Основополагающие идеи концепции охраны здоровья как институциональной функции образования

1. Эффективная охрана здоровья должна удовлетворять следующим требованиям:

1) охватывать подавляющее большинство населения;

2) соответствовать культурно-историческому и социально-экономическому контексту;

3) ориентироваться на модель здоровья как результат здорового образа жизни и самосохранительного поведения, стимулировать активность и ответственность людей;

4) интегрировать индивидуальный и институциональный механизмы охраны здоровья;

5) располагать эффективными технологиями моделирования здоровья и его детерминант;

6) иметь возможность воздействовать на индивида в сензитивный период социализации, который в значительной степени определяет его дальнейшее поведение и состояние здоровья;

7) иметь возможности целенаправленного и систематизированного воздействия на личность на разных этапах ее развития;

8) обеспечивать непрерывность, последовательность и преемственность формирования и укрепления здоровья на всех этапах онтогенеза;

9) ненасильственно органично включаться в повседневную жизнедеятельность индивида;

10) быть приемлемой, достижимой и привлекательной для людей разного возраста, пола и статуса;

11) обеспечивать устойчивые измеряемые результаты в виде качественных и количественных параметров.

Вышеперечисленные требования свидетельствуют о необходимости институционального механизма регулирования охраны здоровья, однако институт здравоохранения функционально и культурно-исторически не соответствует ни современной парадигме здоровья, принятой ВОЗ, ни данным требованиям.

2. Образование - социальный институт, удовлетворяющий вышеперечисленным требованиям, способный задействовать механизмы и создать условия для формирования, развития и укрепления здоровья как функционального ресурса у детей и молодежи, так как:

- своей деятельностью охватывает подавляющее большинство (в идеале всех) населения;

- организует ведущую деятельность индивида в период детства и отрочества, что определяет дальнейшее поведение и состояние здоровья, под влиянием агентов социализации, в том числе организаторов образования и педагогов;

- начинает влиять на индивида на этапе первичной социализации, когда воздействия, направленные на формирование установок, простейших навыков и стереотипов поведения, наиболее эффективны;

- влияние распространяется на длительный и критичный, с точки зрения социализации, период жизни, что создает возможности целенаправленного и систематизированного воздействия на личность на разных этапах ее развития;

- для детей и подростков учебная деятельность является повседневной и естественной, поэтому вопросы формирования здорового образа жизни, навыков самосохранительного поведения могут быть органично включены в учебно-воспитательный процесс;

- система образования имеет многоуровневую структуру, что позволяет обеспечить непрерывность, последовательность и преемственность формирования самосохранительных установок и здорового поведения на всех этапах онтогенеза и развития личности;

- институт образования располагает эффективными технологиями передачи знаний, формирования навыков и стереотипов поведения; именно в рамках системы образования могут быть реализованы наиболее эффективные модели формирования здорового образа жизни – через социализацию в сфере здоровья;

- технологии и организация образовательной деятельности позволяет одновременно задействовать и интегрировать индивидуальный и институциональный механизмы охраны здоровья, что позволяет радикально повысить эффективность решения этой задачи в масштабах общества.

3. Введение охраны здоровья в качестве новой функции института образования означает создание системы механизмов и условий для формирования, развития и укрепления здоровья как функционального ресурса.

Системность и функциональность процесса самосохранения здоровья позволит обучающимся на всех ступенях и во всех звеньях системы образования достигать целей как учебной деятельности, так и жизнедеятельности в целом, то есть (в соответствии с определением здоровья ВОЗ) жить индивидуально неповторимой и продуктивной в социальном и экономическом отношениях жизнью, иметь индивидуально неповторимый и продуктивный в социальном и экономическом отношениях образ жизни.

Новая институциональная функция создаст возможности для удовлетворения потребности общества улучшить здоровье большинства детей и молодежи. Механизм формирования, развития, прогнозирования и регуляции здорового образа жизни - самосохранительная социализация путем воздействия на систему ценностей, правил и норм поведения и контроля над ними, ответственности за самосохранительное поведение, а также институциональные правила, которые будут препятствовать развитию тех или иных отклонений и возвращать поведение в здоровое русло.

Охрана здоровья эмерджентно связана с транслирующей, коммуникативной и другими функциями образования, с функциями здравоохранения, экономики и других общественных институтов, поэтому ее реализация будет способствовать обеспечению непрерывности и устойчивости общественной жизни.

4. В настоящее время институт образования функционирует во вред здоровью обучающихся (латентно выполняет дисфункцию охраны здоровья), поскольку цели и задачи образования достигаются ценой разрушения здоровья детей и молодежи.

5. Необходимо устранить дисфункцию, угрожающую выживанию нации, и внести принципиальные изменения в функционирование института образования, которые позволят использовать потенциал и возможности системы образования для формирования, развития и укрепления здоровья как функционального ресурса у детей и молодежи.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: