Подходы к науке управления организацией

Основой методологии менеджмента является системный подход (4).

В наиболее общей форме сущность системного подхода состоит в рассмотрении объекта исследования и практической деятельности в единстве его внешних и внутренних связей. Категория «системный подход» включает два термина «сис­темный» и «подход». Смысл термина «подход» в том, что здесь речь идет о направлении рассмотрения того или иного предмета, процесса, явления, в котором должна быть реализована примени­тельно к объекту система методологии исследования. Очевидно, что для каждой такой предметной области подход должен иметь определенные особенности. Термин «системный» имеет тот смысл, что подход должен использовать определенную систему принципов и методов, имеющих общезначимую основу и, вместе с тем, обладающими специфическими чертами, обусловленными спецификой конкретной предметной области, теоретического ис­следования или практической деятельности [3].

Исходными для системного подхода являются понятия «системность» и «система». «Системность» есть атрибут, т. е. неотъемлемое существенное свойство объективного мира, одна из его важных характеристик. Сущность «системности» в том, что все процессы, явления, вещи в объективном мире находятся во все­общей связи и взаимодействуют как объекты относительно обо­собленные, обладающие качественной и количественной сторо­нами и изменяющиеся во времени и пространстве. Подчеркнем три характеристики понятия «системности»: всеобщая связь всех процессов и явлений есть связь относительно обособленных пред­метов и явлений; относительная обособленность и само­стоятельность предметов, вещей, явлений проявляется в том, что они обладают количественной и качественной сторонами; отно­сительно обособленные предметы, вещи, явления взаимодейству­ют друг с другом.

Взаимодействующие и изменяющиеся во времени и простран­стве вещи, предметы, явления представляют собой системы.

Системный подход (4) – это не есть набор каких-то руководств или принципов для управляющих – это способ мышления по отношению к организации и управлению. [79, с.79]. В философском энциклопедическом словаре под редакцией Л.Ф. Ильичева дается следующее определение системного подхода: «Системный подход – это направление методологии специального научного познания и социальной практики, в основе которого лежит исследование объектов как систем»[137]. Системный подход (4) способствует адекватной постановке проблем в конкретных науках и выработке эффективной стратегии их изучения.

Системный подход (4) к объекту и предмету исследования, в самом кратком определении означает рассмотрение объек­та и предмета исследования одновременно и как особой системы (более или менее мощной, более или менее сложной) и как элемента (подсистемы) более общей системы. Но такое определе­ние, хотя и характеризует сущность системного подхода, является недостаточным, поскольку не раскрывает основные черты его содержания. Развернутое определение, наряду с общей дефини­цией, включает дополнительно: требование анализа исследуемого объекта в шести логических срезах (аспектах): элементном, струк­турном, функциональном, интегративном, коммуникативном и историческом [3].

Элементный аспект состоит в выявлении элементов, входящих в исследуемую систему, определении уровня общности системы, ее мощности.

Структурный аспект предполагает установление структурных характеристик системы: тип структуры, определяющие связи, ко­личественные и качественные взаимозависимости.

Функциональный аспект состоит в выявлении функций системы в целом и ее компонентов (подсистем), соответствия этих функ­ций, дублировании функций.

Интегративный аспект заключается в выяснении цели систе­мы, противоречий в ее функционировании, путей и способов разрешения противоречий, выявлении основного звена, которое обеспечивает сохранение объекта исследования как целостной системы.

Коммуникативный аспект означает определение среды обита­ния системы, характер субординационных и координационных связей с другими системами, тесноты этих связей.

Исторический аспект предполагает исследование истории воз­никновения системы, этапов ее развития, достигнутой ступени, и на этой основе прогнозирования перспектив на будущее.

Системный подход (4) основывается на общей теории систем, которая, в первую очередь, связана с именами А.А. Богданова, Л.Берталанфи, П.К. Анохина и др (*5).

Системный подход (4) рассматривает любую фирму, производственное предприятие, организацию как систему, состоящую из взаимосвязанных элементов.

Система – единство, состоящее из взаимосвязанных частей, каждая из которых привносит что-то конкретное в уникальные характеристики целого. Организации считаются открытыми системами, потому что они динамично взаимодействуют с внешней средой. [79, с.694].

Система – противоположность хаосу, она состоит из связанных между собой элементов, образующих определенную целостность, единство. Мир в целом есть сверхсложная система, которая, в свою очередь, состоит из множества больших и малых систем (*6).

Сложной является система, обладающая, как считают большинство исследователей, определенным набором свойств, из которых целесообразно выделить следующие[39]: неоднородность и большое число элементов; эмерджентность; иерархия; агрегирование; многофункциональность, которая проявляется в свойствах гибкости, адаптации, живучести; надежность системы; безопасность системы; стойкость; уязвимость.

Однако только представлением об организации как об открытой системе управления применение системного подхода в менеджменте не исчерпывается. Системный подход (4) является основой построения здания самой науки менеджмента, интегрируя в единое целое различные направления и подходы научной управленческой мысли. Системный подход (4) помогает выработать основополагающие принципы управления организацией. Он объединяет различные способы воздействия на объект управления в единую систему методов менеджмента. На основе системного подхода строится процесс управления и обеспечивается достижение поставленных перед организацией целей.

В настоящее время ряд авторов считают системный подход (4) универсальной методологией менеджмента. Он получил широкое распространение в современной теории и практике менеджмента.

По словам профессоров Розенцвейга и Каста, теория систем обеспечила дисциплину управления основой для интеграции концепций, разработанных и предложенных более ранними школами. [79, с. 81]. В дальнейшем на системной основе будут синтезированы новые знания и теории.

Кроме системного подхода, в науке менеджмента используются и другие. Р.А.Фатхутдинов выделяет 13 научных подходов: системный, комплексный, интеграционный, маркетинговый, функциональный, динамический, воспроизводственный, процессный, нормативный, количественный (математический), административный, поведенческий, ситуационный [134, 135]. Вероятно, этим не исчерпывается вся возможная палитра подходов. К ним, на наш взгляд, можно добавить: эмпирический, затратный, сбытовой, производственный, статический, инновационный и другие. Некоторые из подходов, составляющие методологическую основу науки менеджмента, рассмотрены ниже.

Процессный подход.В соответствии с процессным подходом управление рассматривается не как единовременное действие, а как серия непрерывных взаимосвязанных действий – процесс. Данный подход был предложен представителями школы административного управления, а именно Анри Файолем, который говорил «управлять означает предсказывать и планировать, организовывать, распоряжаться, координировать и контролировать». [79, с.71]. Процессный подход рассматривает функции управления как взаимосвязанные. М. Мескон отмечает, что «управление рассматривается как процесс, потому что работа по достижению целей с помощью других – это не какое-то единовременное действие, а серия взаимосвязанных непрерывных действий. Эти действия, каждое из которых само по себе является процессом, очень важны для успеха организации. Их называют управленческими функциями. Каждая управленческая функция тоже представляет собой процесс, потому что также состоит из серии взаимосвязанных действий. Процесс управления является общей суммой всех функций». [79, с.71].

Кроме функций управления в теории менеджмента рассматривают еще два вида процессов, не менее важных, чем функции это процессы принятия решений и коммуникации. Эти процессы взаимопроникают друг в друга, взаимосвязаны между собой, образуя единый процесс управления.

Ситуационный подход. Данная концепция разработана в конце 60-х годов ХХ в. в Гарвардской школе бизнеса (США). Это способ управления, решения проблем в зависимости от складывающейся ситуации.

Ситуация (5) – это конкретный набор обстоятельств, которые сильно влияют на организацию в данное конкретное время. Любая ситуация имеет идейную или экономическую основу, исследование которой позволяет понять ретроспективу и определить перспективу.

Однако рассмотрение ситуации не является чем-либо новым в управленческой теории (*7).

Конкретные условия и ситуации требуют от менеджера творческого применения тех или иных подходов в менеджменте. Творческая деятельность предполагает анализ ситуации, выявление тенденций ее возможного развития и формирование цели в соответствии с той тенденцией, которая представляется наиболее полезной. [59, с.157]. Согласно ситуационной теории нет какого-то универсального подхода и менеджерам необходимо определить такой подход, который лучше всего будет отвечать им в данной ситуации и поможет достигнуть их управленческих целей (*8).

Ситуационный подход (6) акцентирует внимание менеджеров на отношениях между внутренней и внешней средой организации. Внешняя среда состоит из социальных, политических и экономических факторов. Внутренняя среда является средой внутри организации. Согласно этого подхода, менеджеры должны знать о взаимодействии между этими двумя средами.

Таким образом, существуют множество подходов к менеджменту как к науке и практической деятельности, но основу составляют три методологических подхода: процессный, системный и ситуационный.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: