Системный метод исследования представляет собой наиболее общий и широкий способ исследования как реального мира, так и его концептуального отображения в познании. Сама идея о том, что окружающий мир есть единое целое, где вещи и явления связаны друг с другом и образуют отношения, уходит в глубокую древность, она выступает у Фалеса, Демокрита и Гераклита, а затем находит развитие у Сократа, Платона и Аристотеля. Однако этот общий взгляд на природу был недостаточен, в этой связи и возникла необходимость в изучении отдельных процессов природы, конкретных ее явлений, в результате чего появились отдельные науки. Такой переход от изучения мира как единого целого к исследованию отдельных его частей положил начало интеграционным процессам в научном познании.
Для системного метода исследования характерно целостное рассмотрение определенной совокупности объектов – материальных или идеальных – при котором изучаемые предметы и явления рассматриваются как части определенного образования. Эти элементы, взаимодействуя друг с другом, определяют новые, интегративные свойства, которыми обладает система как целое, но они отсутствуют у отдельных ее элементов.
|
|
Термин «проектирование» можно определить как процесс создания прототипа, прообраза предполагаемого или возможного объекта или состояния.
Проектирование – целенаправленная деятельность, целью которой является формулировка и моделирование представления о будущей деятельности, предназначенной для удовлетворении общественных и личных потребностей; о будущем конечном результате и будущих последствиях, которые возникают в процессе создания и функционирования ее продукта.
Выделяют три основных раздела проектирования: а) классическое инженерное; б) системотехническое; в) социотехническое (гуманитарное).
Системное проектирование включает в себя: а) этапы разработки системы; б) описание последовательности фаз и операций системотехнической деятельности; в) анализ проектирования с точки зрения кооперации работ и специалистов.
Этапы разработки системы разделяются в соответствии с системотехнической деятельностью по объекту. В ходе проектирования представление о сложной технической системе изменяется. Происходит последовательная конкретизация моделей этой системы.
Сначала рассматривается процесс синтеза функциональной модели системы, а затем ее преобразование в структурную модель (или ее реализация). Каждый этап связан с определенными средствами графического и символического представления системы.
Функциональные модели могут быть получены тремя способами:
|
|
1. Прототип системы дается в виде блок-схемы.
2. В виде последовательности инструкций.
3. Прототипа системы нет. Функциональная модель получается либо в виде аналогий, либо задача сводится к подсистемам, либо модель составляется с помощью модификации некоторых элементов доступной системы.
4. Если же модель не может быть получена ни одним из указанных выше, то на этапе реализации функциональная модель представляется в виде поточной диаграммы. С помощью перестановки блоков из функциональной модели возникает множество поточных диаграмм. В результате получается блок-схема, соответствующая техническим условиям технического задания.
Для создания системы необходимо сочетание а) блок-схемы, б) поточной диаграммы и в) функциональной модели. В результате получается целостное описание системы, составляющие которого взаимно дополняют друг друга. При разделении системного проектирования в соответствии со структурой технической системы выделяются следующие этапы: а) макропроектирование (внешнее проектирование),
б) микропроектирование (внутреннее проектирование) и в) проектирование окружающей среды, которое связано с формулировкой целей системы.
Следующий способ описания системного проектирования – фазы и операции системного проектирования – заключается в выделении в нем последовательности фаз, а в самих этих фазах – цепи действий, или обобщенных операций. Обычно системотехническая деятельность делится на следующие фазы: а) подготовка технического задания; б) изготовление; внедрение; в) эксплуатация; г) оценка. Иногда добавляется фаза «ликвидация» из-за возможных экологических последствий этого процесса. На каждой фазе системотехнической деятельности выполняется одна и та же последовательность обобщенных операций: а) анализ проблемной ситуации, б) синтез решений, в) оценка и выбор альтернатив, г) моделирование, корректировка и реализация решения.
Третий раздел системного проектирования – кооперация работ и специалистов в системотехнике.
Системотехническое проектирование представляет собой комплексный вид деятельности, включающий большое число исполнителей и функций. Ее целью является организация всех работ и специалистов, привлеченных к этой разработке. Системотехническая группа может быть организована:
а) как штабная группа при руководителе проекта (обеспечивает планы и ведение программы);
б) как линейная группа во главе с начальником проекта, который является ее непосредственным руководителем (функционирует по всем частям проектной организации);
в) как расчлененная группа, состоящая из руководителей групп оборудования, которые встречаются для выполнения задач проектирования системы в целом;
г) как отдельная линейная организация на равных правах с группами оборудования, быстро переключающаяся с одного оборудования на другое;
д) как отдельное проектное бюро.
Новое состояние в системном проектировании представляет собой проектирование систем деятельности. Поэтому здесь речь идет о социотехническом (в противовес системотехническому) проектировании, где главное внимание должно уделяться не машинным компонентам, а человеческой деятельности, ее социальным и психологическим аспектам.
Социотехническое проектирование характеризуется гуманитаризацией. Проектирование само становиться источником формирования проектной техники и вступает тем самым в сферу культурно-исторической деятельности. Кроме того, в качестве объекта проектирования выступает и сама сфера проектной деятельности. Формируется особый методический слой, направленный на выработку норм и предписанный для проектных процедур, и теоретический слой, обеспечивающий методистов знаниями об этих процедурах.
|
|
Социотехническое проектирование – это проектирование без прототипов, и оно ориентировано на реализацию идеалов, формирующихся в теоретической сфере или в культуре в целом. Его можно охарактеризовать как особое проектное движение, состоящее из различных видов деятельности: производственной, эксплуатационной, традиционного проектирования и т. п. Проектирование тесно переплетается с планированием, управлением, программированием, прогнозированием и организационной деятельностью.
Социотехническое проектирование существенно отличается не только от традиционной инженерной, но и системотехнической деятельности. Социотехническое проектирование выходит за пределы традиционной схемы «наука – инженер – производство» и замыкается на самые разнообразные виды социальной практики (например, на обучение, обслуживание и т.д.), где классическая инженерная установка перестает действовать, а иногда имеет и отрицательное значение.
Социотехническая установка современного проектирования оказывает влияние на все сферы инженерной деятельности. Это выражается, прежде всего, в признании необходимости социальной, экологической оценки техники, в осознании громадной степени социальной ответственности инженера и проектировщика.
Социальное проектирование – это процесс создания прототипа, прообраза социальных объектов, социальных качеств, социальных процессов и отношений. В отличие от проектирования таких объектов, при изменении которых не учитывается субъективный фактор, при проектировании социальных объектов этот фактор должен учитываться. Его учет во многом предопределяет специфику социального проектирования. При этом в основании социального проектирования заложены следующие истины:
– социальный объект - противоречив;
– у социального объекта существует многовекторность развития;
– невозможно описать социальный объект конечным числом терминов любой социальной теории (принципиальная неформализуемость);
– на социальный объект влияет много объективных факторов;
|
|
– существует множество субъективных факторов, влияющих на социальный объект, например, исследователь может по-разному оценить зрелость развития социального объекта и т.п.
Субъектом социального проектирования являются различные носители управленческой деятельности, – как отдельные личности, так и организации, трудовые коллективы, социальные институты и т. п., ставящие своей целью организованное, целенаправленное преобразование социальной действительности. Необходимая черта субъекта проектирования – его социальная активность, непосредственное участие в процессе проектирования.
Объектом социального проектирования называют системы, процессы организации социальных связей, взаимодействий, включенных в проектную деятельность, подвергающиеся воздействиям субъектов проектирования и выступающие основанием для этого воздействия.
1) человек как общественный индивид и субъект исторического процесса и социальных отношений с егопотребностями, интересами, ценностными ориентациями, установками, социальным статусом, престижем, ролями в системе отношений;
2) различные элементы и подсистемы социальной структуры общества (трудовые коллективы, регионы, социальные группы и т. п.);
3) разнообразные общественные отношения (политические, идеологические, управленческие, эстетические, нравственные, межличностные и т. п.);
Анализ объекта и субъекта проектирования позволяет создать «информационный массив», который является главным источником социального проектирования, среди которых – материалы социологических исследований, интервьюирование, анализ периодической печати, статистические данные и т. п.
Основная цель социального проектирования как специфической управленческой деятельности – создание с помощью информационного массива социальных проектов. Социальный проект как источник информации представляет собой связанные определенной зависимостью сознательно разработанные научно обоснованные характеристики, предоставляющие конкретные знания о будущем желаемом состоянии социальной системы или процесса.
Социальное проектирование нельзя сводить к социальному планированию, науке или программно-целевым методам. Социальное проектирование, с нашей точки зрения, нужно характеризовать в традиции методологии проектирования и социальных наук. Методологическая установка означает, что технология социального проектирования должна быть контролируема.
Только в этом случае удастся преодолеть два основных недостатка социального проектирования. Один недостаток – низкая проектосообразность, социальные проекты или утопичны, или подменяются социальными манифестами, концепциями, программами; другой – утеря социальных параметров, т.е. специфической социальной позиции. Действительно, исследования показывают, что нередко в ходе проектирования исходные социальные требования и ценности, предъявляемые к проектируемому объекту (заданные ведущей позицией социального проектирования) или искажаются, или выпадают.
Проект будущих возможных состояний социальных систем, процессов и явлений должен соответствовать следующим условиям его разработки:
– он должен быть создан на научной основе;
– не противоречить нравственным нормам;
– выражать общепринятые социальные ценности;
– выражать социальный заказ;
– быть эффективным с точки зрения реализации;
– не содержать противоречий;
– должен быть предназначен для реализации.
Основной конечной стратегической целью социального проекта является создание оптимальной общности организации коллективных отношений с учетом объективных условий и жизнедеятельности различных социальных групп.
Таким образом, процесс проектирования представляет собой особый вид человеческой деятельности. Объекты проектирования могут включать как материальные (производственные строения, машины и т.д.), так и нематериальные объекты (социальное проектирование). В то же время сам процесс проектирования является нематериальным, характеризуемым как информационно–обрабатывающая деятельность создания информационных моделей планирования технических работ, технических инноваций и выработки множества методов, средств и процедур для их реализации.
Современная тенденция совершенствования процесса проектирования заключается в автоматизации проектирования. Так как современный процесс проектирования не сводится просто к подготовке проектной документации. Имеет место комплексное системное проектирование, которое включает в себя сферы познания объектов, социальной потребности в них, оценки их реализуемости и оценки последствий введения их в эксплуатацию. Только такой системный методологический анализ процесса проектирования, предполагающий междисциплинарный подход, способен стать успешным введением в автоматизацию проектирования и сделать такое проектирование эффективным.