Современные типы фирм

Неоинституциональная теория рассматривает внешние связи фирмы (предприятия), обусловленные контрактом взаимных отноше­ний с другими фирмами, имеющими в своем распоряжении ресурсы и стремящимися использовать их через объединенные коалиции для снижения трансакционных издержек. Специфика контрактов фирмы во многом зависит от многообразия современных фирм.

В зависимости от того, насколько управленческие решения и их эффективность контролируются и определяются извне рынком, вы­деляются два типа фирм - закрытые и открытые.

Закрытые фирмы - это «внутри» определенные фирмы: инди­видуальное частное предприятие с неограниченной ответственно­стью, товарищество (ИЧП), закрытая корпорация. В литературе вы­деляются следующие преимущества ИЧП:

1. легкость в регистрации и ликвидации;

2. сосредоточение всей прибыли у одного владельца;

3. легкость в управлении;

4. самостоятельность в принятии решения;

5. собственник ИЧП не несет агентские издержки, так как он сам устанавливает взаимные отношения с работниками.

В деятельности ИЧП обнаруживаются недостатки:

1. полная, неограниченная ответственность владельца всем сво­им имуществом по обязательствам предприятия;

2. ограниченность финансовых ресурсов;

3. недоступность выгод от специализации, предприниматель все делает сам.

Институциональная теория выделяет два типа деятельности ИЧП - проблема горизонта (функция потребления совпадает с функцией про­изводства) и проблема диверсификации (крайне ограничится возмож­ность распределить свой капитал в нескольких направлениях). Парт­нерство возникло в попытке преодолеть некоторые недостатки ИЧП с объединением нескольких лиц. Товарищество не является самостоя­тельным юридическим лицом.

Недостатки партнерства: неограниченная ответственность, разно­гласия между партнерами. Существуют также закрытые корпорации - фирмы, при которых хозяйственная деятельность может быть отделена от конкретных лиц, ими владеющих. Они имеют высокие трансакцион­ные издержки.

Открытые фирмы - это «внешне» определяемая фирма, которая ориентируется в анализе своей внутренней эффективности на рыноч­ную оценку. К ним относится активная корпорация в форме партнер­ства: адвокатские конторы и консультационные службы, способные осуществить концентрацию капитала при объединении нескольких участников, повысить конкурентоспособность товаров и завоевать новые рынки акционерных компаний в различных сферах деятельно­сти. Партнерство позволяет решить такие проблемы, как наследовать опыт с учетом функционирующего в них человеческого капитала. Открытая корпорация давно является широко применяемой формой бизнеса, она активно вытеснила индивидуальный капитал и товари­щества.

Открытая корпорация имеет три основные черты:

1. это общество с ограниченной ответственностью (как и закры­тая корпорация);

2. доли собственности (акции) обезличены и обращаются на спе­циально организованном рынке (в отличие от закрытой корпорации);

3. функции менеджера и собственника полностью разделены.

Недостатки открытой корпорации - требует огромной концен­трации капитала; характеризуется отраслевой концентрацией капита­ла; огромной массой внутренних трансакционных издержек и др.

В зависимости от критерия отграничения одной фирмы от дру­гой можно выделить следующие виды фирм (табл. 10.1):

Таблица 10.1

Виды фирм

Критерии Виды фирм
Технология Завод, фабрика, мастерская
Масштаб Крупная, мелкая, средняя
Численность Малая, большая, средняя
Уровень Транснациональная, национальная, региональная, местная
Форма контракта Единичное товарищество, корпорация, холдинг

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: