Основные закономерности развития технического и технологического знания

Необходимым следствием любой теории развития научного знания, в том числе концепции единства внутринаучных и социокультурных факторов, является требование формулировки общих закономерностей развития научного знания. Другим столь же необходимым требованием к любой концепции подобного рода служит формулировка конкретизации этих общих законов применительно к различным областям научного знания. Не вдаваясь в сколько-нибудь подробное фактическое и теоретическое обоснование этих законов, сформулируем общие и специфические закономерности развития научного знания с позиции концепции единства внутринаучных и социокультурных факторов в развитии научного знания.

Закономерности развития знания в технических и технологических науках:

· кумулятивно-прерывный характер изменений;

· тесная взаимосвязь с естественными, социальными и военными науками;

· непосредственная связь с практикой и материальными интересами и потребностями общества;

· существенная зависимость от уровня и характера поддержки со стороны государства и частного бизнеса;

· соответствие технических и технологических проектов экологическим и гуманитарным требованиям;

· повышение уровня математизации и компьютеризации моделей техники и технологий;

· усиление междисциплинарного и комплексного характера технического и технологического знания;

· от моделирования отдельных технических систем и технологических процессов к созданию моделей сложных техносистем и моделированию эволюции техносферы в целом.

Выводы

1. Развитие научного знания представляет собой чередование процессов количественного накопления (кумуляции) истинного знания, направляемого некоторой общепринятой в научном сообществе фундаментальной теорией в некоторой области науки или научной дисциплине, и качественных скачков (научных революций), вызванных построением новой фундаментальной теории, приходящей на смену старой и во многом содержательно и логически несовместимой с ней (антикумулятивный процесс).

2. В результате научной революции только часть накопленного ранее в той или иной области науки знания признается истинной и сохраняется в неизменном виде, другая его часть рассматривается как ложная с позиций новой фундаментальной теории и отбрасывается и, наконец, третья часть накопленного ранее знания также сохраняется, но в существенно переработанном и проинтерпретированном с позиций новой теории виде.

3. В целом развитие научного знания обусловлено действием как внутринаучных факторов (новые эмпирические данные, не использованные ранее теоретические ресурсы имеющейся системы знания), так и социокультурных (практические потребности общества, социальный заказ, философские и мировоззренческие идеи и др.). При этом внутринаучные факторы являются основной движущей силой динамики научного знания, как правило, в эволюционные фазы его развития, а также для высокоабстрактной науки и достаточно зрелого состояния науки, способного к самодетерминации, тогда как социокультурные факторы оказывают существенное, а подчас и решающее влияние в периоды становления как науки в целом, так и новых научных дисциплин, научных революций, прикладных научных исследований, имеющих большое практическое и социальное значение.

4. Интернализм, абсолютизирующий роль внутринаучных факторов в развитии научного знания, и экстернализм, абсолютизирующий роль социокультурных факторов в его развитии, - в равной мере неадекватные модели реальной науки и ее истории. Наиболее приемлемой общей теорией развития научного знания представляется концепция единства, взаимосвязи и диалектического взаимодействия внутринаучных и социокультурных факторов как одинаково необходимых детерминант динамики реальных систем научного знания.

5. Наряду с общими закономерностями развития научного знания в каждой области науки действуют и специфические закономерности ее развития, обусловленные особенностями ее содержания, структуры и функций в общей системе науки и научного познания.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: