Семинарское занятие №4

Цель: Изучить сущностные черты умозаключений, определить, в чем состоит отличие умозаключения от прочих форм мышления, научиться строить логический квадрат, освоить теорию правильной аргументации, приобрести навыки аргументации.

Для специальности «Социальная работа» - 4 часа, самостоятельная работа - 6 часов.

Ход занятия для студентов специальности «Социальная работа»: длительность занятия 180 минут. Данной теме посвящено два семинара. 25 минут занимают выступления студентов с докладами и ответы на вопросы для самоконтроля, Проверка самостоятельной работы, выборочными заданиями 25 минут. Остальные 40 минут занимает контрольный модуль по теме «Суждения и умозаключения».

На следующем занятии студенты осуществляют демонстрацию навыков аргументации, приобретенных в ходе изучения курса логики. Учащиеся делятся на пары и применяя приобретенные знания оспаривают или утверждают то или иное положение

Для специальности «Сестринское дело» - 3 часа, самостоятельная работа - 8 часов.
Ход занятия для студентов специальности «Социальная работа»: длительность занятия 125 минут.

Первые 20 минут студенты выступают с сообщениями, затем 40 минут преподаватель осуществляет проверку знаний студентов, 30 минут занимает контрольный модуль, еще 35 минут отводятся на зачет по пройденному курсу.

Вопросы к семинару:

1. Умозаключение. Виды умозаключений.

2. Простой категорический силлогизм.

3. Доказательство. Требования к доказательству.

Вопросы для самоконтроля:

1) Приведите пример умозаключения. В чем специфика умозаключения как формы мышления?

2) Какова структура умозаключения?

3) Какие виды умозаключений Вы можете назвать?

4) Что такое простой категорический силлогизм?.

5) Что такое энтимема?

6) В чем суть логической операции доказательства?

7) Какова структура доказательства?

8) каковы основные требования, предъявляемые к тезису, аргументам и демонстрации?

9) Чем опровержение отличается от доказательства?

10) Какими способами можно опровергнуть тезис?

11) Можно ли сказать, что, опровергнув аргументы, мы тем самым доказали ложность тезиса?

Задания для семинарского занятия и самостоятельной работы:

1. Сделайте заключение из посылок. Если вывод с необходимостью не следует, укажите, какие общие правила нарушены:

1) Древние греки внесли большой вклад в развитие философии. Спартанцы – древние греки.

2) Все слова служат для выражения мыслей. Все жесты служат для выражения мыслей.

3) Все литераторы грамотные люди. Сидоров не литератор.

4) Ярко красные цветы не имеют запаха. Этот цветок не имеет запаха.

5) Волки едят ягнят. Это животное ест ягнят.

6) Всякий справедливый человек благороден. Некоторые ученые люди справедливы.

7) Все негры имеют курчавые волосы. Этот человек имеет курчавые волосы.

8) «Пальто» - слово. Пальто – греет.

9) Ни один взяточник не честен. Некоторые чиновники – взяточники.

10) Все люди дышат легкими. Все рыбы не дышат легкими.

11) Все киты плавают. Все плавающие живут на деревьях.

12) Все события имеют начало и конец. Все события происходят во времени.

13) Все дельфины плавают. Все плавающие живут в воде.

14) Всякий предмет состоит из молекул. Логика не состоит из молекул.

15) Все деревья имеют листья. Все кустарники имеют листья.

16) Человек – живое существо. Гусь – живое существо.

17) Мысль – это движение. Движение есть свойство всей материи.

18) Все предметы, имеющие форму шара, отбрасывают круглую тень. Этот предмет отбрасывает круглую тень.

19) Некоторые люди обладают способностью к быстрому и точному счету. Некоторые люди – математики.

20) Ни одна правда не является ложью. Всякая лесть – ложь.

21) Многие из нас хорошие спортсмены. Многие из нас в то же время хорошо учатся.

22) Логика изучает законы и формы правильного мышления. Теория понятия – часть логики.

23) Джон трудолюбив. Ни один трудолюбивый человек не несчастен.

24) Все солдаты отлично маршируют. Некоторые дети не солдаты.

25) Ничто разумное никогда не ставило меня в тупик. Логика ставит меня в тупи.

26) Те, кто сохраняет самообладание, не вспыльчивы. Некоторые люди вспыльчивы.

27) Все осы злые. Всех злых существ необходимо остерегаться.

2. Выражают ли следующие предложения энтимемы?

1) Тут раздался легкий свист – и Дубровский умолк.

2) Рикки-Тикки лежал, не разжимая зубов, и глаза у него были закрыты, так как он считал себя мертвым.

3) Он был глубоко опечален, так как накануне был праздник, и весь народ собрался в трактире.

4) Не зная правил логики, он долго не мог понять, в чем же здесь заключается ошибка.

5) Ввиду того, что войска Кутузова преградили путь на юг, армии Наполеона.

3. Восстановить следующие энтимемы до полных силлогизмов и определить правильность их выводов:

а) Поскольку он подготовился к экзаменам, ему не грозит плохая оценка;

б)Это небесное тело не планета. Так как оно не обращается вокруг Солнца;
с) Иванов – врач, поскольку он закончил стоматологический факультет КГМУ.

4. Определить логическую правильность следующего полисиллогизма:

Все деревья – растения, сосна - растение, значит сосна – дерево. Все деревья – твердоствольные растения, сосна – дерево, значит сосна – твердоствольное растение. Некоторые твердоствольные растения использую для постройки домов, сосна – твердоствольное растение, значит, сосна используется для постройки домов.

5. Превратите сорит в развернутый полисиллогизм и определите его логическую правильность:

Сергей – студент. Все студенты – учащиеся. Все учащиеся овладевают знаниями. Тот, кто овладевает знаниями, повышает свой интеллектуальный и культурный уровень.

Следовательно, Сергей повышает свой интеллектуальный и культурный уровень.

6. Определить вид доказательств:

1. Все разновидности капусты являются съедобными. Это – брюссельская капуста. Следовательно, она съедобна.

2. Студенты могут сдать экзамен на отлично, хорошо, удовлетворительно или неудовлетворительно. На экзамене по логике никто в нашей группе не получил ни отличной, ни неудовлетворительной, ни удовлетворительной оценки. Следовательно, все сдали экзамен на хорошо.

3. Требуется доказать, что две прямые, перпендикулярные к одной и той же плоскости, параллельны. Предположим от противного, что две прямые не параллельны, но тогда они пересекаются и образуют треугольник с двумя внутренними прямыми углами, поэтому сумма всех трех внутренних углов треугольника будет больше 180°, что противоречит ранее доказанной теореме о том, что сумма внутренних углов любого треугольника равна180°.

7. Определить ошибки в следующих доказательствах:

1) Произведения Пушкина – шедевры мировой литературы, так как они созданы гением, а Пушкин – гений, потому что его произведения – шедевры мировой литературы.

2) Все женщины любят цветы. Петр – не женщина. Значит, он не любит цветы.

3) Он не виновен! Разве может быть преступником человек, который не имеет вредных привычек, любит детей и животных! И вообще. никто не слышал о нем ничего дурного.

Основная литература:

1. Попов Ю. В. Логика. – М.: КноРус, 2012.

2. Гетманова А. Д. Логика. - М.: КноРус, 2012.

Дополнительная литература:

1. Ивлев Ю.В. Логика. – М. Проспект, 2007.

2. Рачков-Апраксин В. П. Основы логики. - Мурманск: МГПУ, 2005.

3. Арно А., Николь П. Логика, или искусство мыслить. - М; Литера Нова, 2009.

4. Грядовой Д.И. Логика. Практический курс основ формальной логики. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Щит-М, 2010.

5. Асмус В. Ф. Логика. - 2-е изд., стереотипное. – М.: Едиториал УРСС, 2001.

6. Гетманова А. Д. Учебник логики. Со сборником задач. - 8-е изд., перераб. - Москва: КноРус, 2011.

7. Вяткина Н. Б. Смысл и онтология в логике. - Киев: Наук. думка, 1991.

8. Брюшинкин В. Н. Логика. - М.: Гардарики, 2001.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: