Развитие риторики в средние века

Главной особенностью средневековой культуры является ее глубокая и очень сложная взаимо­связь с религией. Система религиозного мировоззрения наложила свой отпечаток на все достижения того времени, в том числе и на ораторское искусство.

К числу знаменитых религиозных проповедников отно­сят епископа г. Кесарии в Малой Азии Василия Великого (ок. 330-379); епископа Константинополя Иоанна Злато­уста (ок. 350-407), чье имя стало нарицательным для обозначения красноречивого оратора; епископа г. Гиппон в Северной Африке Августина Блаженного (354-430), ко­торый использовал достижения формальной риторики; испанского архиепископа Исидора Севильского (560—635); англосаксонского летописца и монаха Беды Достопочтен­ного (673-735), уделявшего много внимания фигурам и тропам. В период позднего средневековья громадное влияние на современников оказывали речи настоятеля монастыря до­миниканцев во Флоренции Савонаролы (1452-1498). Он выступал против тирании Медичи, обличал папство, при­зывал церковь к аскетизму.

С появлением средневековых университетов в XI—XII ве­ках зарождается университетское красноречие, которое тоже не могло развиваться свободно от церкви. Господствующее положение в науке занимала схоластика (от греч. scholastikos - школьный, ученый), религиозная философия. Наиболее характерными чертами ее было стремление опи­раться на «авторитеты», главным образом церковные, и полное пренебрежение к опыту. Свои доказательства схо­ласты черпали, прежде всего, из «священного писания».

Самое яркое выражение схоластика нашла в сочинени­ях католического богослова XIII в. Фомы Аквинского, заявлявшего, что всякое познание является грехом, если только оно не имеет своей целью познание Бога.

ВОЗРОЖДЕНИЕ РИТОРИЧЕСКИХ ИДЕАЛОВ В ЭПОХУ ВОЗРОЖДЕНИЯ


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: