Пример 2. Тема: «Взаимосвязь школьной адаптации и творческого мышления младших школьников»

Изменения в социальном, экономическом и культурном развитии нашей страны поставили перед школьным образованием ряд злободневных проблем. Одна из них — поиск эффективных путей преодоления кризисных явлений в школьном обучении, в частности, создание условий для благоприятного вхождения учащихся в школьную действительность. В психологической литературе данная проблема получила определение школьной адаптации.

В исследованиях, посвященных проблеме школьной адаптации, раскрыто содержание понятий «адаптация» и «дезадаптация» (С. А. Беличева, Ф. Б. Березкин, Н. В. Вострокнутова, Р. В. Овчарова), описаны критерии школьной адаптации (Э.М. Александровская, М. Н. Битянова), причины дезадаптации (Л. И. Божович, Л. С. Выготский, И. В. Дубровина, Н. Н. Заваденко, А. И. Захаров). Проблема школьной адаптации исследовалась не только в общепсихологическом, но и возрастном аспекте. Особенности адаптации младших школьников рассматривались в работах таких авторов, как Л. В. Варначева, В. Е. Каган, Н. Г. Милованова, Н. Н. Суртаева, М. А. Хуторная и др.

Несмотря на большое количество работ, посвященных проблеме школьной адаптации и дезадаптации, остается нерешенным вопрос об особенностях адаптации творческих младших школьников. Последнее особенно актуально, так как общеизвестным фактом является то, что дети с высоким уровнем развития творческого мышления, как и дезадаптированные, входят в категорию «трудных». В связи с этим является актуальным исследование проблемы взаимосвязи школьной адаптации и творческого мышления младших школьников.

Объект исследования: школьная адаптация.

Предмет исследования: взаимосвязь школьной адаптации и творческого мышления младших школьников.

Цель исследования: выявить особенности взаимосвязи школьной адаптации и творческого мышления младших школьников.

Задачи исследования:

1. Разработать критерии успешной адаптации младших школьников к обучению в школе.

2. Исследовать особенности школьной адаптации младших школьников в зависимости от уровня творческого мышления.

3. Выявить особенности взаимосвязи различных показателей школьной адаптации и творческого мышления младших школьников.

4. Выявить типы школьной адаптации в зависимости от уровня развития творческого мышления.

Гипотезы исследования:

1. Творческое мышление неоднозначно связано с различными показателями школьной адаптации, что проявляется как в положительных, так и негативных тенденциях в адаптации младших школьников с высоким уровнем творческого мышления.

2. Творческое мышление обусловливает выбор копинг-стратегий, которые, в свою очередь, оказывают влияние на процесс школьной адаптации младших школьников.

Теоретико-методологическую основу исследования составляют:

- культурно-историческая концепция Л. С. Выготского;

-учение о творческом характере психического развития ребенка (А. В. Брушлинский, В. В. Давыдов, В. П. Зинченко, Т. В. Кудрявцев, А. М. Матюшкин, Н. Н. Поддяков, Я. А Пономарев, С. Л. Рубинштейн, Б. Д. Эльконин);

- концепция регуляции и саморегуляции творческой мыслительной деятельности (Э. Д. Телегина);

Методы исследования: использован комплекс исследовательских методов: теоретический анализ психолого-педагогической литературы с использованием категориального аппарата и принципов психологической науки; констатирующий эксперимент по выявлению взаимосвязи уровня развития творческого мышления и школьной адаптации младших школьников; математические методы.

Организация и база исследования: исследование проводилось в период с 2006 по 2008 годы в общеобразовательных школах № 1269 г. Москвы и № 39 г. Сургута, где осуществлялась экспериментальная проверка гипотезы исследования. Всего за указанный период в исследовании приняли 95 испытуемых — учащихся 1, 2, 3 классов.

Этапы исследования: Первый этап — теоретико-организационный (2006г.) — анализ психологической, педагогической, философской литературы по теме исследования, разработка перспективного плана исследования, определение проблемы, цели, гипотезы, задач.

Второй этап — опытно-экспериментальный (2007-200гг.) — проведение комплексной диагностики, определение уровня развития творческого мышления, школьной адаптации младших школьников.

Третий этап — аналитико-обобщающий (2008г.) — подведение итогов констатирующего эксперимента, проверка выводов, гипотезы, статистическая обработка данных, их систематизация, оформление диссертации.

Научная новизна исследования определяется тем, что:

- выделены критерии школьной адаптации творческих детей на основе комплексного подхода к анализу феномена адаптации;

- выявлены особенности школьной адаптации младших школьников в зависимости от уровня развития творческого мышления;

- впервые осуществлено экспериментальное исследование взаимосвязи компонентов школьной адаптации и творческого мышления младших школьников;

- выявлены типы школьной адаптации младших школьников в зависимости от уровня развития творческого мышления; когнитивного, эмоционального и поведенческого компонентов адаптации.

Научная новизна исследования состоит в расширении представлений о содержательной и функциональной связи школьной адаптации и творческого мышления младших школьников, в углублении представлений о природе и факторах процесса школьной адаптации и критериях ее успешности.

Практическая значимость исследования заключается в том, чтовыделенные эмпирические критерии школьной адаптации - социометрический статус, ведущая эмоция, уровень развития творческого мышления – могут быть использованы при диагностике типа адаптации младшего школьника. Результаты исследования позволяют разработать научно-обоснованные рекомендации, направленные на развитие адаптационных механизмов младших школьников посредством формирования творческого мышления и конструктивных копинг-стратегий.

Структура выпускной квалификационной работы включает в себя введение, три главы, заключение, список использованной литературы в количестве 67 источников, приложения. Объем работы — 75 страниц печатного текста, 9 таблиц и 6 рисунков.

Возможные вопросы ГАК на защите:

  1. В чем заключается научная проблема Вашего исследования?
  2. Объясните, каких младших школьников Вы называете творческими, каким «нетворческими»? Насколько корректен термин «нетворческие» младшие школьники?
  3. Сформулируйте определение понятия «школьная адаптация».
  4. Назовите критерии успешной школьной адаптации.
  5. В Вашей работе экспериментально доказано, что существует взаимосвязь школьной адаптации и творческого мышления. Раскройте более подробно особенности взаимосвязи эмоционального, поведенческого и когнитивного компонентов школьной адаптации и творческого мышления.
  6. Дайте сравнительную характеристику школьной адаптации младших школьников г. Сургута и г. Москвы. Есть ли качественные различия?

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение ………………………………………………….….…3

Часть 1. ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ К КУРСОВЫМ И ДИПЛОМНЫМ РАБОТАМ …………………..……….…..……...…5

1.1 Формулирование научного аппарата исследования……………………………………..………………….…5

1.2 Стратегия исследования…………………………………10

1.3 Структура курсовой и дипломной работы.......................14

1.4. Общие требования к оформлению текста……………....16

Часть 2. ПРЕДСТАВЛЕНИЕ И ЗАЩИТА КУРСОВЫХ И ДИПЛОМНЫХ РАБОТ………………….………..……………….18

2.1.Процедура защиты курсовой (дипломной)

работы ……………………..……………………….……………….....18

2.2 Критерии оценки курсовых и дипломных работ………………………………………………………………...…19

Приложения ……………………………………...……………21



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: