Процесс подготовки и реализации управленческих решений включает следующие этапы:
1. Выявление и формулирование проблемы (Диагностика проблемы, целеполагание и формирование критериев, формулирование ограничений).
2. Формирование группы по подготовке решения (этого этапа может не быть, если руководитель самостоятельно выполняет работу).
3. Сбор информации и анализ проблемы (директивная, нормативная информация, ранее принятые решения по данной проблеме). Принимается во внимание только значимая достоверная информация. Она обобщается в блоки, каждый из которых может представлять один из возможных вариантов решения проблемы. Качество собранной информации должно оцениваться по достоверности, точности, полноте, актуальности, ценности, полезности.
4. Подготовка и обоснование вариантов решения. В качестве методов выработки вариантов решений используются: метод аналогии, метод эксперимента, экономико-математические методы, метод имитационного моделирования, метод деловых игр, методы системного анализа. В каждом варианте решения должны определяться основные направления достижения цели (решения проблемы), конкретные исполнители решения, необходимые ресурсы, сроки достижения цели, предполагаемые социальные последствия от реализации решения.
|
|
5. Выбор и принятие решения. Выбор варианта для принятия решения всегда является самым трудным и ответственным этапом. На данном этапе происходит с огласование и рассмотрение возможных альтернатив. Альтернативные варианты сравниваются по заранее принятым критериям и с учетом поставленной цели.
6. Организация исполнения решения. На данном этапе обеспечивается доведение решения до исполнителя или исполнителей, которые разрабатывают план мероприятий по его исполнению и доводят его до сведения руководителя администрации. Организация исполнения, таким образом, определяется кадрами исполнителей, что выводит на первый план такую функцию как подбор, оценка и повышение качества работы исполнителей.
7. Контроль и оценка результатов исполнения решения. Полученные результаты реализации управленческого решения сравниваются с ожидаемыми. Если результаты не совпадают с прогнозами и планами, то осуществляется коррекция действий для достижения запланированного результата, т. е. возникает необходимость разработки и принятия нового управленческого решения.