящейся во владении? Нет, это не решение.

Сказал ему 'Абд ар-Рахман б. 'Ауф:

– А каково же решение? Что же такое земля и землепашцы, как не то, что Аллах предоставил мусульманам?

И сказал 'Умар:

– Это не так, как ты говоришь, и я так не думаю. Аллах после меня не дарует завоевание страны, в которой было бы так много получено. Напротив того, возможно, что мусульман постигнут трудности. И если я разделю землю Ирака с ее землепашцами и землю Сирии с ее землепашцами, то чем оборонять границы, что получат дети и вдовы в этой стране и в других странах от жителей Сирии и Ирака?

Многие люди возражали 'Умару, говоря:

– Неужели ты оставишь то, что Аллах предоставил нам посредством наших мечей, для тех, кто не присутствовал и не участвовал в завоевании, для детей тех и внуков тех, кто не присутствовал при завоевании?

Но 'Умар сказал всего лишь:

– Я считаю так.

Они же сказали:

Посоветуйся.

Он стал советоваться с первыми мухаджирами, а они разошлись во мнениях. 'Абд ар-Рахман б. 'Ауф считал, что надо разделить между ними то, что следовало им по праву, а мнение 'Усмана, 'Али, Талхи и Ибн 'Умара совпало с мнением 'Умара. Тогда он послал за десятью старейшими и самыми уважаемыми ансарами:пятью из племени ал-Аус и пятью из племени ал-Хазрадж. Когда они собрались, 'Умар восславил Аллаха и возблагодарил Его, как это полагается его народу, а затем сказал:

– Я не затрудняю вас ничем, кроме того, чтобы вы разделили со мной ответственность за ваши дела, которую я несу. Я такой же как каждый из вас, а сегодня истина у вас. Кто-то со мной согласится, а кто-то не согласится. Я не хочу, чтобы следовали моему желанию, у вас есть от Аллаха Писание, в котором изложена истина. Я же сказал о деле, в котором хочу следовать только истине. Они сказали:

– Говори, мы слушаем, повелитель правоверных.

И он сказал:

– Вот вы слышали речи тех людей, которые утверждают, что я утеснил их в правах. Но Боже упаси, чтобы я совершил утеснение! Если я утеснил их в чем-то, что им принадлежит, и отдал это кому-то другому, то это мне больно. Однако я считаю, что после земли Кисры ничего для завоевания не осталось. Аллах отдал нам в добычу их имущество, их землю и их землепашцев. Я разделил между людьми то имущество, которое они захватили как добычу, вычтя пятую часть хумс, который я отправил куда следует, я отвечаю за эту отправку. Я решил, что оставлю неразделенными земли с землепашцами и наложу на них за земли харадж, а за их жизнь джизйу, которую они будут выплачивать. Это будет фай'принадлежащий всем мусульманам, и сражавшимся, и детям, и тем, кто придет после них. Разве вы не видите, что пограничье (ас-сугур) не может обойтись без постоянного присутствия там людей? Разве вы не видите, что такие важные области как Сирия, ал-Куфа, ал-Джазира, ал-Басра и Миср нужно обеспечить войсками, которым надо выдавать жалование? Откуда взять все это, если я разделю земли и землепашцев?

И они сказали:

– Твое мнение – верное мнение. То, что ты сказал и что решил, хорошо. Ведь если не наполнить ас-Сугур и эти областии не предоставить им то, что их усилит, неверные возвратятся в свои пределы”»[16].

... Помимо этих примеров мы можем найти огромное количество других – в моменты избрания праведных халифов Омара, Османа, Али строго соблюдался принцип шуры. При назначении Омара халифом Абу Бакр попросил высказаться о нем Абдуррахмана ибн Ауфа, Османа ибн Аффана, Саида ибн Зейда, Усайда ибн Худайра и других сподвижников из числа мухаджиров и ансаров. По инициативе Омара Осман был избран халифом совещательным органом в составе шести сподвижников Али ибн Абу Талиба, самого Османа ибн Аффана, Аз-Зубейра ибн Аль-Аууама, Ат-Талха ибн Убайдуллах, Са’да ибн Абу Уаккаса, Абдуррахмана ибн Ауфа. (Примечательно, что данное событие известно в исламской истории как «قصة الشورى», то есть «история о шуре»). Четвертый праведный халиф Али ибн Абу Талиб сам посоветовался с Талхой и Аз-Зубейром перед тем, как принял халифат. Разумеется, что и в период правления халифы неразрывно были связаны с теми людьми, кто советовал им при принятии различных решений, как мы увидели на примере раздела завоеванных во время Омара земель.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: