Финансовое регулирование социально-экономических процессов

Финансовое регулирование является важнейшим элементом общей системы государственного регулирования рыночной экономики. Государственное регулирование социально-экономических процессов в обществе осуществляется административными и экономическими методами. В рыночной экономике первые ограничены в своем применении и предпочтение отдается вторым. Учитывая, что современные регулирующие методы принимают преимущественно денежную форму, основными методами и инструментами государственного регулирования являются финансовые. Поэтому и система государственного регулирования в значительной мере выступает в форме государственного финансового регулирования.

Финансовое регулирование образует систему, включающую два крупных блока: публичное (государственное и муниципальное) финансовое регулирование и частнохозяйственное (корпоративное) финансовое регулирование (саморегулирование).

Регулируемым объектом первого блока выступает макроэкономика, экономика территорий, социальная сфера и их сектора, второго блока - микроэкономика, ее финансовые потоки в процессе коммерческой и иной хозяйственно-финансовой деятельности организаций (предприятий).

Регулируемыми субъектами являются организации, домашние хозяйства и территориальные органы власти (последние одновременно выступают регулирующим субъектом).

Финансовое регулирование предполагает разработку и реализацию органами публичной власти и органами управления коммерческих организаций специальных мер вмешательства в воспроизводственный процесс и исполнение финансовых планов на макро- и микроуровне соответственно с помощью специальных финансовых механизмов и инструментов. Финансовое регулирование направлено на предотвращение

или устранение стоимостных и иных диспропорций, стимулирование или сдерживание ускоренного развития отдельных сфер, отраслей и видов деятельности, обеспечение развития научно-технического прогресса и социальной сферы путем целенаправленного перераспределения финансовых ресурсов в нужном направлении, в том числе в процессе исполнения и корректировки финансовых планов.

Таким образом, финансовое регулирование - это воздействие на экономические и социальные процессы, направленное на предотвращение возможных или устранение имеющихся диспропорций, обеспечение развития передовых технологий и социальной стабильности, путем концентрации финансовых ресурсов в одних сегментах рынка и ограничения роста объема финансовых ресурсов в других.

Публичное финансовое регулирование представляет собой совокупность действий и мер органов публичной власти, направленных на предотвращение и устранение возникающих рыночных и финансовых диспропорций развития экономики и социальной сферы, угрозы возникновения кризисных ситуаций в отдельных их сегментах путем применения финансовых методов и инструментов стимулирования или ограничения доступа к финансовым ресурсам и концентрации последних на приоритетных направлениях государственной (муниципальной) социально-экономической политики, а также мер оперативного вмешательства в ход исполнения финансовых планов публично-правовых образований.

Государственное финансовое регулирование может выступать в формах стимулирования и сдерживания, прямого и косвенного регулирования. Прямое государственное финансовое регулирование предполагает непосредственное воздействие на регулируемый объект и получение регулируемым субъектом дополнительного финансового эффекта, выгоды (при стимулировании) и ограничение в получении субъектом финансовых ресурсов, выгоды (при сдерживании). Примерами могут служить таможенное и налоговое регулирование, прямая бюджетная поддержка территорий, отраслей, граждан и т.д. Косвенное государственное финансовое регулирование предполагает стимулирование или сдерживание развития одного субъекта (субъектов) через воздействие на другие регулируемые объекты и субъекты. Например, государственное денежно-кредитное, валютное и ценовое регулирование предполагает воздействие на одни элементы или сегменты экономики, а эффект при этом (убыток) получают другие субъекты (экспортеры и импортеры, заемщики и депозитарии, производители и потребители).

Государственное финансовое регулирование основано на использовании различных методов воздействия на объект, к основным из которых можно отнести: денежно-кредитные (включая валютные), ценовые, стабилизационно-инвестиционные, бюджетные (включая межбюджетные, внебюджетные) и налоговые методы.

Виды, формы, методы и инструменты государственного финансового регулирования различаются по укрупненным регулируемым объектам.

1. Государственное финансовое регулирование макроэкономических стоимостных пропорций, секторов рынка и отраслевой структуры экономики.

2. Государственное финансовое регулирование социальной сферы.

3. Государственное финансовое регулирование развития территорий.

Корпоративное финансовое регулирование представляет собой саморегулирующуюся деятельность менеджмента коммерческих организаций в процессе разработки и реализации стратегии и тактики управления денежными потоками, корректировки плановых параметров движения финансовых ресурсов, выявления дополнительных резервов роста доходов и повышения эффективности расходов путем целенаправленного воздействия через финансовые механизмы и инструменты на микровоспроизводственный процесс.

В отличие от государственного (муниципального) финансового управления на уровне предприятий (организаций) сложно провести четкие границы между финансовым регулированием, финансовым планированием и финансовым контролем. Поэтому корпоративное финансовое регулирование тесно переплетается со всеми другими элементами управления финансовыми потоками предприятия. Объектом корпоративного финансового регулирования выступают денежные потоки (финансовые ресурсы) предприятия, обеспечивающие его коммерческую и иную хозяйственно-финансовую деятельность и подлежащие целенаправленному воздействию со стороны органов управления (менеджмента) для получения экономического эффекта (результата).

Важнейшим элементом корпоративного финансового регулирования выступает налоговое регулирование. При высоком уровне налогового бремени экономия на налогах может дать больший эффект, нежели реализация предприятием других менеджерских решений. Механизмами и

методами корпоративного налогового регулирования являются минимизация и оптимизация налогов, налоговое бюджетирование.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: