динамика исследований:
• первая – период предельной идеологизации: преобладающим направлением изучения СМИ были исследования прессы как социального института общества и его функционирования в пропагандистско-агитационном ключе (до середины 1980-х гг.);
• вторая – период технологического разворота: начинаются активные исследования журналистской профессии и ее компонентов (на рубеже 1980-90-х гг.);
• третья – период активного обновления: формирование новой теории с 1990-х гг. по настоящее время). Здесь сказались как общемировые тенденции (наступление информационной эпохи и глобализация), так и отечественная системная общественная трансформация, позволившие снять идеологические барьеры и по-новому взглянуть на объект исследования, который к тому же сам пережил радикальные изменения. Тогда же начались ежегодные научные конференции с выпуском сборников тезисов.
Исследования и выпуск научной литературы с середины 1990-х гг. существенно возросли.
Сегодня мы находимся на пороге четвертой волны.
|
|
Новый тип исследовательского мышления позволяет:
• обнаружить новые объекты исследований: типы изданий, технологии деятельности, неизвестные ранее предметные области;
• использовать новые методологии и техники: осознание информационной природы журналистики как ее первичной характеристики требует использования более точных и конкретных методик исследования, тесного взаимодействия с опорными «материнскими» областями знания: философией, социологией, психологией, этикой и т. д.;
• развивать межкафедральные, межпредметные, междисциплинарные области: именно такие исследования сейчас наиболее востребованы практикой и популярны (медиапсихология, политическая журналистика, современные информационные технологии, деловая, социальная журналистика и другие прикладные области).
Проблемы исследований
• общее состояние отечественной теории журналистики: наличие ряда научных школ и отсутствие единого понятийного аппарата, «белые пятна» в ряде ключевых позиций, слабая мотивация исследователей к формированию «общих правил»;
• проблемы в использовании зарубежных источников: отсутствие традиции (это успешно преодолевается); недостаток переводной литературы; языковой барьер; затрудненность доступа к источникам; трудности совмещения подходов и языка как результат длительного «параллельного» существования;
• трудности междисциплинарного характера, связанные с использованием данных социальных наук: эти области также претерпели кардинальные изменения и сами пребывают в состоянии становления новых научных парадигм.