Светоний и Саллюстий – памфлет или историческое сочинение

Гай Светоний Транквилл (ок. 70 – ок. 140 г.), младший современник Плутарха, возможно, встречавшийся с ним во время пребывания того в Риме; был другом Плиния Младшего; происходил из всаднического сословия; при императоре Адриане занимал должность советника по переписке и потому хорошо знал архивы, что позволило ему в мельчайших деталях воссоздать один из сложнейших периодов истории Рима – эпоху гражданских войн, формирования принципата и события принципата Юлиев – Клавдиев и Флавиев в «Жизни двенадцати цезарей». Первая из биографий – «Божественного Юлия» – начинается словами: «На шестнадцатый год он потерял отца» (это соответствует 87/86 г. до н. э.); завершается труд биографией Домициана Флавия (стал доступен для читателя в 120 г.). Традиционным является восхваление милосердия Октавиана, покончившего с внутренними войнами, но в то же время Светоний оправдывает меры, направленные на предотвращение или подавление мятежей. К примеру, он сообщил, что при Клавдии были изгнаны из Рима иудеи, восставшие «по наущению некоего Христа». Следуя принципу «хороший» или «плохой» правитель тот, кто предал забвению долг гражданина, историк оправдывает убийство Юлия Цезаря, Калигулы, Домициана.

Гай Саллюстий Крисп (86–35 гг. до н. э.) был политическим деятелем, избиравшимся на различные магистратуры; известен он и яркими выступлениями против Цицерона, посланиями к Цезарю, в которых отметил законность и справедливость его деятельности по отношению к гражданам и к провинциалам, сравнив милосердие адресата с периодом диктатуры Суллы. Об идейных противоречиях двух политических деятелей эпохи – Цицерона и Саллюстия – свидетельствует «Инвектива против Цицерона», которая является великолепным примером методов «дискуссии».

Памфлет (от англ. pamphlet) — разновидность художественно-публицистического произведения, обычно направленного против политического строя в целом или его отдельных сторон, против той или иной общественной группы, партии, правительства и т. п., зачастую через разоблачение отдельных их представителей. В Риме обличительно-публицистическое начало проявляется в инвективе (от лат. invehere — бросаться, нападать) — поношении лица или группы лиц. Литературные формы инвективы многообразны: эпиграммы, полемические статьи и речи. Политическая полемика в инвективе принимает характер очернительства конкретного лица. Таково сочинение Саллюстия «Инвектива против Марка Туллия Цицерона» (54 г до н. э.). Инвектива старается уничтожить Цицерона морально как человека и семьянина, как политического деятеля и продажного защитника в суде.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: