Неоинституциональная теория фирмы. Теория фирмы Р. Коуза

Одним из основных неотъемлемых элементов современного ры­ночного хозяйства является фирма. Именно в ней производятся нуж­ные обществу товары, оказываются необходимые услуги. Здесь ре­шаются вопросы эффективного использования ресурсов, вырабаты­ваются оптимальные способы организации хозяйственной деятельно­сти, идет поиск новых возможностей для бизнеса и в целом для эко­номики. Под фирмой понимается субъект предпринимательской деятельности, обладающий экономической и юридической свободой. В английском языке различаются понятия «фирма» и «предприятие». Предприятие - это учреждение в форме завода, магазина и т.д., ко­торое выполняет одну из функций по производству и реализации то­варов и услуг. Фирма или компания - это организация, которая владеет и ведет хозяйственную деятельность на предприятии. В со­ставе фирмы может быть одно или несколько предприятий. В рос­сийской литературе и законах понятия «фирма» и «предприятие» отождествляются. В экономической науке существует ряд подходов к теоретическому описанию фирмы, каждый из которых акцентирует внимание на определенных аспектах деятельности, не включая в сфе­ру изучения других.

По неоклассической теории причина возникновения фирмы связа­на с развитием торговли, которая стимулирует разделение труда и рост предпринимательства. Увеличение размеров рынка способствует росту фирмы. Предприниматель приобретает ресурсы на рынке, преобразует их и превращает в товар. Следовательно, фирмой можно назвать обо­собленную экономическую единицу, функционирование которой не связано с личными потребностями предпринимателя. Фирма приобре­тает производственные факторы, преобразует их на основе технологий и продает продукты. Однако неоклассическая теория не дает анализа проблем внутренней организации фирмы, проблем корпоративного контроля, взаимоотношения менеджеров, собственников и рыночной среды и т.д.

В работе Р. Коуза «Природа фирмы» изложены новые подходы к поведению фирмы, построенные на учете производственной ее функ­ции не на условии максимизации прибыли, а на объяснении воз­никновения фирмы как организации, где индивиды подчиняют свои действия единой централизованной воле, призванной обес­печить реализацию общих интересов. В этом состояло главное от­личие, как считал Р. Коуз, в институциональной теории от неоклас­сической теории фирмы. Он подчеркнул, что в условиях развитой рыночной экономики возникновение фирмы в виде компаний высту­пает выражением нового факта ее существования, когда вытесняется стихийный ценовой механизм ее регулирования и замещается коор­динацией деятельности экономических субъектов сознательным ре­гулированием. Образование фирмы им было обосновано необходи­мостью снижения трансакционных издержек, осуществления дея­тельности на основе контрактов и при спецификации прав собствен­ности. Р. Коуз утверждает, что в рамках фирмы уменьшаются из­держки на поиск информации, спецификацию прав собственности, связанные с заключением контрактов и контролем за их осуществле­нием. Фирма позволяет упорядочить действия индивидов, распреде­лить риски и снизить последствия неопределенности окружающей среды. Новый подход к образованию фирм был обоснован неоинсти­туциональной экономикой при анализе их функций.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: