Как распространялся буддизм

Распространение буддизма на большей части территории Азии было мирным и происходило несколькими путями. Пример показал Будда Шакьямуни. Будучи в первую очередь учителем, он путешествовал в соседние царства, чтобы делиться своими озарениями с теми, кто был восприимчив и заинтересован. Более того, он наставлял своих монахов идти по миру и разъяснять его учения. Он не просил других осуждать их собственную религию, осуждать ее и переходить в новую, поскольку не стремился основать свою религию. Он лишь пытался помочь другим преодолеть несчастье и страдание, созданные ими самими из-за недостатка понимания. Позже поколения последователей были вдохновлены примером Будды и делились с другими теми методами из его учения, которые они сами считали полезными в своей жизни. Так то, что сейчас называют «буддизмом», распространилось повсюду.

Иногда этот процесс развивался естественно. Например, когда буддийские торговцы оседали в новых местах или просто посещали их, некоторые из местных жителей проявляли естественный интерес к верованиям иноземцев, как это произошло с проникновением ислама в Индонезию и Малайзию. Таким образом распространение буддизма происходило на протяжении двух столетий до и после нашей эры в странах, расположенных вдоль Шелкового пути. Узнавая больше об этой индийской религии, местные правители и население начинали приглашать монахов в качестве советников и учителей из тех регионов, откуда прибыли торговцы, и таким образом в конечном счете перенимали буддийскую веру. Другой естественный способ состоял в медленном культурном поглощении покоренного народа, как в случае с греками, ассимиляция которых в буддийском сообществе Гандхары, располагавшейся на территории современного центрального Пакистана, происходила на протяжении столетий после II века до н. э.

Тем не менее, чаще всего распространение происходило главным образом благодаря влиянию могущественного правителя, лично принявшего и поддерживающего буддизм. К примеру, в середине III века до н. э. буддизм распространился по всей северной Индии благодаря личной поддержке царя Ашоки. Этот великий основатель империи не заставлял своих подданных перенимать буддийскую веру. Но его указы, высеченные на железных колоннах, установленных по всей стране, побуждали подданных вести этический образ жизни. Царь сам следовал этим принципам, вдохновляя других перенимать учения Будды.

Кроме того, Царь Ашока активно способствовал распространению буддизма за пределами своего царства, отправляя миссии в удаленные районы. В некоторых случаях он делал это в ответ на приглашение иностранных правителей, таких как царь Шри-Ланки Тишья. В других случаях он по собственной инициативе посылал монахов в качестве дипломатических представителей. Как бы там ни было, эти монахи не оказывали давления на других, стремясь обратить их в буддизм, а просто делали учения Будды доступными, позволяя людям выбирать самостоятельно. Это подтверждается тем, что буддизм вскоре укоренился в таких районах, как Южная Индия и юг Бирмы, в то время как нет никаких свидетельств непосредственного влияния на другие районы, например на греческие колонии в Центральной Азии.

Другие религиозные правители, например монгольский властитель XVI века Алтан-хан, приглашали буддийских учителей в свои владения и провозглашали буддизм государственной религией, чтобы объединить народ и укрепить свою власть. При этом они могли запрещать некоторые практики местных небуддийских религий и даже преследовать тех, кто им следует. Однако подобные деспотичные меры имели в основном политические мотивы. Такие амбициозные правители никогда не принуждали подданных перенимать буддийские формы веры или поклонения, потому что такой подход не характерен для буддийской религии.

Если даже Будда Шакьямуни говорил людям не следовать его учениям, лишь руководствуясь слепой верой, а сначала тщательно проверить их, насколько в меньшей степени люди должны согласиться с учениями Будды под принуждением ревностного миссионера или указа правителя. Например, когда Нейджи Тойн в начале XVII столетия н. э. пытался подкупить восточно-монгольских кочевников, предлагая им домашний скот за каждый выученную строфу из буддийских текстов, люди пожаловались верховной власти. В итоге навязчивый учитель был наказан и изгнан.

13. Основные черты культуры стран конфуцианского региона.

Культура Азиатских стран зародилась на­много раньше нашей культуры. Их религиоз­но-этические и социально политические идеи, идеология и психология, образ жизни и мировоз­зрение сильно отличаются от европейских.

Китай - страна древней истории, культуры, философии; одна из древнейших цивилизаций, просуществовавшая тысячелетия и сохранив­шая, несмотря на все катаклизмы, свою целост­ность и своеобразие. В общую культуру Китая внесли свой вклад многие народы Восточной Азии, обитавшие на его территории и создавшие самобытные культуры, синтез которых на про­тяжении веков и породил тот уникальный фено­мен, который называют китайской цивилизаци­ей. Очень важным моментом в истории развития культуры Китая является зарождение конфуци­анства. Из истории известно, что все великие идеологии и религии обычно возникали в пери­оды великих кризисов и социальных сдвигов и были знаменем и платформой выдвигавшихся на авансцену новых социальных сил. В этом смыс­ле конфуцианство не составляет исключения. В сложный период истории Китая оно сыграло роль великого социального интегратора, способ­ствовавшего сплочению страны, упрочению ее будущего [1, с. 88].

Сегодня во всем мире вряд ли найдется чело­век, не слышавший о конфуцианстве и его зна­менитом основателе Конфуции (551-479 гг. до н. э.), имя которого в китайском произношении звучит как Кун-цзы (7l?) или Кун-фуцзы (Му­дрец Кун). В древних книгах его порой называ­ют просто Учителем, и сразу становится понят­но, что речь идет о великом наставнике, который стал нравственным идеалом миллионов людей. На высказывания Конфуция ссылаются филосо­фы, политики, ученые всего мира. Его фразы се­годня можно услышать даже от малограмотного китайского крестьянина.

По конфуцианским принципам в настоящее время живет не только Китай, но и некоторые страны Восточной и Юго-Восточной Азии: Япо­ния, Корея, Вьетнам, Сингапур; принципы эти настолько органично вошли в плоть их нацио­нальной культуры, что люди часто сами не заме­чают, что говорят словами Конфуция.

Конфуцианство сыграло большую роль в раз­витии всех сторон жизни китайского общества, в том числе и в формировании его философско­го мировоззрения. Конфуция мало интересуют проблемы материального мира и космогонии. В центре его учения - человек, его нравственное и умственное развитие и поведение. Конфуций главное внимание уделяет вопросам воспита­ния идеального человека. В основе всех обще­ственных и нравственных норм поведения и воспитания у Конфуция находится религиоз­ный ритуал. Стержень мудрости - соблюдение ритуала, а сущность философии - его правиль­ное объяснение и понимание. Китайский лозунг (гувэйцзинь юн) - «древность на службу совре­менности», сформулированный еще в Древнем Китае, демонстрирует преданность традициям, свойственную китайскому менталитету. Именно конфуцианство является не только корнем ки­тайской культуры, но и политическим компасом. Очень интересным моментом в учении Конфу­ция является его концепция «золотой середины». «Путь золотой середины» - один из основных элементов его идеологии и важнейший принцип добродетели. И его необходимо использовать в управлении народом для смягчения противоре­чий. Умение находить середину всем не дано. Большинство людей или слишком осторожны, или слишком несдержанны [2, с. 65].

Конфуций считал, что одна из основных задач человека - понять свое место в мире, «соединить свою силу с небом и землей». Это и есть истин­ное познание. Конфуций утверждал, что знания должны быть дополнены рассуждениями, иначе они бесполезны. Его учение о знании подчинено социальной проблематике. Знать - «значит знать людей». Познание природы его мало интересо­вало. Его вполне удовлетворяло то практическое знание, каким обладают те, кто непосредственно допускал возможность врожденного знания. Но такое знание встречается редко. Сам Кун Фу-цзы, по его словам, таким знанием не обладал. «Те, кто обладают врожденным знанием, стоят выше всех». А «за ними следуют те, кто приоб­ретает знание благодаря учению». Учиться надо и у древних, и у современников. Учение должно быть избирательным: «слушаю многое, выбираю лучшее и следую ему» [3, с. 125]. Знание состо­ит как в совокупности сведений, так и в умении многосторонне рассматривать вопрос, даже не­знакомый, в методе.

Учение Конфуция не содержит главы, спе­циально посвященной устройству государства, как нет разделов о человеке, либо об обществе. Конфуцианскую модель приходится реконструи­ровать по отдельным суждениям. Конфуций не видит государство в отдельности от общества и единичного человека. Все его учение в этой об­ласти взаимосвязано. Некоторые его высказыва­ния носят иносказательный характер, и поэтому, не могут быть восприняты однозначно. Это мо­жет исказить суть учения, как она искажалась китайской бюрократией на протяжении многих веков.

Ключ к управлению народом Конфуций ви­дел в силе нравственного примера вышестоящих нижестоящим. Если верхи следуют «Дао», то народ не ропщет: «Если государь должным об­разом относится к родственникам, в народе про­цветает человеколюбие. Если государь не забы­вает о друзьях, в народе нет подлости» [2, с. 166].

Конфуцианство - прежде всего учение о нравственности. Конфуцианская этика опирает­ся на такие понятия, как «взаимность», «золотая середина» и «человеколюбие», составляющие в целом «правильный путь» (Дао), по которому должен следовать всякий, кто желает жить счаст­ливо, т. е. в согласии с самим с собой, с другими людьми и с Небом.

В Китае возник и сознательно поддерживал­ся подлинный культ официального конфуциан­ства - культ Конфуция как великого мудреца, основателя, патриарха и пророка общепризнан­ного учения практически всегда теснейшим об­разом переплетался с культом конфуцианства. Этот культ, в сущности вобравший в себя всю огромную сумму конфуцианских традиций, играл очень большую роль в жизни страны. Зна­чение конфуцианства на протяжении двух тыся­челетий было неодинаковым.

Главным регулятором всех жизненных свя­зей и отношений в стране всегда выступало именно конфуцианство. Культ конфуцианства диктовал жесточайшие наказания и мучитель­ную смерть для преступников, особенно для отцеубийц - и это находило отражение в офи­циальном законодательстве. Этот же культ пред­усматривал жестокую критику современников и суровое осуждение потомков по адресу недобро­детельных правителей, императоров-отступни­ков. Культ конфуцианства заставлял замалчивать все замечательные идеи неоконфуцианского тол­ка мыслителей. Этот культ требовал презирать, как писание «низкого жанра», все те литератур­ные сочинения, которые не соответствовали или не полностью соответствовали требуемым кон­фуцианским стандартам. И эффективность кон­фуцианских запретов или рекомендаций была вне сомнения.

Опираясь на прошлое, удивительную ста­бильность современного экономического раз­вития и политического уклада, можно объяснить гармоничным сочетанием культурно-историче­ских традиций и технологической модернизации. Успех прогресса кроется в бережном сохранении наследия и его демократических ценностей. Без прошлого не бывает будущего.

В настоящее время Китай не копирует запад­ные идеи модернизации общества. Он идёт по самостоятельному пути, основываясь на твор­ческом переосмыслении конфуцианских тради­ций. Китайские современные политики успешно сочетают социалистическую модель с капита­листической. Они формируют собственную мо­дель развития общества и страны в целом на базе местных традиций, богатого исторического прошлого и избирательного использования до­стижений западной цивилизации. Китайскому руководству удаётся сочетать государственное планирование и рыночные механизмы.

Чтобы глубже понять политическую направ­ленность и специфику китайского общества, не­обходимо изучение конфуцианства, которое яв­ляется движущей силой для китайского народа на протяжении столь длительного времени.

Особое значение имеет то, что государствен­ная политика в деле воспитания молодёжи, фор­мирования её нравственных устоев опирается на конфуцианские традиции. Она призвана сфор­мировать гуманитарно-развитую личность, при­знающую выработанные тысячелетним опытом ценности китайской культуры, сохраняющую культурную самобытность и стремящуюся к непрерывному саморазвитию и самосовершен­ствованию.

Актуальность идей конфуцианских мысли­телей в современности во многом обусловлена тем, что основной темой их рассуждений были человек, общество и государство. Заложенные ими социально-политические нормы и прин­ципы явились основным стержнем, вокруг ко­торого вращались теоретические разработки проблем общественного и государственного об­устройства. Учение Конфуция и его учеников сыграло значительную роль в непосредственном процессе формирования государственности Ки­тая. Конфуцианство - это многоаспектное эти­ко-политическое учение, основателя учения - Конфуция. Конфуций выдвинул идею сплочения членов семьи, коллектива, объединения государства и народа. В китайском языке само значение слова «государство» включает в себя как составную част, корень слова «семья» (ш). На протяжении многих эпох китайские правители руководствовались принципом единения госу­дарства и народа. Этот принцип и лёг в основу современной модернизационной и невероятно успешной политики Китая.

Характерные признаки социального и адми­нистративно-политического устройства обще­ства выступают в конфуцианской идеологии в качестве его специфического регулятора и ста­билизатора, сохраняющего свою значимость и в наши дни. Возможно, секрет удивительных темпов экономического развития и гармонич­ного сочетания историко-культурной традиции и технологической модернизации кроется в бе­режном сохранении конфуцианского наследия и его демократических ценностей.

Ведущая роль в современной социально-по­литической жизни Китая отведена принципам традиционного конфуцианства, и это является залогом успешного социально-политического и экономического развития КНР. Пусть с точки зрения философа конфуцианство было просто «смесью глубоких и пенных идей с пустыми и бесполезными спекуляциями». Но ведь сила кон­фуцианства измерялась вовсе не глубиной его философии. В конкретных условиях средневеко­вого Китая конфуцианство фактически заменило собой государственную религию, бывшую офи­циальной идеологией большинства аналогичных обществ. Однако в Китае, в отличие от других обществ, конфуцианство было большим, чем просто религией [4, с. 79].

Конфуцианство до сих пор является одной из крупнейших мировых религий и предметом исследования современных политологов, тео­логов, философов, лингвистов, историков и ис­кусствоведов всего мира. Конфуцианство было прямо-таки необходимым, и в этом смысле мож­но согласиться с теми, кто считает конфуциан­ство в Китае прежде всего «искусством жить» [5,

с. 120].

На протяжении веков в рамках китайской ци­вилизации создавались и закреплялись многие фундаментальные принципы религии и этики, основные нормы поведения, устойчивые стерео­типы в языке, мышлении, представлениях и вос­приятии, определенная ценностная ориентация. Длительность и непрерывность национальных традиций и психологических стереотипов спо­собствовали их прочности и стабильности, осо­бенно в условиях сложившейся в традиционном Китае экономической структуры с ее ячеистыми формами натурального и полунатурального хо­зяйства в качестве основы и с решающей ролью административно-бюрократического аппарата в регулировании и нормальном функционирова­нии жизни страны и народа.

14. Конфуцианство как религиозно-философское учение в жизни Китая, Японии и Кореи.

Обобщенная модель культур, духовной основой которых стало конфуцианство, получила название «дальневосточно-конфуцианский тип культуры». К ареалу его распространения принадлежат Китай, Корея, Япония, Тайвань, Сингапур, Вьетнам, где проживает более 1,5 млрд. человек. Свойственные конфуцианству нормы и ценности – преклонение перед идеализированной древностью, культ сыновней почтительности, внимание к нормам учтивости–церемониала–традиции, идеал «благородного мужа», практицизм и другие, – стали визитной карточкой культурных традиций обширного региона.

Наряду с индо-буддийской дальневосточно-конфуцианская культура является древнейшей из макрокультур современного мира. Ее возраст – более 2,5 тысячелетий. Прародиной дальневосточно-конфуцианского типа культуры стал Китай. Истоки культуры уходят в VI- V тысячелетия до н.э., но оформление собственно дальневосточно-конфуцианской культуры принято относить к середине I тыс. до н.э. Именно в этот период появляется учение, ставшее универсальным символом культуры, – конфуцианство.

Его создатель – Кун-цзы или Кун-фуцзы (551-479 гг. до н.э.), в прямом переводе – учитель Кун, в европейской версии – Конфуций. Гениальность Конфуция – сына семидесятилетнего старца и шестнадцатилетней девушки – была предсказана уже в его младенчестве. Предсказания оправдались. Учение Конфуция стало основой выбора пути этического, политического, экономического развития Китая и сопредельных стран, определило особенности их религиозных традиций. В Китае конфуцианство как государственная идеология утвердилось во П в. до н.э. и на протяжении более чем двух тысячелетий определяло духовный склад культуры. В Корее оно стало ведущей идеологией в Х-Х IV вв., в Японии – с Х VII в. Несмотря на то что в социалистическом Китае Конфуция долгое время представляли «поборником тирании, угнетения женщин, бездушной церемонности и идеологом отсталости», он до сих пор остается здесь наиболее почитаемым мудрецом. В успешно развивающихся государствах современного Дальнего Востока конфуцианские идеи общественного устройства удачно используются в теории и практике управления, а конфуцианская этика является здесь основой официальной морали.

У конфуцианства всегда были оппоненты. Основной из них – даосизм, оформившийся также в сер. I тыс. до н.э. Его полулегендарный основатель – Лао цзы (VI в. до н.э.), которому присваивается авторство в создании основополагающего трактата даосизма – «Дао-дэ-цзина» («Классического канона пути и благодати»). Даосизм стал второй наиболее влиятельной культурной традицией, постоянно соперничающей с конфуцианством.

15. Традиционная культура Китая: основные этапы и характерные черты.

Старинные традиции и обычаи прочно вошли в жизнь современного Китая, стали её неотъемлемой частью, связывающей многие поколения людей незримой нитью преемственности. Китай - страна с богатейшими традициями медицины, ткачества и вышивания, национальной кухни, живописи и т.д.

При ознакомлении с китайскими источниками и при наблюдении за жизнью китайцев нельзя не отметить у этого народа замечательные качества - трудолюбие, настойчивость, терпение, патриотизм. Благодаря трудолюбию и таланту китайский народ внес большой вклад в сокровищницу мировой науки и техники.

Еще в 1990 году английский китаевед Д.Макгован в своей книге “Китайцы у себя дома” так выразил свои впечатления о китайском крестьянине: “Всякий кто поближе познакомится с китайским крестьянином, не только назовет его добрым малым, но проникнется глубокой симпатией к нему. Больше всего привлекают в нем трудолюбие, добродушие и кротость, а главное - отсутствие жалоб на судьбу, несмотря на то что условия, в которых он живет, далеко не могут быть названы легкими.” Оценка данная крестьянину остается верной и поныне.

Традиции прошлого и современность наиболее контрастно проявляются в жизни китайской семьи, особенно в отдаленных сельских районах.

Согласно старым суеверным взглядам китайцев, чтобы обеспечить себе спокойное существование, глава семьи должен заботится о непрерывности своего рода. Ему необходимо иметь сына, желательно при жизни видеть его женатым и даже имеющим своих детей, а если возможно, то и правнуков.

В чем состояла цель брачного союза? Пребывая в потустороннем мире, усопшие предки постоянно нуждались во внимании: их надо было всегда обеспечивать всевозможными жертвоприношениями, только тогда они чувствовали себя хорошо, пребывая в благополучии, а поэтому ниспослали живым родственникам благоденствие. Если же о них никто не заботился, духи предков испытывали муки голода и холода и другие страдания. Тогда они гневались и навлекали на живых родственников всевозможные несчастья.

Значит, надо было сохранить непрерывность рода, прежде всего мужского: дочь, выйдя замуж, уйдет в другую семью; сын останется в семье, женится, приведет жену и будет продолжателем рода. Именно поэтому в Китае количество мужчин превышает число женщин. На каждые 100 женщин приходится 106 мужчин. Следовало иметь именно сына, а не дочь, которая, выйдя замуж, принимала фамилию мужа и лишалась права служить своим родственным предкам. Она обязана была служить предкам мужа.

Главную же заботу об умершем мог принять только мужчина. Культ предков обязывал китайца заботиться о том, чтобы иметь мужское потомство, а поэтому в глазах китайцев брак выше безбрачия, обилие детей - благо, бесплодие - несчастье. Женщина, не имевшая детей, особенно мальчиков, не пользовалась никаким уважением мужа и его родителей, а бесплодие жены считалось законным поводом для развода.

Сохранившаяся и поныне эта традиция нередко приводит к трагическим последствиям. В настоящее время самого пристального внимания заслуживает бытующие явление: дискриминация, жестокое обращение и унижение некоторых женщин за то, что они родили девочек.

В жизни современной китайской семьи большой проблемой является демографическая. Учитывая большой прирост населения в стране, китайское правительство взяло курс на планирование рождаемости, чтобы в семье было не более одного ребенка. Родители, придерживающиеся этого, получают от государства различные льготы. Те же, кто нарушает этот курс, подвергаются различным санкциям (дополнительным налогам, ущемлениям прав на работе и т.п.).

1.2 Традиции культа личности и предков

Древние китайские мыслители считали небо владыкой мира, источником активного начала. Но так как небо не могло управлять земными порядками, то оно даровало власть правителю, который управлял подданными по “небесному велению”, считалось исполнителем воли неба, поэтому его называли Сыном Неба.

В феодальном Китае вся китайская нация, носившая название “сто семейств”, рассматривалась как одна большая семья, отцом и матерью которой был император. Все подданные этого большого семейства должны были проявлять к императору сыновью любовь и почтительность. С самого раннего детства китаец приучался верить, что отеческая власть принадлежит как главе малого семейства, т.е отцу, так и главе большой семьи, т.е. императору. Эта традиция сохранилась и поныне. Традиция воспитания подчинения и уважения к старшим прививается с детства. Эта традиция является обязательной как дома, в школе, в обществе, а также на работе. Это помогает начальнику или директору организовать труд своих подчиненных, направленный на улучшение технологических процессов, получения большей прибыли.

Не счесть знаков обожания, которые оказывались императору. Если он приказывал, все беспрекословно подчинялись. Присутствующий или отсутствующий император получал от своих подданных доказательства божественного почитания. Самые высокие сановники империи падали ниц даже перед пустым его троном или перед ширмой из желтого шелка, которую украшали изображения дракона - символа могущества и черепахи - символа долголетия. Император Китая считался властелином мира.

Культ предков - древняя традиция, с незапамятных времен наложившая глубокую печать на все стороны духовной жизни китайского народа. Ее суть - почитание и обожествление общего предка рода по мужской линии; вера живых людей в продолжение существования умерших родственников, в магическое влияние мертвых на живых, в сохранении постоянной связи между ними. Иными словами, культ предков - это вера в самостоятельное существование духа покойника.

Истоком веры древних китайцев в потустороннюю жизнь было прежде всего сновидение, которое служило не только подтверждением возможности отделения души человека от его тела, но и обоснованием потусторонней жизни усопшего.

Культ предков дает о себе знать и в современном Китае: многие крестьяне верят в потустороннюю жизнь прародителей, поэтому приносят им жертвоприношения - пищу, миниатюрные предметы домашнего обихода. Ныне религиозные суеверия “модернизировались”: в некоторых местах КНР у гроба стали сжигать бумажные изображения телевизора и стиральной машины.

Неправомерно культ предков сводят лишь к суеверию: он, помимо суеверного назначения, призван сохранить память живых о мертвых. Культ предков является не только религией для китайского народа, но и единственным нравственным кодексом. В глазах китайца не существовало такой безнравственности, чем неуважение к предкам.

Древние китайцы верили в зависимость жизни живых от покровительства умерших предков. У каждого рода было свое тотемное животное, поэтому гробницы украшались причудливыми изображениями животных, в которых фантазия художника переплетала их с другими символическими мотивами и магическими знаками. В погребениях оставляли не только культовые предметы, но и утварь, и оружие. Самыми важными покровителями людей в Китае считались дракон, тигр и баран, поэтому они не только изображены на ритуальных предметах, но сами предметы: сосуды, шкатулки и прочие -- имеют форму различных животных.

1.3 Вера в духов

Суеверные китайцы почитают разных духов, которые якобы олицетворяют силы природы: духов неба, земли, гор, морей, духов животных, деревьев. Духи специализировались в самых различных областях: дух, защищающий поля от вредителей; дух, охраняющий колодец; дух, радости и блаженства; дух рынка; дух - покровитель шелковичного червя и т.п.

Не исчезли старые обряды и при захоронении. Умер человек. Его быстро хоронить нельзя: время захоронения определял прорицатель. С покойником хоронили ценные вещи. Из дорогого дерева изготавливали гроб, в него клали деньги для “дорожных расходов” усопшему. И по ныне эти веры сохранились.

1.4 Культ дракона

Это мифическое животное пользовалось у китайцев огромной популярностью. Оно считается тотемом далеких предков китайского народа, древним символом китайской нации и началом ее культурного развития.

По китайской мифологии дракон - повелитель водной стихии - дарил людям воду, щедро орошал поля тех, кто верно служил ему, защищал крестьян от неисчислимых бедствий. В иерархии китайских божеств дракон занимает третье место после Неба и Земли.

Дракон изображался в самых причудливых видах. Его глаза похожи на кроличьи, а уши - на коровьи; у него растут длинные усы, туловище покрыто чешуей, четыре тигровые лапы имеют орлиные когти и другие. Но во всех случаях облик этого мифического животного выглядел величественным, суровым и воинственным.

2. Традиционная культура Китая

2.1 Медицина

Достижения китайцев в медицине поистине огромны. Еще с давних времен проблема здоровья тревожила этот народ. И хотя многие их рецепты и открытия потеряны или забыты, даже оставшиеся известные современникам во многом опережают европейскую медицину.

Медицина в Китае одна из древнейших наук, которая насчитывает уже 4 тыс. лет. В классическом труде “Хуан-ди нэйцзин”, написанном 2400 лет тому назад, дано изложение некоторых понятий анатомии, физиологии, патологии и диагностики, а также описаны методы лечения различных заболеваний. Эта книга заложила основы традиционной китайской медицины.

Около двух тысячелетий насчитывает метод лечения болезней иглоукалыванием. В 1026 г. в Китае была изготовлена бронзовая фигура человека с отмеченными на ней точками иглоукалывания. Она стала учебным пособием для всех поколений врачей - иглотерапевтов. Методом иглоукалывания в Китае исцеляют около 300 заболеваний.

Массаж - это один из древнейших методов безлекарственного лечения. Китайский точечный массаж существует уже около 5 000 лет. В эпоху "Весны", "Осени" и "Борьбы царств " (770 - 222г. до н. э.) появились первые книги, описывающие методы пальцевого массажа. В Древнем Китае существовали специальные врачебно - гимнастические школы, в которых широко применяется массаж. Во время династии Сун была создана книга "Бэй-ций-узюфан" - о применении точечного массажа при оказании скорой медицинской помощи.

2.2 Астрономия и география

Значительного развития достигли в древнем и средневековом Китае астрономия и география. В древних китайских астрономических книгах упоминается о планетах, кометах, о периодичности затмений. Уже 2700 лет тому назад в Китае продолжительность года была определена в 365 суток. Самый древний в мире каталог звезд был составлен китайскими астрономами Гань Дэ и Ши Шэном (350 г. до н. э.). В нем описаны положения сотен звезд и созвездий. Этими материалами пользуются и сейчас.

2.3 Одежда

В деревнях сохранилась национальная одежда. Одежда крестьян представляет собой короткую куртку, похожую на женскую кофту с длинными рукавами, и широкие шаровары, обмотанные у щиколоток тесёмкой. Это одеяние шьется из синей хлопчатобумажной материи, а в холодное время года подбивается ватой. Летом крестьяне носят более просторные кофты и короткие шаровары из такой же материи, но белого цвета. Головным убором крестьянина обычно служит платок. В жаркую или дождливую погоду он надевает соломенную шляпу с широкими полями, которая заменяет зонтик. Обувью крестьянину служат туфли, сшитые из бумажной материи, с толстыми кожаными или войлочными подошвами.

Костюмы деревенских женщин, в общем, схожи с мужскими. Китаянки носят шаровары, завязанные у щиколоток, только верхняя женская одежда более просторна и нарядна. Женская блуза (курма) имеет широкие рукава и надевается сверху на юбку. Одним из самых распространенных и традиционных видов китайской женской одежды является халат со стоячим воротником (ципао). Простой по покрою и удобный в носке такой халат четко обрисовывает линии тела. Рукава ципао, составляющие одно целое со всем халатом, либо длинные, либо короткие. Застегивается ципао обычно на правую сторону. Чтобы халат не стеснял движений при ходьбе, внизу по бокам его делаются разрезы.

2.4 Национальная кухня

Китайская кухня отличается большим разнообразием, что достигается с помощью огромного количества приправ и специй: они придают изделиям поваров внешнее изящество, увеличивают их питательность, устраняют специфический запах некоторых блюд (баранины, рыбы и др.). Насчитывают до 400 видов различных приправ и специй, из них не менее 100 употребляются постоянно.

Традиционно китайскую пищу едят с помощью пары палочек, изготовленных из бамбука, металла, пластмассы или из слоновой кости.

Основу китайской национальной кухни составляют блюда из самых разнообразных продуктов: крупы, муки, овощей, мяса, рыбы, морских беспозвоночных животных, водорослей, домашней птицы, молодых побегов бамбука и др.

Рис - самое распространенное и самое любимое блюдо в Китае. В китайских семьях рис, как правило, подается в конце обеда. Приготовление риса имеет свои особенности, очищенный рис варят не в воде, как это делают европейцы, а на пару: наполненное рисом бамбуковое решето ставят на горшок с водой и кипятят на огне. Пар от воды размягчает зерна риса, но не разваривает их в кашу.

Специфичность пищи китайцев заключается в ее безмолочности. Молочные продукты употребляют лишь народы монгольской, тибетской и тюркской национальностей. Вторая особенность китайкой пищи - это вкусовой контраст: блюда готовятся пресными, но подаются вместе с острыми, разнообразными соусами. В основе рациона - крупяные и овощные блюда (на - юге рис, на севере - пшеница, гаолян, чумиза). Популярными кушаньями являются пельмени, лапша мучная и гороховая.

Особый деликатес в китайской кухне - пекинская утка. Вначале ее потрошат, обваривают, ощипывают и обсушивают, затем поджаривают подвешенной в специальных печах. Горячую утку режут на куски вместе с поджаренной корочкой. Едят утку так: кусочки мяса кладут на тонкие блинчики, их поливают густым сладким соусом, заправляют нарезанным луком и сворачивают в трубочку.

На юге Китая один из деликатесов называется “бой дракона с тигром”. Такое блюдо состоит из мяса змеи, которая олицетворяет дракона, и мяса кошки, которая олицетворяет тигра.

Широко используются разнообразные морские продукты. Деликатесом считаются плавники акул и трепанги. Сладкие блюда состоят в основном из плодов и фруктов. Из напитков на первом месте чай, который издавна считается не заменимым напитком в Китае.

2.5 Иероглифы

Общее количество китайских иероглифов доходит до 90 тыс. такая огромная цифра объясняется тем, что на протяжении многих веков существования иероглифической письменности китайские писатели придумывали новые иероглифы, которые сохранялись только в их произведениях. Реально во всех видах текстов используется не более 10 тыс. иероглифов. Ныне для чтения современной китайской литературы достаточно знать 3 тыс. иероглифов.

Официальный минимум иероглифов, необходимый для ликвидации неграмотности, составляет: для крестьян 1,5 тыс., а для рабочих и служащих - 2 тыс. неграмотным считается тот, кто знает менее 500 иероглифов.

Иероглифическое письмо имеет одну особенность: оно не только несет смысловую нагрузку, оно изобразительно. Поэтому в переводе исчезает огромная часть содержания написанного:

важно все -- как двигалась рука мастера, какое состояние он передал в начертании иероглифа, какой образ несет в себе, помимо собственно слова, этот знак. Поэтому литература Китая -- не только выразительное, но и в какой-то мере изобразительное искусство, особенно поэзия.

2.6 Театральное искусство

Важное место в духовной жизни китайского народа занимает театральное искусство. Китайский музыкальный театр (опера) объединяет в себе элементы музыки, пения, диалога, танца, акробатики и упражнения военного искусства с мастерски написанным текстом и техникой воплощения.

В традиционной китайской опере широко используются условности, активно применяется символика. Так, например, специальными движениями изображается выход или вход в дома, подъем или спуск по лестнице и т.д.

Из всех форм китайского традиционного театра самой представительной является пекинская опера. Ее музыка - по преимуществу оркестровая, в которой ударные инструменты создают большое эмоциональное воздействие. Главными ударными инструментами являются гонги и барабаны. Используются также трещотки, сделанные из твердой древесины или бамбука, струнный инструмент (пекинская скрипка).

Новой формой театрального искусства для Китая стала разговорная драма, появление которой относится к 1906 г. ныне этот вид искусства получил широкое распространение. У китайского зрителя традиционно большой популярностью пользуется кукольный театр, который насчитывает более чем 2000-летнюю историю.

Китайский танец известен с давних времен. Современная западная хореография появилась в Китае в 20-30-х годах. Ныне восстановлено множество традиционных народных танцев и создан новый жанр - китайская танцевальная драма и балет.

Акробатика - один из древнейших в мире видов зрелищного искусства, история которого насчитывает около двух тысячелетий и которая обрела статус сценического искусства.

Миллионы людей в Китае, от пенсионеров до дошкольников, начинают свой трудовой день с занятий “ушу”, что в переводе с китайского означает “искусство ведения боя”.

“Ушу” - это традиционная национальная гимнастика, и вид спорта, и средство самообороны, и просто красивое зрелище. Упражнения “ушу” в Китае демонстрируют в цирке и на эстраде, чемпионов по “ушу” знает вся страна. Современная китайская медицина считает, что “ушу” повышает тонус организма, способствует бодрости и хорошему настроению.

2.7 Изобразительное искусство

Изобразительное искусство зародилось в Китае еще в эпоху неолита (около 6 тыс. лет назад).

В IV-V вв. сложились основные формы китайской живописи (гохуа). Это традиционная китайская живопись на шелковых или бумажных свитках тушью и красками, разведенными в воде. Манере китайских художников присуща высокая техника письма кистью, тонкость цветовых оттенков, пластичность и выразительность линий, особое изображение пространства в картине.

Традиционным в искусстве Китая были и остаются пейзажи: горы и реки, цветы и птицы. Картины в целом и их отдельные детали имеют собственное толкование. Так, часто изображаемая на полотне сосна символизирует стойкость и долголетие, ива - женственность, скромность, орхидея - простоту и благородство и т.д.

Наряду с традиционной китайской живописью большое развитие получила живопись маслом, резьба по дереву, скульптура, книжки-картинки, карикатура. На основе старых технологических и художественных традиций продолжает развиваться также лаковая живопись.


16. Тексты «Шу цзин» («Книга Истории»), «И цзин» («Книга перемен»), «Ши цзин» («Книга песен») в культуре Китая.

К лассические Книги китайской образованности - представляют собой собрание пяти книг, содержащих традиционные китайские знания по философии, истории, законодательству, религии, гаданию. В основном это произведения неизвестных авторов, написанные в разное время. Особое внимание им уделяли конфуцианские мыслители, и, начиная со II столетия до н.э., эти книги стали основными в гуманитарном воспитании китайской интеллигенции. Знание их было достаточной предпосылкой для сдачи государственных экзаменов на должность чиновника. Все философские школы в своих рассуждениях вплоть до XX в. обращались к этим книгам; постоянные ссылки на них были характерны для всей культурной жизни Китая.
1) Летопись "Чунь цю" ("Весны и осени") - собрание кратких записей о событиях китайских удельных царств с 770 по 481 гг. до н.э., которые велись в царстве Лу. В книге были запечатлены исторические воззрения, а название ее отражает идею циклизма исторического процесса.
2) " Шу цзин " ("Книга истории", "Канон истории") - также памятник аналитического характера, состоящий из записей, преданий, мифов, правительственных обращений, поучений сановников до VIII в. до н.э., является собранием официальных документов, описаний исторических событий. Имела большое влияние на формирование позднейшей официальной письменности.
3) " Ши цзин " ("Книга песен") - первый китайский литературно-поэтический памятник народного песенного творчества. В ней 306 текстов, которые, по преданию, были обработаны Конфуцием из лично отобранных 3000 песенно-поэтических произведений. Содержит также культовые песнопения и, согласно мнению некоторых комментаторов "Книги перемен", мистическое объяснение происхождения племен, ремесел и вещей. Она стала образцом для китайской поэзии в ее дальнейшем развитии. 4) " Ли цзи " ("Книга ритуалов") - памятник-обрядник. В ней очерчивается идеальная конфуцианская модель социального механизма - от основ политической администрации до норм взаимоотношений в семье. Заключает в себе описание правильной организации, политических и религиозных церемоний, норм социальной и политической деятельности. Идеализирует древнейший период китайской истории, который считает образцом и мерой дальнейшего развития.
5) " И цзин " ("Книга перемен") - самый загадочный и своеобразный из древнекитайских памятников. В ней содержатся первые представления о мире и человеке в китайской философии. В ее текстах, написанных в разное время, прослеживается начало перехода от мифологического изображения мира к его философскому осмыслению. Здесь нашли отражение древнейшие решения онтологических вопросов, разработан понятийный аппарат, используемый последующей китайской философией. Однако, мир, в ней не понимается как рационально организованный. По теории "Книги перемен", весь мировой процесс представляет собой чередование ситуаций, происходящих от взаимодействия и борьбы сил света и тьмы, и каждая из таких ситуаций может быть выражена символически одним из 64 знаков, составленных из шести прерывистых ("теневых" - инь, "податливых" - жоу) и сплошных ("световых" - ян, "напряженных" - ган) линий в определенном их сочетании. Таким образом, каждый знак есть символ самой действительности. Эта так называемая нумерология используется при гаданиях, но имеет ярко выраженный философский подтекст, ибо, как считали китайские мудрецы, отражает естественную и небесную гармонию. Поскольку в каждом знаке шесть черт, в Европе их называют гексаграммами. Каждая гексаграмма рассматривается как три пары черт, соответствующих трем космическим потенциям: , где две нижние черты - земля, две средние - человек, две верхние - небо. Каждая гексаграмма представляет собою символ той или иной жизненной ситуации, которая развертывается во времени. Каждый афоризм при гексаграмме представляет собою краткую характеристику этой ситуации в основном или в целом. Каждый афоризм при отдельных чертах представляет собою конкретную характеристику того или иного этапа в развитии данной ситуации.
"Книга перемен" распадается на каноническую часть, восходящую к процедуре гадания (созданную в VIII-VII вв. до н.э.) и комментарий, известный как "Десять крыльев" ("Ши и"), где излагаются начальные формулировки натурфилософии Китая.

17. Стратагемность мышления китайцев: военный трактат Сун-цзы. Китайская наука управления и стратегии.

Сунь Цзы — китайский стратег и мыслитель, предположительно, живший вVI или, по другим источникам, в IV веке до н. э. Автор знаменитого трактата о военной стратегии «Искусство войны».

Трактат, соответственно, долгое время датировался концом VI — началом V века до н. э. (514—495, возможно, 510). Найденный в1972 году в захоронении начала эпохи Хань (206 год до н. э. — VIII век н. э.) новый расширенный вариант Сунь-цзы даёт основания датировать его создание второй половиной V века до н. э. (453—403). Однако, результаты ряда исследований, проведённых за последние 30 лет как китайскими, так и западными учёными указывают на то, что трактат скорее всего был составлен реальным историческим лицом, полководцем Сунь Бинем, жившим в Царстве Ци в IV веке до н. э. (приблизительно 380—325 годы до н. э.) в период Сражающихся царств.

Современный канонический текст был сформирован на рубеже II—III веков н. э., базовым является его официальное издание XI в. со сводным комментарием 10 авторов II—XI веков, связанное с введением военного Семикнижия в систему государственных экзаменов.

1. Сунь-цзы сказал: война — это великое дело для государства, это почва жизни и смерти, это путь существования и

гибели. Это нужно понять.

2. Поэтому в ее основу кладут{1} пять явлений [ее взвешивают семью расчетами и этим определяют положение]{III}.

3. Первое — Путь, второе — Небо, третье — Земля, четвертое — Полководец, пятое — Закон.

Путь — это когда достигают того, что мысли народа одинаковы с мыслями правителя{2}, когда народ готов вместе с ним умереть, готов вместе с ним жить, когда он не знает ни страха, ни сомнений{3}.

Небо — это свет и мрак, холод и жар, это порядок времени{4}.

Земля — это далекое и близкое, неровное и ровное, широкое и узкое, смерть и жизнь{5}. Полководец — это ум, беспристрастность, гуманность, мужество, строгость. Закон — это воинский строй, командование и снабжение{6}. Нет полководца, который не слыхал бы об этих пяти явлениях, но побеждает тот, кто усвоил их; тот же, кто их не усвоил, не побеждает.

4. Поэтому войну взвешивают семью расчетами и таким путем определяют положение.

Кто из государей обладает Путем? У кого из полководцев есть таланты? Кто использовал Небо и Землю? У кого выполняются правила и приказы? У кого войско сильнее? У кого офицеры и солдаты лучше обучены{7}? У кого правильно награждают и наказывают?

По этому всему я узнаю, кто одержит победу и кто потерпит поражение.

5. Если полководец станет применять мои расчеты, усвоив он непременно одержит победу; я остаюсь у него. Если полководец станет применять мои расчеты, не усвоив их, он непременно потерпит поражение; я ухожу от него{8}. Если он усвоит их с учетом выгоды, они составят мощь, которая поможет и за пределами их.

6. Мощь — это умение применять тактику{9}, сообразуясь с выгодой.

7. Война — это путь обмана{10}. Поэтому, если ты и можешь что-нибудь, показывай противнику, будто не можешь; если ты и пользуешься чем-нибудь, показывай ему, будто ты этим не пользуешься; хотя бы ты и был близко, показывай, будто ты далеко; хотя бы ты и был далеко, показывай, будто ты близко; заманивай его выгодой; приведи его в расстройство и бери его; если у него все полно, будь наготове; если он силен, уклоняйся от него; вызвав в нем гнев, приведи его в состояние расстройства; приняв смиренный вид, вызови в нем самомнение; если его силы свежи, утоми его; если у него дружны, разъедини; нападай на него, когда он не готов; выступай, когда он не ожидает.

8. Все это обеспечивает вождю победу; однако наперед преподать ничего нельзя.

9. Кто — еще до сражения — побеждает предварительным расчетом{11}, у того шансов много; кто — еще до сражения — не побеждает расчетом, у того шансов мало. У кого шансов много — побеждает; у кого шансов мало — не побеждает; тем более же тот, у кого шансов нет вовсе. Поэтому для меня — при виде этого одного — уже ясны победа и поражение.

1. Предварительные расчеты состоят из пяти основных факторов (путь, время года, местность, руководство и управление) и семи элементов, определяющих результаты боевых действий. Все это сопоставляя и оценивая, даёт больше шансов на победу. В тексте подчеркивается, что война является очень серьезным вопросом для государства и не должна быть начата без должного рассмотрения.

2. Ведение войны должно быть быстрым. Не бывало ещё, чтобы длительная война была выгодна государству.

3. Стратегическое нападение — рассматриваются общие принципы ведения наступления, отмечается, что лучше покорить войско противника, не сражаясь, сохранив, а не потеряв его. Прежде всего надо думать о том, чтобы разбить замыслы противника, оставить его без союзников, и только далее по значимости задача разбить его войска. Хуже — это длительная осада или штурм крепостей. Первое ведет к значительному затягиванию войны, а второе — к большим потерям при негарантированном успехе. В этом же разделе рассматривается стратегия при благоприятном и неблагоприятном соотношении сил, подчеркивается значение знание своих сил и сил противника и объясняется важность полководца, на которого правитель должен опираться, и каким не должен командовать, не зная законов ведения войны.

4. Боевая форма объясняется важностью защиты существующих положений, пока командующий не способен к продвижению от этих положений в безопасное место. Это дает командующим важность занятия стратегических возможностей, чтобы не создать возможности для врага.

5. Мощь — это умение применять тактику, сообразуясь с выгодой.

6. Полнота и пустота — учение о полноте и пустоте, то есть о сильных и слабых сторонах своих и противника, — основа всей тактики.

7. Борьба на войне — борьба, в которой оружием являются стратегическое и тактическое искусство, искусство организации и управления, знание психологических факторов войны и умение ими пользоваться, качество полководца. Борьба имеет свою цель. Цель эта — успех, победа.

8. Девять изменений — описываются различные ситуации, в которых армия оказывается, когда она перемещается через новые вражеские территории, и как ей быть в этой ситуации.

9. Поход — правила расположения войск в различной боевой обстановке и приемы наблюдения за противником.

10. Формы местности — десятая глава посвящена местности, выяснению влияния, которое может оказывать местность на стратегию и тактику военных операций.

11. Девять местностей — девять общих ситуаций. В этой главе описываются условия ведения войны на собственной территории.

12. Огневое нападение — двенадцатая глава посвящена «огневому нападению», то есть действиям огневыми средствами в широком смысле этого выражения.

13. Использование шпионов — способы разведки. «На войне обязательно пользуются шпионами и через них узнают положение противника».

18. Географические, политические и этнические факторы в процессе становления японской культуры.

Культура Японии сложилась в результате исторического процесса, начавшегося с переселения предков японского народа на японский архипелаг с материка и зарождения культуры периода Дзёмон. Современная японская культура испытала сильное влияние стран Азии (в особенности Китая и Кореи), Европы и Северной Америки.

Одной из особенностей японской культуры является её долгое развитие в период полной изоляции страны (политика сакоку) от всего остального мира в период правления сёгуната Токугавы, длившейся до середины XIX века — начала периода Мэйдзи.

На культуру и менталитет японцев большое влияние оказало изолированное территориальное положение страны, географические и климатические особенности, а также особые природные явления (частые землетрясения и тайфуны), что выразилось в своеобразном отношении японцев к природе как к живому созданию. Умение восхищаться сиюминутной красотой природы, как особенность национального характера японца, нашло выражение во многих видах искусств Японии.

Одной из особенностей японской культуры является её долгое развитие в период полной изоляции страны (политика сакоку) от всего остального мира в период правления сёгуната Токугавы, длившейся до середины XIX века — начала периода Мэйдзи.

На культуру и менталитет японцев большое влияние оказало изолированное территориальное положение страны, географические и климатические особенности, а также особые природные явления (частые землетрясения и тайфуны), что выразилось в своеобразном отношении японцев к природе как к живому созданию. Умение восхищаться сиюминутной красотой природы, как особенность национального характера японца, нашло выражение во многих видах искусств Японии.

Другой признак цивилизации – способ освоения культуры – исследован в нашей литературе недостаточно. Вместе с тем знание этого признака важно, так как общественно-историческая практика развития человечества свидетельствует, что каков способ освоения культуры, такова и цивилизация. Например, мы различаем Западную и Восточную цивилизации. И сегодня продолжается старый спор западников и славянофилов: каким путем лучше идти России – западным или восточным? К какой цивилизации тяготеет Казахстан: Востока или Запада? Ведь и там и там ценности одни и те же, а способы освоения их различны. На Западе преобладает рационалистический подход к ценностям, понимание их функционирования прежде всего через науку. На Востоке освоение ценностей осуществляется на основе религиозно-философских традиций. Не понять это различие культуры и цивилизации – значит отказаться от безболезненного реформирования России, которая представляет соединение двух цивилизаций – европейской, и азиатской.

Знание цивилизационных особенностей поможет понять сближение культур Запада и Востока, Севера и Юга, Азии, Африки, Европы, Латинской Америки. Ведь это сближение – реальный процесс, который приобрел огромное практическое значение для всего мира и для каждого человека. Сотни тысяч людей мигрируют, оказываясь в новых системах ценностей, которыми им предстоит овладеть.

Говоря о цивилизации как о способе освоения культуры, мы имеем в виду такие средства и методы человеческой жизнедеятельности, которые являются определяющими в развитии самой культуры.

19. Культура Японии в доисторический период (Дзёмон-Ямато).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: