Охрана здоровья как общественная практика: понятие и альтернативные подходы

Традиционно вопросами охраны здоровья в нашей стране занимается медицина, представляющая собой систему научных знаний о болезнях и определенных действиях отдельных лиц и общества в целом по сохранению здоровья, профилактике и лечению болезней. Как общественная практика, медицина реализуется через социально-медицинские системы, их совокупность и принято называть системой здравоохранения. В данном случае реализуется узкий подход, при котором под охраной здоровья (здравоохранением) понимается совокупность учреждений и организаций, выполняющих специфические санитарно-гигиенические и лечебно-профилактические мероприятия [25].

Основным предметом медицины является болезнь. Роль медицины – как в концептуальном, так и в практическом смысле, - заключается преимущественно в профилактике и лечении болезней. Так что основной функцией, реализуемой здравоохранением, является контроль за санитарным здоровьем. Система здравоохранения - это структуры, созданные человеком и обществом для борьбы с болезнями.

Однако, успехи медицины, сколь бы велики они не были, являются только возможностью в борьбе с болезнями, чтобы превратить эту возможность в действительность, необходимы организованные усилия общества. Медицина научилась спасать и продлевать жизнь человека, но в повседневной жизни людей зачастую отсутствуют мероприятия и условия, позволяющие сохранить и укрепить здоровье.

По мере развития общества меняются и подходы к пониманию сути здравоохранения.

Согласно определению ВОЗ (1952), под охраной общественного здоровья следует понимать науку и искусство предотвращения болезней, продолжения жизни и обеспечении умственного и физического здоровья, эффективной деятельности людей.

Эти задачи могут быть решены с помощью организованных усилий различных общественных институтов и организаций по оздоровлению окружающее среды, борьбе с инфекциями, обучению людей личной гигиене, организации врачебной и медицинской помощи для раннего выявления и профилактики заболеваний, а также развития социальных механизмов, обеспечивающих возможность реализации каждым человеком неотъемлемого права на здоровую и продолжительную жизнь.

В том же духе высказываются американский институт медицины (общественное здравоохранение – это «организованные усилия общества, направленные на предупреждение болезней и укрепление здоровья») и министерство здравоохранения Англии (охрана общественного здоровья – это «наука и искусство предотвращения болезней, продолжения жизни и обеспечения здоровья с помощью организованных усилий общества»).

Таким образом, к пониманию здравоохранения добавляется требование укрепления здоровья и упреждения болезней, что подчеркивает особое значение первичной профилактики.

Здоровье населения давно уже не является только медицинской категорией. Это категория социально-экономическая, важный фактор национальной безопасности. Поэтому в «Итоговом документе 5-й конференции европейских министров здравоохранения» (1996) подчеркивается, что «хорошее здоровье является предпосылкой и следствием социального благополучия и нормального экономического функционирования нации».

Международная стратегия «Здоровье для всех», разработанная ВОЗ и принятая во многих странах, ставит своей целью достижение «положительного состояния здоровья». Основным содержанием программ в области охраны здоровья, с которых началось становление государств благосостояния во многих странах Западной Европы, является удовлетворение потребностей настоящего поколения таким образом, чтобы не вызвать вредного влияния на здоровье человека и окружающую среду, не нанести ущерба ресурсной базе человечества и тем самым не снизить возможности будущих поколений обеспечить свои потребности. В центре стратегии устойчивого развития стоит человек, его право на здоровую и продуктивную жизнь в гармонии с природой [80, с. 62].

Адекватным современному подходу к пониманию здоровья является более широкий взгляд на здравоохранение – как на совокупность всех институтов общества, деятельность которых влияет на формирование, сохранение и укрепление здоровья человека.

Охрана здоровья – это система мер общества, целью которой является укрепление здоровья, предотвращение и лечение болезней, обеспечение санитарных условий труда и быта, долголетия и продолжительности трудоспособной жизни.

При таком подходе медицина должна рассматриваться как один из элементов системы, призванной обеспечить здоровье и качество жизни членов общества. Достижения медицины являются только возможностью в борьбе с болезнями, которые для воплощения в действительность требуют более сложных и организованных усилий. Это тем более справедливо, что весь комплекс медицинских служб в любой стране является частью ее политической, социальной и административной структуры, поэтому главные принципы, руководящие национальной жизнью вообще, отражаются и на службе здравоохранения.

Несмотря на изменение понимания сути охраны здоровья как одной из ключевых задач, стоящих перед обществом, осознание влияния на здоровье факторов самой различной природы, в большинстве стран мира, включая Россию, продолжает реализовываться медицинская модель здравоохранения. Однако, в наиболее благополучных с точки зрения общественного здоровья странах все чаще в работу по охране здоровья включаются и другие институты – СМИ, учреждения образования, общественные организации и др.

Сложившиеся на сегодняшний день системы здравоохранения выполняют функции, связанные с представлением личных и обезличенных услуг в сфере здравоохранения; обеспечение необходимых кадровых и физических ресурсов; сбор и объединение средств, для приобретения определенных видов услуг, выступая при этом в качестве общих распространителей в отношении ресурсов, возможностей и надежд, которые на них возлагаются.

Систему здравоохранения в любом обществе можно представить как совокупность трех базовых элементов: медицины (медицинской практики и науки, медицинских кадров и этических ценностей медицины), обязательств государства и общества в области охраны здоровья. Здравоохранение как система включает в себя финансовые, экономические и человеческие ресурсы, использующихся для решения функциональных и организационных проблем, вызванных болезнями.

Объем ресурсов и способ их использования зависят от конкретных политических, экономических, нравственно-этических реалий жизни общества и существенно разнятся от одной системе здравоохранения к другой. В разных странах, исходя из реально сложившейся ситуации, в систему здравоохранения вкладываются разные финансовые ресурсы. Самой затратной, но далеко не самой эффективной является система США. Гораздо более экономичные системы ряда стран западной Европы, Канады и особенно Японии дают значительно больший эффект в обеспечении здоровья населения [25].

Вообще, следует подчеркнуть, что акцентирование внимания лишь на финансовой стороне работы системы здравоохранения ошибочно. В поисках путей достижения финансовой эффективности систем здравоохранения или просто в период экономических трудностей многие страны, прежде всего, секвестируют затраты на профилактическую деятельность расхожее выражение о том, что «болезнь лучше предотвратить, чем лечить». С другой стороны, такой подход приводит к формированию специфической системы критериев и показателей результативности услуг в сфере здравоохранения, неадекватной сути самого феномена здоровья (число вылеченных болезней, сделанных операций, выпитых лекарств и пр.). Как пишет М. Виенонен, необходимо учитывать «не число произведенных абортов, а число абортов, которые удалось избежать благодаря методам планирования семьи», а «повторный аборт следует рассматривать скорее как плохую работу врача и службы здравоохранения» [24].

Ухудшение состояния здоровья населения на фоне роста инвестиций в здравоохранение, повышения финансовой эффективности его работы (а именно эта тенденция наблюдается по некоторым классам заболеваний даже в развитых европейских странах) свидетельствует об ограниченности «монетаристского» подхода к здравоохранению и, в целом, понимания охраны здоровья как сугубо медицинской задачи.

Как указывает И.Б. Назарова, увеличение ресурсов вложения в здравоохранение – не единственный путь позитивного воздействия на здоровье. Определяющие его факторы и механизмы их взаимодействия значительно сложнее для того, чтобы решить основную задачу и достигнуть интегрального эффекта лишь за счет увеличения финансовых вложений. Существует набор важных факторов жизнедеятельности, определяемых государством и обществом, от которых зависит состояние общественного здоровья, эффективность его охраны, самосохранительного поведения человека. Государство и общество не может (и не должно) ограничивать использование располагаемых им ресурсов лишь на поприще системы здравоохранения, оно должно действовать шире, направляя силы на улучшение потенциала здоровья, на борьбу с факторами негативного влияния, на активизацию поведения человека [80, с. 486].


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: