Система контроля
| Бюрократическая
| Децентрализованная
|
Приемы контроля
| Правила, властная иерархия, контролеры, отбор и обучение, технологии
| Корпоративная культура, контроль равных, самоконтроль, отбор и обучение, социализация
|
Назначение
| Подчинение сотрудников указаниям менеджеров
| Приверженность наемных работников качеству
|
Ожидаемые результаты
| Результаты определяются пригодными для измерения стандартами
| Настрой на высокие результаты, ориентация на динамический рынок, нормативные показатели
|
Организационная структура
| Громоздкая структура, контроль «сверху-вниз». Правила и процедуры координации и контроля. Власть должности, Отдел контроля качества занимается мониторингом качества
| Простая структура, взаимовлияние. Разделяемые цели, ценности и традиции координации и контроля. Власть знаний и опыта. Качество – дело каждого сотрудника
|
Вознаграждение
| Базируется на достижениях сотрудника в выполнении рабочих заданий
| Основывается на достижениях группы и долевом распределении между сотрудниками
|
Участие в управлении
| Формальное и узкое, например, с использованием процедур подачи жалоб
| Неформальное и широкое, включая контроль качества проектирования систем контроля и организационное руководство
|
Таблица 8.1.1 Бюрократическая и децентрализованные системы контроля
Разделы
| Содержание
|
1. Требования к контролю качества деятельности предприятия
| 1.1. Связь со стратегией организации
1.2. Использование всех этапов контроля
1.3. Принятие всеми сотрудниками системы контроля деятельности предприятия
1.4. Соблюдение баланса объективных и субъективных данных о деятельности предприятия
1.5. Точность систем контроля
1.6. Гибкость систем контроля
1.7. Своевременность передачи оперативной информации о результатах контроля
|
2. Этапы контроля
| 2.1. Этап 1. Установление нормативных показателей качества деятельности предприятия
2.2. Этап 2. Измерение фактических результатов контроля
2.3. Этап 3. Сравнение результатов с нормативными показателями
2.4. Этап 4. Осуществление обратной связи, выработка корректирующих воздействий на реализацию стратегических и тактических планов
|
3. Виды организационного контроля
| 3.1. Упреждающий контроль на предварительных этапах технологических процессов
3.2. Сопутствующий контроль на основных этапах (мониторинг)
3.3. Выходной контроль – контроль с обратной связью на заключительных этапах
|
Таблица 8.1.2 Общие требования к системам контроля
Разделы
| Содержание
|
1. Структура бюрократической системы контроля
| 1.1. Разработка процедур, правил и стандартов контроля деятельности
1.2. Разработка управленческих систем контроля (финансы, бюджеты, бухгалтерская отчётность, системы управления по целям)
1.3. Делегирование полномочий и ответственности менеджерам по всей иерархической структуре предприятия за осуществление контроля над действиями персонала
1.4. Организация самостоятельного отдела контроля качества деятельности и выполнения принятых стандартов деятельности
1.5. Организация отбора и обучения персонала, действующие в системе контроля
1.6. Создание специализированных информационных систем контроля качества деятельности предприятия
|
2. Структура децентрализованной системы контроля качества деятельности предприятия
| 2.1. Формирование корпоративной культуры, как мощного средства контроля качества деятельности на основе вовлечения персонала в принятие решений, повышение качества
2.2. Формирование рабочих и проектных команд, обеспечивающих реализацию как производственных, так и контрольных функций
2.3. Осуществление членами команд самоконтроля и самодисциплины на основе делегирования ответственности, полномочий, свободного доступа к информации
2.4. Усиление требований к отбору и социализации персонала на основе высокого профессионализма, умения работать в командах, изучения личных качеств и психологических типов
2.5. Реализация новой парадигмы контроля – управление тотальным качеством деятельности организации
2.6. Проведение сертификации предприятия на соответствие требованиям стандартов ИСО серии 9000 по системе менеджмента качества деятельности организации, серии 14000 – экология
2.7. Создание специализированных информационных систем контроля качества
|
Таблица 8.1.3 Структура и принципы систем контроля деятельности предприятия
Неуправляемые изменения внешней среды
| |
Новая стратегия, цели, планы
| |
Неуправляемые изменения внешней среды
| |
Ответная реакция гибкого контроля
- новые нормативы и измерители качества
- большее вовлечение сотрудников в процесс труда
| |
Рис. 8.1 Взаимосвязь организационного контроля и стратегического планирования
Рис. 8.2 Этапы процесса контроля
Методы
| Содержание
|
1. Создание кружков качества
| Добровольное объединение сотрудников в кружки качества (6-12 человек) с целью выявления и решения проблем качества их деятельности и качества продукции
|
2. Делегирование полномочий
| Наделение правом голоса в процессе принятия решений рядовых сотрудников, поставщиков и потребителей. Делегирование и смещение полномочий на уровень непосредственных исполнителей рабочих задач
|
3. Контрольные сравнения (берчмаркинг)
| Проведение постоянных контрольных сравнений продукции (товаров, услуг) и сервиса в сопоставлении с аналогичной продукцией конкурентов-лидеров рынка
|
4. Аутсорсинг – делать самому или покупать?
| Передача сторонним или дочерним предприятиям выполнения определенных внутренних функций, не являющихся сферой основных деловых способностей (компетенций) и основой конкурентности фирмы с целью снижения издержек и численности собственного персонала
|
5. Непрерывные усовершенствования
| Проведение постоянных (непрерывных) эволюционных усовершенствований деятельности предприятия, которые приносят эффективные результаты (как правило) по сравнению с радикальными аналогичными преобразованиями деятельности. Проведение большого числа малых улучшений во всех сферах деятельности организации вместо «больших скачков»
|
6. Возможность стандартизации принципов и подходов УТК
| Стандарты серии ИСО 9000-2000 по обеспечению качества деятельности организаций путем проведения их сертификации на соответствие этим стандартам
|
Таблица 8.2 Методы и приемы УТК – системы управления тотальным качеством
Обратная связь между кружками качества
(8)
| |
Данные, собранные членами кружка качества
(4)
| |
Рекомендуемые решения
(6)
| |
Выбор проблем, подлежащих решению
(3)
| |
Создание команды-кружка качества
(2) 222332 2
| |
Решение высшего менеджмента
(7)
| |
Рис. 8.3 Функционирование кружка качества
Позитивные факторы
| Негативные факторы
|
Поставленные задачи предъявляют высокие требования к профессионализму сотрудников
| Завышенные ожидания менеджмента
|
УТК способствует повышению вовлеченности и мотивации в процессе труда у наемных работников
| Менеджеры среднего звена негативно воспринимают сужение круга полномочий
|
Совершенствуются навыки решения проблем сотрудников
| Рабочие ощущают неудовлетворенность различными аспектами организационной жизни
|
Основные методы решения проблем основываются на участии сотрудников в управлении и командных формах труда
| Профсоюзные лидеры остаются вне дискуссий о кружках качества
|
Непрерывные усовершенствования являются образом жизни
| Менеджмент настроен на радикальные преобразования
|
Таблица 8.3 Оценка внедрения программы качества
Рис. 8.4 Структура стержневой системы финансового менеджмента организации
Рис.8.5 Состав систем управленческого контроля
Производственные организации
| Компании сферы услуг
|
- Производство материальных благ
- Возможность создания запасов ресурсов и товаров
- Непосредственное измерение качества
- Стандартизация продукции
- Производство удалено от потребителя
- Местонахождение производства незначительно влияет на успех
- Интенсивное использование капитала
| - Предоставление нематериальных благ
- Процесс производства и потребления объединены одновременно
- Качество услуг с трудом поддается измерению
- Выпуск ориентирован на потребителя, который участвует в производственном процессе
- Местоположение производства оказывает определяющее влияние на успех
- Интенсивное использование труда
|
Заводы по производству автомобилей, бытовой техники, продуктов, вин
| Авиакомпании, отели, парикмахерские, больницы, ВУЗы
|
Таблица 8.4 Характеристики производственных организаций и компаний сферы услуг
№ п/п
| Статьи бюджетов
| Бюджет маркетинга
| Бюджет НИОКР
| Бюджет производства
| Бюджет организации
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Целевые показатели (усредненные)
|
|
|
|
|
|
|
|
|
1.1
| Численность N персонала, чел/год
|
|
|
|
|
|
|
|
|
1.2
| Выработка S на 1 сотрудника, млн. руб./год
|
|
|
|
|
|
| 1,4
|
|
1.3
| Рентабельность R чистой прибыли, %
|
|
|
|
|
|
|
|
|
1.4
| Зарплата C на 1 сотрудника, млн. руб./год
|
|
|
|
|
|
| 0,3
|
|
Итого по разделу 1
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Расходы P=D/(1+R)
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2.1
| Зарплата Ф =NC·X1
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2.2
| ЕСН X2·Ф
|
|
|
|
|
|
| 7,8
|
|
2.3
| Накладные X3·Ф
|
|
|
|
|
|
| 3,0
|
|
2.4
| Оборудование X4·Ф
|
|
|
|
|
|
| 6,0
|
|
2.5
| Материалы, комплектующие X5·Ф
|
|
|
|
|
|
| 30,0
|
|
2.6
| Арендные, коммунальные транспортные, телекоммуникационные расходы
|
|
|
|
|
|
| 9,0
|
|
2.7
| Услуги сторонних организаций X7·Ф
|
|
|
|
|
|
| 3,0
|
|
2.8
| Лицензии, патенты, ноу-хау X8·Ф
|
|
|
|
|
|
| 3,0
|
|
2.9
| Прочие, в т.ч налоги X9·Ф
|
|
|
|
|
|
| 8,2
|
|
Итого по разделу 2
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Доходы N·S
|
|
|
|
|
|
|
|
|
3.1
| От реализации продукции
|
|
|
|
|
|
|
|
|
3.2
| По оказанию услуг сторонним организациям
|
|
|
|
|
|
|
|
|
3.3
| Внереализаци-онные
|
|
|
|
|
|
|
|
|
3.4
| Прочие, в т.ч. возврат НДС
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Итого по разделу 3
|
|
|
|
|
|
|
|
|
разрабатывается для каждой самостоятельной бизнес-единицы
Σ Xi = P/Ф = 100/300 = 3,33 при X1 = 1
Таблица 8.5 Бюджеты предприятия на текущий (1) и целевой (2) периоды (млн. руб.)
«Сверху-вниз» «Снизу-вверх»
- Представляются общие - Устанавливаются специи-
экономические фические ресурсные
перспективы требования
- Сообщаются корпоратив- - Используются возмож-
Бизнес-единицы
организации
| |
ные финансовые цели ности экономии и благо-
и прогнозы приятные возможности
и перспективы в специи-
- Сообщаются ресурсные фических областях
возможности и диапазон
бюджетных сумм - Разрешаются ресурсные
Подразделения
- отделы бизнес-единиц
| |
несоответствия между
подразделениями
- Повышается вовлечен-
ность сотрудников в
процесс труда
Рис.8.6 Бюджетный процесс «сверху-вниз» и «снизу-вверх»
ПРОИЗВОДСТВО ПРОДУКЦИИ
Рис.8.7 Организация как система операционного менеджмента
Стадия 1. Отсутствие вовлечения
- отсутствие позитивного вклада операционного менеджмента в формирование стратегии
- Основные приоритеты: издержки и производительность труда
| |
Рис.8.8 Основные стадии развития операционной стратегии