Журналистская деятельность.
Теоретические модели выстраиваются на основе данных философских и социальных наук, исследующих понятие и процесс деятельности; общей и социальной психологии (теории деятельности, творчества, познания, мышления); логики; исследований массовой коммуникации; этики и деонтологии профессиональной деятельности; лингвистики и наук о языке; основ медиабизнеса; социологии СМИ; исследований аудитории. В качестве
материала и инструментов для построения эмпирических моделей используются методы социальных наук: опросы, интервьюирование, анкетирование; тексты, в которых фиксируются журналистские действия; форумы в Сети; данные социологических опросов; систематическое наблюдение; резонансные тексты СМИ. В этом кластере исследований активно используются различные виды текстового анализа: профессиональный анализ журналистского текста по методу Г. В. Лазутиной, дитекс-анализ (метод адаптирован к журналистским исследованиям Г. В. Лазутиной), контент-анализ.
|
|
Риски и возможные осложнения связаны с трудоемкостью методик, произвольностью интерпретаций, логическими ошибками, неоправданными обобщениями, выводимыми из недостаточных, нерепрезентативных исследуемых массивов.
Типология СМИ.
Теоретические модели – теория массовых коммуникаций; основы медиабизнеса; экономика, маркетинг, менеджемент (общая теория); медиаэкономика; коммуникативные стратегии; социология СМИ; политическая организация общества и ее влияние на рынок СМИ.
В построении эмпирических моделей используется методика типологического анализа, разработанная кафедрой периодической печати, контент-анализ, сравнительно-исторические методики, компаративный анализ, опросы, интервью ведущих медиаменеджеров (опубликованные и специально организованные), исследование продуктов в контексте ребрэндинга (например, информационные агентства, журналы).
Из рисков следует учесть опасность описательности, неуместной детализации в изложении цифровых данных, отсутствие «прописанной» связи между группой СМИ и общественной потребностью, заложенной в концепции изданий, уход от оценок.