Главной особенностью средневековой культуры является ее глубокая и очень сложная взаимосвязь с религией. Система религиозного мировоззрения наложила свой отпечаток на все достижения того времени, в том числе и на ораторское искусство.
К числу знаменитых религиозных проповедников относят епископа г. Кесарии в Малой Азии Василия Великого (ок. 330-379); епископа Константинополя Иоанна Златоуста (ок. 350-407), чье имя стало нарицательным для обозначения красноречивого оратора; епископа г. Гиппон в Северной Африке Августина Блаженного (354-430), который использовал достижения формальной риторики; испанского архиепископа Исидора Севильского (560—635); англосаксонского летописца и монаха Беды Достопочтенного (673-735), уделявшего много внимания фигурам и тропам. В период позднего средневековья громадное влияние на современников оказывали речи настоятеля монастыря доминиканцев во Флоренции Савонаролы (1452-1498). Он выступал против тирании Медичи, обличал папство, призывал церковь к аскетизму.
|
|
С появлением средневековых университетов в XI—XII веках зарождается университетское красноречие, которое тоже не могло развиваться свободно от церкви. Господствующее положение в науке занимала схоластика (от греч. scholastikos - школьный, ученый), религиозная философия. Наиболее характерными чертами ее было стремление опираться на «авторитеты», главным образом церковные, и полное пренебрежение к опыту. Свои доказательства схоласты черпали, прежде всего, из «священного писания».
Самое яркое выражение схоластика нашла в сочинениях католического богослова XIII в. Фомы Аквинского, заявлявшего, что всякое познание является грехом, если только оно не имеет своей целью познание Бога.
ВОЗРОЖДЕНИЕ РИТОРИЧЕСКИХ ИДЕАЛОВ В ЭПОХУ ВОЗРОЖДЕНИЯ