Модификация теста Лазаруса: «Опросник копинг стратегий школьного возраста»

Данная методика предлагалась в книге Никольской и Грановской «. Психологическая защита у детей», собственно методика является модификацией опросника «Способы совладающего поведения» Лазаруса. Данный опросник изменен достаточно сильно, детям предлагается отметить способы копинг стратегий, к которым они прибегают и которые им действительно помогают. Так же этот тест позволяет понять какие исходные личностные факторы, по Кеттеллу присущи тому или иному ребенку. Благодаря своему опроснику Кеттел выделил 16 исходных черт личности (16 PF).

Таблица 2

Исходные черты личности по Кеттелу (16 PF)

Обозначение фактора Название фактора по Кеттелу Качество, соответствующее высокой оценке по фактору (+) Качество, соответствующее низкой оценке по фактору(-)
A Отзывчивость-отчужденность Добродушный, предприимчивый, сердечный Циничный, жестокий, безразличный
B Интеллект Сообразительный, абстрактно мыслящий Глупый, конкретно мыслящий
C Эмоциональная устойчивость – эмоциональная неустойчивость Зрелый, реалистичный, спокойный Неустойчивый, нереалистичный, неконтролируемый
E Доминантность-подчиненность Уверенный, конкурирующий, упрямый Застенчивый, скромный, покорный
F Рассудительность-беспечность Серьезный, молчаливый Беззаботный, полный энтузиазма
G Сознательность-безответственность Ответственный, моралистический, стоический Пренебрегающий правилами, нерадивый, непостоянный
H Смелость-робость Предприимчивый, раскованный Неуверенный, замкнутый
I Жесткость-мягкость Опирающийся на свои силы, независимый Цепляющийся за других, зависимый
L Доверчивость-подозрительность Принимающий условия Упорный на грани глупости
M Мечтательность-практичность Творческий, артистичный Консервативный, приземленный
N Дипломатичность-прямолинейность Социально опытный, сообразительный Социально неуклюжий, непретенциозный
O Склонность к опасениям – спокойствие Беспокойный, озабоченный Спокойный, самодовольный
Q1 Радикализм-консерватизм Вольнодумно либеральный Уважающий традиционные идеи
Q2 Самодостаточность-конформизм Предпочитающий собственные решения Беспрекословно следующий за другими
Q3 Недисциплинированность-контролируемость Следующий собственным побуждениям Пунктуальный
Q4 Расслабленность-напряженность Сдержанный, спокойный Переутомленный, возбужденный

Копинг стратегии, предложенные в методике (Приложение 1) характеризуют исходные черты личности ребенка. Рассмотрим полученные данные.

Класс

Дети в третьем классе часто используют стратегию «Мечтаю (18 детей), «Ем или пью» (15 детей), «Играю во что-нибудь (21 ребенок), «Стараюсь расслабиться» (14 детей).

Таблица 3

Копинг стратегии и исходные черты личности по Кеттелу (16 PF) 3 класс

Мальчики чаще выбирают стратегии: Количество детей Черты личности
Дома (в семейном кругу)
Гуляю вокруг дома   Добросовестный (G+)
Схожу с ума (в переносном смысле)   Легковозбудимый (D+) Склонный к риску (F+) Недоброовестный (G-) Низкий самоконтроль (Q3-) Напряженный (Q4+)
Борюсь или дерусь   Легковозбудимый (D-) Низкий Интеллект (B-)
Ломаю. Швыряю вещи   Легковозбудимый (D+) Доминантный (Е+) Склонный к риску (F+) Недобросовестный (G-) Низкий самоконтроль (Q3-) Напряженный (Q4+)
Говорю с кем-нибудь   Послушный (Е-) Осторожный (F-) Низкий самоконтроль (Q3+)
Смотрю Телевизор   Замкнутый (А-) Низкий Интеллект (B-)
Стараюсь расслабиться   Открытый (А+) Уверенный в себе (С+) Уравновешенный (D-) Послушный (Е-) Добросовестный (G+) Высокий самоконтроль (Q3+) Расслабленный (Q4-)
Играю во что-нибудь   Низкий Интеллект (B-) Послушный (Е-) Осторожны (F-) Чувствительный (I+) Высокий самоконтроль (Q3+) Расслабленный (Q4-)
В школе
Стараюсь расслабиться   Открытый (А+) Уверенный в себе (С+) Уравновешенный (D-) Послушный (Е-) Добросовестный (G+) Высокий самоконтроль (Q3+) Расслабленный (Q4-)
Мечтаю, представляю себе что-нибудь   Расслабленный (Q4-)
Играю во что-нибудь   Низкий Интеллект (B-) Послушный (Е-) Осторожны (F-) Чувствительный (I+) Высокий самоконтроль (Q3+) Расслабленный (Q4-)
Рисую или пишу   Низкий Интеллект (B-) Добросовестный (G+) Высокий самоконтроль (Q3+) Расслабленный (Q4-)
Девочки чаще выбирают: Количество детей Черты личности
Дома (в семейном кругу)
Остаюсь сам по себе один   Осторожны (F-)
Плачу, грущу   Замкнутый (А-) Неуверенный в себе (С-) Возбудимый (D+) Недобросовестный (G-) Робкий (Н-) Тревожный (О+) Напряженный (Q4+)
Мечтаю, представляю себе что-нибудь   Расслабленный (Q4-)
Рисую или пишу   Низкий Интеллект (B-) Добросовестный (G+) Высокий самоконтроль (Q3+) Расслабленный (Q4-)
Ем или пью   Низкий Интеллект (B-) Тревожный (О+)
Схожу с ума   Легковозбудимый (D+) Склонный к риску (F+) Недобросовестный (G-) Низкий самоконтроль (Q3-) Напряженный (Q4+)
Прошу прощенья   Послушный (Е-) Осторожны (F-) Чувствительный (I+)
Играю во что-нибудь   Низкий Интеллект (B-) Послушный (Е-) Осторожны (F-) Чувствительный (I+) Высокий самоконтроль (Q3+) Расслабленный (Q4-)
Говорю сам с собой   Легковозбудимый (D+) Склонный к риску (F+) Недобросовестный (G-) Тревожный (О+)
Стараюсь забыть   Открытый (А+)
Стараюсь расслабиться.   Открытый (А+) Уверенный в себе (С+) Уравновешенный (D-) Послушный (Е-) Добросовестный (G+) Высокий самоконтроль (Q3+) Расслабленный (Q4-)
В школе
Мечтаю, представляю себе что-нибудь   Расслабленный (Q4-)
Прошу прощенья   Послушный (Е-) Осторожны (F-) Чувствительный (I+)
Играю во что-нибудь   Низкий Интеллект (B-) Послушный (Е-) Осторожны (F-) Чувствительный (I+) Высокий самоконтроль (Q3+) Расслабленный (Q4-)
Стараюсь забыть   Открытый (А+)
Говорю сам с собой   Легковозбудимый (D+) Склонный к риску (F+) Недобросовестный (G-) Тревожный (О+)

Данные полученные благодаря ученикам 3-го класса говорят о том, что мальчики дома склонны к активным способам совладания с проблемными ситуациями (дерусь, ломаю, гуляю, играю) иногда даже аффективно заряженным (схожу с ума). Девочки наоборот склонны к пассивным способам совладания, они уходят в воображение (мечтаю, рисую, играю, остаюсь один) но так же склонны к аффективным способам совладания (схожу с ума), вшколе же девочкам легче извинитться или забыть то что произошло. Рассматривая черты личности которые которые соответствуют данным копинг стратегиям видно что при достаточно низком интеллекте у мальчиков наблюдается легко возбудимость, склонность к риску, уверенность в себе, девочки более замкнутыы, чувствительны, добросовестны.

Мальчики (15 человек) прибегают к разнообразным копинг стратегиям.

Девочки (10 человек) либо стараются расслабиться, либо уединиться.

Класс

В четвертом классе чаще наблюдался выбор разных копинг стратегий. Дети в четвертом классе используют нее менее широкий круг копинг поведения, это могут быть и агрессивные копинги «Дерусь», «Ломаю», или нейтральные «Стараюсь забыть», «Смотрю телевизор» и уход в воображение-творчество «Рисую», «Мечтаю».

Таблица 4

Копинг стратегии и исходные черты личности по Кеттелу (16 PF) 4 класс

Мальчики склонны выбирать Количество детей Черты личности
Дома (в семейном кругу)
Остаюсь один   Осторожный (F-)
Плачу, грущу   Замкнутый (А-) Неуверенный в себе (С-) Возбудимый (D+) Недобросовестный (G-) Робкий (Н-) Тревожный (О+) Напряженный (Q4+)
Мечтаю, представляю что-нибудь   Расслабленный (Q4-)
Рисую или пишу   Низкий Интеллект (B-) Добросовестный (G+) Высокий самоконтроль (Q3+) Расслабленный (Q4-)
Играю во что-нибудь   Низкий Интеллект (B-) Послушный (Е-) Осторожны (F-) Чувствительный (I+) Высокий самоконтроль (Q3+) Расслабленный (Q4-)
Говорю с кем-нибудь   Послушный (Е-) Осторожны (F-) Низкий самоконтроль (Q3+)
Стараюсь забыть   Открытый (А+)
Смотрю Телевизор   Замкнутый (А-) Низкий Интеллект (B-)
В школе
Мечтаю, представляю что-нибудь   Расслабленный (Q4-)
Играю во что-нибудь   Низкий Интеллект (B-) Послушный (Е-) Осторожны (F-) Чувствительный (I+) Высокий самоконтроль (Q3+) Расслабленный (Q4-)
Прошу прощенья   Послушный (Е-) Осторожны (F-) Чувствительный (I+)
Говорю с кем-нибудь   Послушный (Е-) Осторожны (F-) Низкий самоконтроль (Q3+)
Стараюсь забыть   Открытый (А+)
Девочки чаще выбирают Количество детей Черты личности
Дома (в семейном кругу)
Мечтаю, представляю что-нибудь   Расслабленный (Q4-)
Рисую, пишу или читаю   Низкий Интеллект (B-) Добросовестный (G+) Высокий самоконтроль (Q3+) Расслабленный (Q4-)
Прошу прощения   Послушный (Е-) Осторожны (F-) Чувствительный (I+)
Говорю сам с собой   Легковозбудимый (D+) Склонный к риску (F+) Недобросовестный (G-) Тревожный (О+)
Обнимаю, прижимаю кого-то близкого   Послушный (Е-)
В школе
Рисую, пишу или читаю   Низкий Интеллект (B-) Добросовестный (G+) Высокий самоконтроль (Q3+) Расслабленный (Q4-)
Ем или пью   Низкий Интеллект (B-) Тревожный (О+)
Стараюсь расслабиться.   Открытый (А+) Уверенный в себе (С+) Уравновешенный (D-) Послушный (Е-) Добросовестный (G+) Высокий самоконтроль (Q3+) Расслабленный (Q4-)
Остаюсь один   Осторожный (F-)
Стараюсь забыть   Открытый (А+)

Мальчики в 4-м классе склонны к более пассивным способам совладания (мечтаю представляю себе что-нибудь, рисую, стараюсь забыть), но при этом ищут понимания, (говорб с кем-нибудь). Девочки склонны практически к тем же способам совладания (стараюсь забыть, играю, рисую)

Таким образом, в четвертом классе картина выглядит несколько иначе:

Мальчики (10 человек) либо уходят в воображение, либо ищут поддержки со стороны.

Девочки (5 человек) так же склонны либо к фантазированию, либо к уединению, что отличает их от мальчиков

Таким образом, становится ясно, что дети в четвертом классе становятся более чуткими, но при это при всей своей чувствительности и ранимости достаточно легко возбудимы.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: