Локус контроля личности

Под локусом контроля личности (понятие введено американским психологом Дж. Роттером) понимают определенную склонность личности видеть источник управления своей жизнью преимущественно в окружающей среде (экстернальный локус контроля), либо в самом себе (интернальный локус контроля). В соответствии с направленностью личности определяется и отношение к ответственности за совершенные действия, при этом экстерналы возлагают ее на внешние обстоятельства, интерналы берут на себя.

Формирование внешнего или внутреннего локуса контроля связывается с уровнем личностной зрелости. В целом, общепринято положительное отношение к интерналам, как более социально зрелым, дисциплинированным, отличающимся большей терпимостью, целеустремленностью, самостоятельностью, меньшей агрессивностью, что может быть показателем сформированности самосохранительного поведения.

Результаты исследований Д. Лестера, П. Хавена, А.А. Реана, Д.Ю. Карандашева, в свою очередь, обнаруживают связь экстернальности с асоциальным, в том числе делинквентным, поведением. Экстерналов же отличают повышенная тревожность, обеспокоенность, меньшая терпимость к другим конформность, меньшая популярность – характеристики, свидетельствующие о дефиците психического здоровья [11, с.155].

Введенные Ф. Хайдером дополнительные параметры атрибуции стабильность-вариабельность позволили более тонко дифференцировать особенности поведения личности в свете данного подхода. Так, интернальность в области неудач, связанная с вариативным компонентом - мотивацией, активизирует личность, побуждая ее к действиям, тогда как интернальность в связи со стабильным компонентом способствует снижению активности. Эсктернальность в сочетании с вариативным компонентом объясняет происшедшее случайностью: везением или неудачей. Сочетание со стабильным компонентом обычно связывается с объективно трудными или непреодолимыми обстоятельствами в поиске причин неэффективного поведения.

Идея А.В. Брушлинского о том, что человек изначально является социально активным, заставляет искать причины формирования внешнего локуса контроля в тех малых группах, где происходит первичная социализация личности. Ими становятся, прежде всего семья и школа. Базовые потребности человека в уважении, самоуважении, признании его как личности, в сохранении эмоциональной стабильности, в условиях негативных оценок его поведения со стороны окружающих, могут привести к формированию внешнего локуса контроля. Включается защитный механизм, который, снимая ответственность за неудачи, позволяет адаптироваться к постоянно негативным внешним оценкам и сохранять самоуважение. Несмотря на общую положительную оценку интернальности, необходимо отметить, что субъект, который тотально берет на себя ответственность за все неудачи, подвержен серьезному риску дезадаптации. В дальнейшем это может привести к росту дискомфорта, напряжения и как следствие к соматическим заболеваниям. Вероятно, интернальный контроль может способствовать организации эффективного самосохранительного поведения личности, если интернальность в области неудач объясняется уравновешенными причинами интернального и экстернального характера.

Состояние здоровья во многом связано с субъективно-ценностным восприятием человеком этой категории. Подобное понимание, в свою очередь, формирует самосохранительные установки, к которым относится забота о своем здоровье и здоровье близких.

Как показывают исследования, представления жителей России о здоровье традиционны: половина определяет это состояние лишь через негативные понятия – отсутствие или наличие серьезного заболевания. Считая здоровье основой благополучия, человек должен заботиться о нем независимо от возникновения недомогания. Давая здоровью множество интерпретаций, население указывает на его материальную основу и подтверждает необходимость инвестиций для ведения здорового образа жизни и потребления качественных медицинских услуг.

Расстановка ценностных приоритетов влияет на самосохранительное поведения. «Индивидуальный выбор формируется под воздействием ценностей, эмоций и знания. Отсутствует априорная предпосылка, что люди действуют рационально или что они исключительно или в значительной степени заняты преследованием эгоистических интересов или поиском удовольствий» [143].

Согласно данным исследований, россияне выводят здоровье в ранг основных ценностей, наряду со свободой, справедливостью, общением, трудом и вознаграждением за него. Иногда здоровье противопоставляется материальному благосостоянию, семье, труду. Население страны ассоциирует здоровье с набором возможностей, связанных с трудовой деятельностью и получением дохода, рассматривая его в качестве ресурса труда. Такое понимание приводит к максимальной конвертации здоровья в материальные блага, его использования как инструмента для выживания, источник повышения материальной обеспеченности, усугубляющегося в условиях экономического кризиса и резкого падения жизненного уровня. Ресурс для его восстановления требует возрастающих вложений как от индивида, так и со стороны государства.

Как правило, здоровый человек не замечает своего здоровья, воспринимает его как естественную данность, как сам собой разумеющийся факт, не видя в нем предмета особого внимания. В состоянии полного физического и психического благополучия потребность в здоровье как бы не замечается человеком, выпадает из поля его зрения. Он верит в его нерушимость и не считает нужным (поскольку и так все хорошо) предпринимать какие-то специальные действия по сохранению и укреплению своего здоровья. Здоровье привлекает к себе внимание, приобретает актуальную жизненную необходимость, когда с ним возникают какие-то проблемы, когда оно уже нарушено.

Существует возрастная динамика значимости здоровья. Его приоритетная роль чаще всего отмечается представителями среднего и особенно старшего поколения. В понимании молодежи роль психического и социального здоровья не находит должного места. Если молодые люди и уделяют внимание здоровью, то преимущественно его физической составляющей.

В основе нездорового поведения нередко лежит феномен «нереалистичного оптимизма», формированию которого способствуют такие психологические факторы, как: отсутствие личного опыта болезни; вера в то, что если проблема (заболевание) еще не появилась, то она не появиться и в будущем; вера в то, что если проблема со здоровьем и появится, то с ней можно будет справиться, предприняв соответствующие действия.

Довольно типичной является ситуация, когда люди, отягощенные болезнями, остро их ощущая, тем не менее, не предпринимают действенных мер, не проявляют должной активности, направленной на их устранение.

Одна из причин пассивного отношения к здоровью кроется в недостатке необходимых знаний о нем, о способах его формирования, сохранения и укрепления.

Уровень информированности о здоровье

Одним из важнейших компонентов культуры здоровья, предпосылкой самосохранительного поведения и одновременно индикатором эффективности функционирования в отношении здоровья систем здравоохранения и образования, семьи, средств массовой информации является информированность и грамотность индивида в сфере здоровья. Только имея представления об уровне информированности и гигиенической культуры индивида, можно оценить уровень осознанности его самосохранительного поведения. Будучи использован в комплексе с показателями самооценки здоровья и обращаемости за медицинской помощью, этот индикатор позволяет прогнозировать поведение населения по формированию групп риска.

Показатель информированности в сфере здоровья многоэлементный. Предметом информированности являются знания: о вреде для здоровья некоторых привычек, о факторах риска наиболее распространенных заболеваний; о перенесенных заболеваниях, о противопоказанных лекарствах; о методах оказания первой помощи; об элементах гигиенической культуры и т.п. [51].

Исследования, проведенные в нашей стране в 1990-е годы, показали, что россияне зачастую не владеют даже элементарной информацией о состоянии своего здоровья (например, не знают своей группы крови и т.п.), а также о факторах риска для него (не знают о противопоказанных им лекарствах и пр.). Тем более затруднительным является для большинства граждан установление взаимосвязи между состоянием своего здоровья и различными аспектами собственного образа жизни. Образ жизни вообще редко оценивается россиянами с точки зрения его возможного вреда для здоровья. Крайне скудны и знания россиян относительно приемов первой медицинской помощи. В целом, уровень информированности граждан настолько низок, что он выступает угрожающим фактором для здоровья в целом, снижает диагностические возможности врачей и возможности населения самостоятельно предотвратить заболевания [51].

При этом и российские, и зарубежные исследователи констатируют наличие интереса населения к информации, связанной со здоровьем. Особый интерес представляет информация профилактического характера, позволяющая упредить развитие тех или иных заболеваний у детей и взрослых. За информацией такого рода россияне наиболее часто обращаются к средствам массовой информации, что, как уже указывалось, чревато печальными последствиями в силу неконтролируемости содержания транслируемой информации.

Особую важность информирование по вопросам здоровья и факторов риска имеет в отношении подрастающего поколения – детей и молодежи.

Как отмечается в Докладе о мировом развитии Всемирного банка (2007), «сегодня молодые люди находятся в быстро меняющемся мире и имеют несравненно большие возможности выбора, чем прежде, и оттого им становится труднее выбрать ту линию поведения, которая минимизирует риск для здоровья в будущем». Молодые люди с большой вероятностью принимают решения относительно образа жизни, основанные на неинформированности, что подвергает их здоровье риску.

Правительства во всем мире стремятся снизить риск для здоровья молодежи путем регулирования сбыта табака и потребления алкоголя, а также информирования населения о диете, правильном питании и безопасном сексе. Такого рода политика оправдана неспособностью рынка правильно влиять на утверждение здорового образа жизни и помогать людям делать правильный социальный и индивидуальный выбор в этой области, что особенно заметно среди молодежи. Свободный рынок не поощряет молодежь к принятию правильных решений по целому ряду причин. Одна из них заключается в слабой информированности молодых людей, о долгосрочных последствиях сделанного ими выбора, о том, как и когда, могут проявляться эти неблагополучные последствия. Незащищенный секс, курение и неумеренное потребление алкоголя являются факторами риска, но молодежи трудно представить себе физические и количественные последствия этих факторов. Молодые люди могут считать рискованное поведение привлекательным в краткосрочной перспективе, или полагать, что определенный опыт в этой сфере совершенно безопасны, или принуждаются к нему [43, с. 143].

Лучшим способом избежать ущерба для человеческого капитала в будущем и заметного роста расходов на здравоохранение может стать изменение стереотипов поведения в молодости, когда человек только усваивает определенные привычки.

При этом, стратегии пропаганды более здорового образа жизни среди молодежи должны строиться на трех китах. Прежде всего, необходимо предоставить молодым достаточную информацию, помогающую сделать правильный выбор и научиться ответственно вести себя в отношениях с ровесниками и партнерами. Затем необходимо способствовать созданию такой среды, в которой возможности для рискованного поведения будут ограниченны, а само оно станет дорогим удовольствием. И наконец, тем, у кого уже проявились последствия неправильного поведения или вредной окружающей среды, необходимо представить медицинские услуги и возможности для реабилитации. Расширение доступа к такого рода услугам позволит минимизировать долгосрочный ущерб и поднять уровень здоровья общества [43].

Центральным элементом пропаганды здорового образа жизни являются образовательные программы, позволяющие влиять на поведение подрастающего поколения и поощряющие здоровое поведение.

Объективные данные показывают, что существует непосредственная связь между образованием в этой области и здоровьем молодого поколения. Выбор в пользу здоровья поощряется образованием и экономическим ростом, позволяющим рассчитывать на больший средний заработок и лучшую жизнь в будущем. Отчетливое видение доступного будущего способно поощрить людей к выбору в пользу здоровья и долголетия. Образовательные программы, часто называемые социальной вакциной, по многим мнениям, удерживают молодежь от поведения, потенциально опасного для здоровья. Государственная политика, направленная на облегчение доступа молодых людей к подобным программам, также может стать эффективным средством коррекции поведения.

Многие страны разработали образовательные программы в сфере охраны здоровья, предназначенные главным образом для школьников. Данные об эффективности подобных программ неоднозначны – это зависит от предполагаемого результата. Некоторые отслеживавшиеся по эффективности программы показали, что адекватное информирование повышает склонность молодежи к здоровому образу жизни и способно изменить стереотипы поведения.

Большинство школьных образовательных программ строится вокруг сексуального просвещения подростков, которое может им дать необходимую информацию и помочь сделать выбор в пользу безопасного секса. Упомянутые программы позволяют донести полезную информацию до широкого круга подростков и усилить ее воздействие на сознание молодежи, особенно если соответствующие министерства образования кладут их в основу своей официальной политики. Нет никаких данных о том, что сам факт сексуального просвещения подталкивает молодежь к более активному сексуальному поведению.

Проверка эффективности 21 школьной программы сексуального просвещения в развивающихся странах продемонстрировала, что практически все они оказали позитивное влияние на усвоение знаний и выработку привычек к здоровому образу жизни [43].

Мировой опыт в организации просветительских программ для молодежи показывает, что они подразделяются, по крайней мере, на два типа, весьма различные по своей структуре и целям. Так называемые «программы содействия молодежи» концентрируются на проблемах жизненного выбора, возможностях образования и психосоциальном развитии аудитории. Они могут затрагивать, а могут и оставлять без внимания вопросы здоровья как таковые, но в целом способствуют выработке стремления к здоровому образу жизни. «Программы ровесников» рекрутируют и обучают целевые группы молодых людей, которые в дальнейшем должны выступать в качестве образца для поведения и предоставлять своим сверстникам различную информацию, сведения об услугах, противозачаточных средствах и пр. Такие программы неизменно содержат несколько элементов важных для пропаганды здорового образа жизни: тесную связь с целевой аудиторией и ее социально-культурной средой, пропаганду социальных ценностей и норм, способствующих выработке позитивных взглядов и стремлению к здоровому образу жизни, вовлечение самой молодежи в реализацию адресованных ей программ [43, с. 150-151].

Меры вмешательства, направленные на сохранения здоровья молодого поколения, также можно условного разделить на обращенные к возможностям и способности сделать правильный выбор и адресованные тем, кому нужен «повторный шанс» и приходится бороться за выздоровление.

Обобщение и анализ опыта реализации информационно-образовательных программ в сфере здоровья по всему миру, проведенный Всемирный банком, позволили выделить следующие принципы их разработки.

- Точная и конкретная информация действует гораздо эффективней, чем общая и многословная. Необходимо давать конкретную информацию, касающуюся реальных проблем молодежи.

- Программы должны предоставлять варианты выбора, а не быть нацелены на один выбор, к примеру, на воздержание.

- Информация должна быть повторяющейся, а не разовой.

- Программы в области здравоохранения должны учитывать способность конкретной аудитории к восприятию заложенной в них информации.

- Учет возрастных особенностей должен проявляться также в выборе времени запуска программ. Так, программы, касающиеся полового просвещения, следует ориентировать на детей, а не на подростков: информация о сексе оказывается более действенной, если она получена до начала половой жизни.

- Программы должны непосредственно влиять на взгляды и предпочтения. Полученные в последние годы, данные о том, что информация необходима, но недостаточна для изменения стереотипов поведения, привели к мысли о том, что на молодежь необходимо воздействовать убеждениями или принуждением. Имеющийся на сегодняшний день опыт показывает, что принуждать молодых людей сделать определенный выбор неэффективно.

Даже когда молодые люди обладают адекватной информацией о здоровом образе жизни, они нередко делают выбор, подвергающий их здоровье риску. Попытки изменить стереотипы поведения по образцу информационных компаний строились на убеждении в том, что, обладая достаточной информацией, молодежь сделает правильный выбор. Однако, необходимо также делать упор на формирование пристрастий молодых людей и их способности к выбору.

- Помимо превентивных программ, направленных на предупреждение проблем в сфере здоровья, нужны специальные программы для тех молодых людей, которые уже столкнулись с последствиями неправильного отношения к своему здоровью и нуждаются в поддержке, чтобы вернуться к здоровому образу жизни [43].

Таким образом, речь идет уже не о простом распространении информации, а об образовании, которое благотворно влияет на поведение в области охраны здоровья, по крайней мере, по двум направлениям. Во-первых, оно повышает способность человека осмысливать полученные сведения, во-вторых, способна изменить отношение человека к своему будущему. Дать молодому человеку более отчетливое и привлекательное видение будущего – одна из основных задач программ в области охраны здоровья, концентрирующихся на «навыках жизни». Они включают в себя выработку навыков критического мышления, уверенности в себе и помогают учитывать влияние общины, семьи и гендера на процесс принятия решений [43, с. 154].

Главное условие для ведения здорового образа жизни в молодости - и сохранения здоровья в зрелом возрасте – это способность молодых людей принимать правильное решение. Информированность является ключевым моментом для принятия правильных решений, однако ее одной может оказаться недостаточно. Вообще, изменение стереотипов поведения можно считать одной из самых трудных задач продвижения здорового образа жизни. Опыт последних лет, особенно в контексте борьбы с ВИЧ, показывает, что изменение информационного поля сознания далеко не всегда равнозначно изменению поведения человека.

Неоднократное нездоровое поведение в ряде случаев может приносить мгновенное удовольствие (курение, употребление алкоголя), а долговременные негативные последствия таких поступков кажутся далекими и маловероятными.

В значительной степени отношение к здоровью, самосохранительное поведение человека определяется его представлениями о здоровье. Если рекомендации по укреплению здоровья, полученные от средств массовой информации или врача, не совпадают, расходятся с его представлениями, вероятность того, что он станет выполнять данные рекомендации, будет невысокой. Нередко люди просто не знают и не осознают, с какой опасностью сопряжено то или иное нездоровое поведение (нарушения в сфере питания, личной гигиены, режима труда и отдыха, бытовой культуры).

Социальное давление зачастую заставляет людей осуществлять нездоровое поведение (например, роль референтных групп у подростков в плане приобщения к курению, алкоголю, наркотикам). В то же время в обществе нет устойчивой моды на здоровье, а отдельные течения не находят поддержки со стороны государства, СМИ и других общественных структур.

Одна из главных причин негигиенического поведения людей, пренебрежения ими правилами здорового образа жизни - эффект задержанной обратной связи: люди предпочитают не обременять себя работой над собственным здоровьем, поскольку результат от затраченных усилий, как правило, не может быть сразу заметен и очевиден. Занятия утренней зарядкой, каким-то видом оздоровительных систем, закаливанием приносят ощутимый результат далеко не сразу. Ожидая быстрого эффекта, человек не настраивает себя на терпеливую, систематическую работу над собственным здоровьем. Не получив быстрого эффекта от полезных для своего здоровья действий, люди бросают упражнения и могут не вернуться к ним уже никогда.

Отсутствие целенаправленного образования и воспитания негативно сказывается на информированности о здоровье и отсутствии у людей навыков его сохранения. В реализуемых в современном обществе системах воспитания и образования, как правило, не отводится подобающего места тому, чтобы с детства последовательно учить человека умению оценивать состояние своего здоровья. Детей не учат «прислушиваться» к своему организму, понимать посылаемые им сигналы тревоги, посредством которых, он призывает разум не только обратить внимание на сигналы, но и своевременно предпринять необходимые действия по устранению их причин.

В отношении подрастающего поколения можно назвать дополнительные факторы, усложняющие процесс формирования здорового поведения. К первой группе относятся причины, которые обусловлены стремительным развитием современного общества. Возникает противоречие между удлиненным периодом детства, который накладывает определенные ограничения на ребенка или подростка, и возрастающими требованиями к будущему гражданину. Это выражается в предъявлении к молодым людям требований, выполнение которых характеризует зрелую личность, вместе с тем вводятся определенные ограничения, которые не позволяют им чувствовать себя полноправными членами общества. Это противоречие вызывает у молодых людей стремление как можно быстрее овладеть пусть даже внешними атрибутами «взрослого». Юноша, который не в состоянии сделать выбор к личностному совершенствованию, что требует большой работы личности и грамотного сопровождения со стороны семьи и учебного заведения, часто слепо копирует «взрослые» модели поведения значимых для него людей.

Вторая группа причин связана с особенностями психического развития на разных возрастных этапах, в частности в юношеском возрасте. Этот период сопровождается формированием ценностных ориентаций и идеалов, устойчивого мировоззрения. В этих условиях личность подростка очень восприимчива к установкам своей социальной группы или людей, которые являются значимыми, при этом возможно формирование модели поведения, которая может оказывать негативное влияние на здоровье.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: