Что такое системные исследования и системное проектирование, развитие их в технике, возможности и недостатки социального проектирования)

Системный метод исследования представляет собой наиболее общий и широкий способ исследования как реального мира, так и его концептуального отображения в познании. Сама идея о том, что окружающий мир есть единое целое, где вещи и явления связаны друг с другом и образуют отношения, уходит в глубокую древность, она выступает у Фалеса, Демокрита и Гераклита, а затем находит развитие у Сократа, Платона и Аристотеля. Однако этот общий взгляд на природу был недостаточен, в этой связи и возникла необходимость в изучении отдельных процессов природы, конкретных ее явлений, в результате чего появились отдельные науки. Такой переход от изучения мира как единого целого к исследованию отдельных его частей положил начало интеграционным процессам в научном познании.

Для системного метода исследования характерно целостное рассмотрение определенной совокупности объектов – материальных или идеальных – при котором изучаемые предметы и явления рассматриваются как части определенного образования. Эти элементы, взаимодействуя друг с другом, определяют новые, интегративные свойства, которыми обладает система как целое, но они отсутствуют у отдельных ее элементов.

Термин «проектирование» можно определить как процесс создания прототипа, прообраза предполагаемого или возможного объекта или состоя­ния.

Проектированиецеленаправленная деятельность, целью которой является формулировка и моделирование представления о будущей деятельности, предназначенной для удовлетворении общественных и личных потребностей; о будущем конечном результате и будущих последствиях, которые возникают в процессе создания и функционирования ее продукта.

Выделяют три основных раздела проектирования: а) классическое инженерное; б) системотехническое; в) социотехническое (гуманитарное).

Системное проектирование включает в себя: а) этапы разработки системы; б) описание последовательности фаз и операций системотехнической деятельности; в) анализ проектирования с точки зрения кооперации работ и специалистов.

Этапы разработки системы разделяются в соответствии с системотехнической деятельностью по объекту. В ходе проектирования представление о сложной технической системе изменяется. Происходит последовательная конкретизация моделей этой системы.

Сначала рассматривается процесс синтеза функциональной модели системы, а затем ее преобразование в структурную модель (или ее реализация). Каждый этап связан с определенными средствами графического и символического представления системы.

Функциональные модели могут быть получены тремя способами:

1. Прототип системы дается в виде блок-схемы.

2. В виде последовательности инструкций.

3. Прототипа системы нет. Функциональная модель получается либо в виде аналогий, либо задача сводится к подсистемам, либо модель составляется с помощью модификации некоторых элементов доступной системы.

4. Если же модель не может быть получена ни одним из указанных выше, то на этапе реализации функциональная модель представляется в виде поточной диаграммы. С помощью перестановки блоков из функциональной модели возникает множество поточных диаграмм. В результате получается блок-схема, соответствующая техническим условиям технического задания.

Для создания системы необходимо сочетание а) блок-схемы, б) поточной диаграммы и в) функциональной модели. В результате получается целостное описание системы, составляющие которого взаимно дополняют друг друга. При разделении системного проектирования в соответствии со структурой технической системы выделяются следующие этапы: а) макропроектирование (внешнее проектирование),

б) микропроектирование (внутреннее проектирование) и в) проектирование окружающей среды, которое связано с формулировкой целей системы.

Следующий способ описания системного проектирования – фазы и операции системного проектирования – заключается в выделении в нем последовательности фаз, а в самих этих фазах – цепи действий, или обобщенных операций. Обычно системотехническая деятельность делится на следующие фазы: а) подготовка технического задания; б) изготовление; внедрение; в) эксплуатация; г) оценка. Иногда добавляется фаза «ликвидация» из-за возможных экологических последствий этого процесса. На каждой фазе системотехнической деятельности выполняется одна и та же последовательность обобщенных операций: а) анализ проблемной ситуации, б) синтез решений, в) оценка и выбор альтернатив, г) моделирование, корректировка и реализация решения.

Третий раздел системного проектирования – кооперация работ и специалистов в системотехнике.

Системотехническое проектирование представляет собой комплексный вид деятельности, включающий большое число исполнителей и функций. Ее целью является организация всех работ и специалистов, привлеченных к этой разработке. Системотехническая группа может быть организована:

а) как штабная группа при руководителе проекта (обеспечивает планы и ведение программы);

б) как линейная группа во главе с начальником проекта, который является ее непосредственным руководителем (функционирует по всем частям проектной организации);

в) как расчлененная группа, состоящая из руководителей групп оборудования, которые встречаются для выполнения задач проектирования системы в целом;

г) как отдельная линейная организация на равных правах с группами оборудования, быстро переключающаяся с одного оборудования на другое;

д) как отдельное проектное бюро.

Новое состояние в системном проектировании представляет собой проектирование систем деятельности. Поэтому здесь речь идет о социотехническом (в противовес системотехническому) проектировании, где главное внимание должно уделяться не машинным компонентам, а человеческой деятельности, ее социальным и психологическим аспектам.

Социотехническое проектирование характеризуется гуманитаризацией. Проектирование само становиться источником формирования проектной техники и вступает тем самым в сферу культурно-исторической деятельности. Кроме того, в качестве объекта проектирования выступает и сама сфера проектной деятельности. Формируется особый методический слой, направленный на выработку норм и предписанный для проектных процедур, и теоретический слой, обеспечивающий методистов знаниями об этих процедурах.

Социотехническое проектирование – это проектирование без прототипов, и оно ориентировано на реализацию идеалов, формирующихся в теоретической сфере или в культуре в целом. Его можно охарактеризовать как особое проектное движение, состоящее из различных видов деятельности: производственной, эксплуатационной, традиционного проектирования и т. п. Проектирование тесно переплетается с планированием, управлением, программированием, прогнозированием и организационной деятельностью.

Социотехническое проектирование существенно отличается не только от традиционной инженерной, но и системотехнической деятельности. Социотехническое проектирование выходит за пределы традиционной схемы «наука – инженер – производство» и замыкается на самые разнообразные виды социальной практики (например, на обучение, обслуживание и т.д.), где классическая инженерная установка перестает действовать, а иногда имеет и отрицательное значение.

Социотехническая установка современного проектирования оказывает влияние на все сферы инженерной деятельности. Это выражается, прежде всего, в признании необходимости социальной, экологической оценки техники, в осознании громадной степени социальной ответственности инженера и проектировщика.

Социальное проектирование – это процесс создания прототипа, прообраза соци­альных объектов, социальных качеств, социальных процессов и отношений. В отличие от проектирования таких объектов, при изменении которых не учитывается субъективный фак­тор, при проектировании социальных объектов этот фактор должен учитываться. Его учет во многом предопределяет спе­цифику социального проектирования. При этом в основании социального проектирования заложены следующие истины:

– социальный объект - противоречив;

– у социального объекта существует многовекторность развития;

– невозможно описать социальный объект конечным числом терминов любой социальной теории (принципиальная неформализуемость);

– на социальный объект влияет много объективных факторов;

– существует множество субъективных факторов, влияющих на социальный объект, например, исследователь может по-разному оценить зре­лость развития социального объекта и т.п.

Субъектом социального проектирования являются раз­личные носители управленческой деятельности, – как отдельные личности, так и организации, трудовые коллективы, со­циальные институты и т. п., ставящие своей целью организо­ванное, целенаправленное преобразование социальной действительности. Необходимая черта субъ­екта проектирования – его социальная активность, непос­редственное участие в процессе проектирования.

Объектом социального проектирования называют системы, процессы организации социальных связей, взаимодействий, включенных в проектную деятельность, подвергающиеся воз­действиям субъектов проектирования и выступающие осно­ванием для этого воздействия.

1) человек как общественный индивид и субъект историчес­кого процесса и социальных отношений с егопотребностями, интересами, ценностными ориентациями, установками, соци­альным статусом, престижем, ролями в системе отношений;

2) различные элементы и подсистемы социальной структуры общества (трудовые коллективы, регионы, социальные груп­пы и т. п.);

3) разнообразные общественные отношения (поли­тические, идеологические, управленческие, эстетические, нравственные, межличностные и т. п.);

Анализ объекта и субъекта проектирования позволяет создать «информационный массив», который является главным источником социального проектирования, среди которых – материалы социологических ис­следований, интервьюирование, анализ периодической печа­ти, статистические данные и т. п.

Основная цель социального проектирования как специ­фической управленческой деятельности – создание с помощью информационного массива социаль­ных проектов. Социальный проект как источник информации представ­ляет собой связанные определенной зависимостью сознательно разработанные научно обоснованные характеристики, предоставляющие конкретные знания о будущем желаемом состоянии социаль­ной системы или процесса.

Социальное проектирование нельзя сводить к социальному планированию, науке или программно-целевым методам. Социальное проектирование, с нашей точки зрения, нужно характеризовать в традиции методологии проектирования и социальных наук. Методологическая установка означает, что технология социального проектирования должна быть контролируема.

Только в этом случае удастся преодолеть два основных недостатка социального проектирования. Один недостаток – низкая проектосообразность, социальные проекты или утопичны, или подменяются социальными манифестами, концепциями, программами; другой – утеря социальных параметров, т.е. специфической социальной позиции. Действительно, исследования показывают, что нередко в ходе проектирования исходные социальные требования и ценности, предъявляемые к проектируемому объекту (заданные ведущей позицией социального проектирования) или искажаются, или выпадают.

Проект будущих возможных состояний социальных сис­тем, процессов и явлений должен соответствовать следую­щим условиям его разработки:

– он должен быть создан на на­учной основе;

– не противоречить нравственным нормам;

– выра­жать общепринятые социальные ценности;

– выражать социальный заказ;

– быть эффективным с точки зрения реа­лизации;

– не содержать противоречий;

– должен быть предназначен для реализации.

Основной конечной стратегической целью социального проекта является создание оптимальной общности организации коллективных отношений с учетом объективных условий и жизнедеятельности различных социальных групп.

Таким образом, процесс проектирования представляет собой особый вид человеческой деятельности. Объекты проектирования могут включать как материальные (производственные строения, машины и т.д.), так и нематериальные объекты (социальное проектирование). В то же время сам процесс проектирования является нематериальным, характеризуемым как информационно–обрабатывающая деятельность создания информационных моделей планирования технических работ, технических инноваций и выработки множества методов, средств и процедур для их реализации.

Современная тенденция совершенствования процесса проектирования заключается в автоматизации проектирования. Так как современный процесс проектирования не сводится просто к подготовке проектной документации. Имеет место комплексное системное проектирование, которое включает в себя сферы познания объектов, социальной потребности в них, оценки их реализуемости и оценки последствий введения их в эксплуатацию. Только такой системный методологический анализ процесса проектирования, предполагающий междисциплинарный подход, способен стать успешным введением в автоматизацию проектирования и сделать такое проектирование эффективным.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: