Композиционные и языковые особенности научной речи

Композиция- это строение, соотношение и взаимное расположение частей произведения. Любое научное произведение, независимо от области науки и жанра, содержит две композиционно взаимосвязанные содержательные части - описательную (обзорную) и основную. В описательной(обзорной) части отражается ход научного исследования. Во введении дается обоснование актуальности научного исследования, формулируется предмет и избранный метод исследования, излагается история вопроса (если нужно) и ожидаемый результат. В основной части научного произведения освещаются методика и техника исследования, достигнутый результат. Все материалы, не являющиеся насущно важными для понимания проблемы, выносятся в приложение.

Выбор композиции научного произведения, ее детализация зависят от вида решаемой научной задачи, избранного метода исследования, области науки, жанра, традиций, индивидуального стиля автора и т. п.

Вводная часть научного произведения включает следующие элементы:

- обоснование актуальности научного исследования (актуальности проблемы);

- характеристика имеющихся на эту тему теоретических и практических работ; история вопроса исследования;

- выделение конкретного вопроса (предмета исследования);

- выдвижение гипотезы;

- обоснование использования избранной теории (метода);

-предварительное формулирование выводов.

Схема построения заключительной части научного произведения:

- краткое изложение научного исследования;

- окончательная формулировка выводов;

- cписок авторских работ.

Остановимся подробнее на реферативном описании, которое представляет собой изложение системы взглядов или теории, представленные в научных источниках, позволяющее составить объективное суждение о ней на основе данных, которые приводятся составителем реферата. Реферативное описание представляет собой компрессию (сжатие при сохранении основного содержания) источника и должно удовлетворять следующим минимальным условиям: а) отражать основные понятия источника, которые выражены терминами или свойственными источнику специфическими оборотами;

б) отражать главные положения и выводы источника (и его разделов) в том виде, в каком они объективно в нем представлены, максимально близко к тексту; в) отражать композицию и членение (на главы, разделы и т. д.) источника, полностью воспроизводя его смысловую структуру; г) отражать положения и данные, наиболее значимые с точки зрения состояния данной области знания или информационной ценности источника. Таким образом, реферативное изложение представляет собой уменьшенную наглядную модель источника, сохраняющую его строение и пропорции. При реферировании желательно использовать следующий список глаголов:

а) перечисление основных вопросов: автор рассматривает, описывает, анализирует, называет, раскрывает, говорит, разбирает, показывает, излагает, освещает, останавливается, сообщает;

б) обозначение исследовательского или экспериментального материала: автор исследует, высказывает, разрабатывает предположение, доказывает, выдвигает, выясняет, считает, утверждает, полагает;

в) передача определений и градаций, классификация конкретных проблем, вопросов: автор определяет (дает определение), перечисляет (признаки, черты, свойства), характеризует, сравнивает, формулирует, сопоставляет, констатирует;

г) перечисление вопросов, рассматриваемых в первоисточнике попутно: автор касается, замечает, затрагивает, намечает, упоминает;

д) глаголы, передающие слова и мысли, которые автор первоисточника выделяет особо: автор выделяет, отмечает, подчеркивает, утверждает, повторяет, специально останавливается, неоднократно возвращается, обращает внимание, уделяет внимание, концентрирует внимание, заостряет внимание, акцентирует внимание, сосредоточивает внимание;

е) обобщение, подведение итогов: автор делает вывод, подытоживает, приходит к выводу, обобщает, подводит итоги, суммирует;

ж) глаголы, фиксирующие, отмечающие аргументацию автора первоисточника с использованием примеров, цитат, иллюстраций, цифр, всевозможных данных: автор приводит примеры (цифры, таблицы), ссылается, опирается, аргументирует, обосновывает, иллюстрирует, подтверждает, доказывает, сравнивает, соотносит, исходит, противопоставляет, цитирует;

з) выражение позиции автора: автор соглашается (согласен), возражает, спорит, опровергает, полемизирует, критикует, расходится во взглядах, выдвигает (приводит) возражения, аргументы, доказательства.


Модель реферата научной статьи

1. Вводная часть реферата В статье «…», помещенной в журнале «…» №… за … год, рассматриваются вопросы (проблемы, пути, методы) Автор статьи – известный ученый… Статья называется; носит название; под названием; озаглавлена; под заголовком; опубликована в
2. Тема статьи, ее общая характеристика Тема статьи - …; Статья посвящена вопросу… Статья представляет собой обобщение; изложение; описание; анализ; обзор
3.Проблема статьи В статье речь идет (о чем?); говорится (о чем?); рассматривается (что?); дается оценка (чему?); (чегоСущность проблемы сводится (к чему?); заключается (в чем?); состоит (в чем?).
4.Композиция статьи Статья делится на … части (-ей); состоит из … частей; начинается (с чего?); заканчивается (чем?)
5.Описание основного содержания статьи Во введении формулируется (что?); дается определение (чего?). В начале статьи определяются цель; задачи. Далее дается общая характеристика проблемы исследования. В основной части излагается (что?); приводится аргументация (чего? в пользу чего? против чего?), дается обобщение (чего?) научное описание (чего?). В статье также затронуты такие вопросы, как…;
6.Иллюстрация автором своих положений Автор приводит пример(ы), подтверждающие…; ссылается на факты, иллюстрирующие цифры,.. положения,.. данные…;
7.Заключение, выводы автора Автор приходит к выводу, что…; делает вывод…; подводит нас к заключению…; подводит итог…; В конце статьи подводятся итоги (чего?). Сущность вышеизложенного сводится к (следующему)…
8.Выводы и оценки референта В итоге можно сказать…; необходимо подчеркнуть…; хотелось бы отметить…; Таким образом, в статье нашло отражение…; убедительно доказано…; получили исчерпывающее освещение…; Оценивая работу в целом, можно утверждать…; Безусловной заслугой автора является… Заслуга автора состоит, заключается (в чем?). Основная ценность работы состоит, заключается (в чем?) Нельзя не согласится с…

Таким образом, любой научный текст имеет стандартную трехчастную структуру: введение, основная часть, заключение. В основной части базовые микротемы соответствуют типам текста «описание», «повествование», «рассуждение», оценка. Для научного стиля характерны следующие языковые средства:

а) на уровне лексики: насыщенность терминами данной науки; использование слов с абстрактным значением: закон, число, свойство; отглагольных существительных со значением действия: переработка, использование; употребление слов в прямых значениях, отсутствие образности; частое использование лексических средств, указывающих на связь и последовательность мыслей: сначала, прежде всего, во-первых, следовательно, наоборот, потому что, поэтому;

б) на уровне морфологии: специальные приемы авторизации: авторское «мы», неопределенно-личные (Считают, что...) и безличные конструкции (Известно, что...; Представляется необходимым...), использование причастий и деепричастий и оборотов с ними;

в) на уровне синтаксиса: употребление сложных предложений с использованием союзов, указывающих на связь явлений; отсутствие восклицательных предложений, незначительное употребление вопросительных предложений; частые цитаты, ссылки; использование в качестве компонентов текста формул, графиков, схем.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: