Естественнонаучного и социально-гуманитарного знания

(Источники:Лешкевич Т.Г. Философия науки. Глава 2 Формирование технических наук, Мамзин А.С. История и философия науки)

Существуют различия между естественными и техническими науками. Технические знания ориентированы на достижение практической задачи, естественные науки — на отыскание истины. Ученый — представитель классической науки тяготеет к абстрактности и аналитичности схем и построений, технолог — к фрагментарности и узкой специализированности реальных объектов, с которыми имеет дело. Объекты технического знания имеют искусственную природу в отличие от «естественных» объектов науки. Техническое знание имеет более сложную системную организацию, чем естествознание. Технические науки направлены на изучение закономерностей «мира искусственного», «второй очеловеченной природы», и разделяются на две части: дескриптивную, описывающую то, что происходит в технике, и нормативную, формулирующую правила, по которым техника должна функционировать.

Изучение технических наук в основном традиционно: исследование сущности техники, специфики технических наук, соотношения техники и естествознания, оценки НТП.

Для технических наук важна процедура сведения: при создании сходных с изобретением объектов сводятся одни группы знаний и принципов с другими. Огромное значение имеет схематизация, которая замещает реальный инженерный объект идеализированным представлением (схемой, моделью). Необходимым условием является математизация. Различают технические науки классического типа, которые формируются на базе одной естественной науки (например, электротехника), и неклассические, или комплексные, технические науки, которые опираются на ряд естественных наук (радиолокация, информатика и пр.). Осмысляя конструктивный изобретательский процесс, исследователи отмечают пять его этапов: 1) формирование концептуальной модели, определение целей и ограничений; 2) выбор средств и принципов; 3) предпочтение того или иного рационального решения при заданном физическом принципе действия; варьирование элементами и технологическими параметрами до нахождения наиболее целесообразного сочетания; 4) определение оптимальных значений параметров заданного технического решения; 5) проективно-знаковое отображение создаваемых структур с последующей их материализацией.

Фундаментальное значение естественных наук в становлении научного технического знания определялось тем, что они раскры­вали сущность, описывали явления и процессы, применявшиеся в производственной технике, и брали на вооружение формальный математический аппарат для количественного расчета структур­ных элементов технических устройств, происходящих в них явле­ний и процессов.

Естественные науки давали возможность оказать решающее влияние на конструирование, так как позволяли по-новому рас­сматривать технические устройства. Всякий механизм, любую со­вокупность определенным образом сочлененных конструктивно-технических элементов можно было понять теперь как реализа­цию естественного процесса, что явно обнаружило себя в процес­се изобретения парового двигателя. Технические средства отныне могли быть исследованы и созданы как особая форма «естествен­ного», как форма овеществления процессов природы. Естествен­ные процессы были положены в основу построения технических средств производственной деятельности. Со временем эта тен­денция становится нормой конструирования технического объек­та. На основе знаний, полученных в естественных науках, мож­но было представить идеальную модель процесса, реализуемого в техническом устройстве, что становилось отправным пунктом конструирования технических объектов. Конструирование стано­вится разновидностью научной деятельности. В результате син­теза технического опыта с научным знанием возникает научное техническое знание.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: