Главным выражением произошедшего в культуре величайшего переворота становится гуманизм (от лат. homo — человек, humanus — человеческий). На первый план выдвигается человек как личность. Важное значение для формирования культуры Возрождения имело обращение к великому реалистическому наследию античности. Возрождение освободило ораторское искусство от религиозно-схоластических пут и способствовало его дальнейшему развитию. Большое влияние на искусство слова оказали вожди реформации (Мартин Лютер в Германии; Жан Кальвин во Франции; Ульрих Цвингли в Швейцарии), а также руководители крестьянских войн (Гильом Каль во Франции; Джон Болл и Уот Тайлер в Англии; Ян Гус и Ян Жижка в Чехии; Томас Мюнцер в Германии и др.).
Светский характер приобретает судебное красноречие. Значительно усиливается авторитет римского права. Громадное влияние и авторитет приобретает Цицерон, ставший для судебных деятелей идеалом, к которому надо стремиться. Появляются труды по теории судебного красноречия, например, «Диалог об ораторах» Луазеля.
Начинает развиваться торговое, парламентское, военное красноречие. Значительно расширяется круг проблем, которые стали предметом ораторских речей. Это вопросы политики, права, экономики, нравственности, религии. Риторика отходит от латинских учебных пособий, обогащается живой национальной речью.
Начиная с эпохи Возрождения, доминантой всех европейских национальных элементов развития риторики, по мнению специалистов, является ее «литературизация».
Постепенно формируются логическое и собственно художественное, стилистическое направления в риторике, что определяло ее тяготение, с одной стороны, к грамматике, а с другой - к поэтике
Ораторское искусство становится неотъемлемой частью культуры нового времени.
СУДЬБА РИТОРИКИ В НОВОЕ ВРЕМЯ
Эпоха Нового времени включает периоды Реформации, Просвещения, эпоху буржуазных революций. Активно развивается педагогическая риторика, основ которой заложены в работах Вольтера, Руссо. В эпоху Реформации совершенствуется парламентское красноречие.
Эпоха буржуазных революций явилась толчком для развития агитационного и митингового красноречия. Публичное слово стало лаконичным, жестким. Риторика была объявлена ненужной как наука, обучающая сложной доказательности. На смену силе слова пришла сила оружия.
Французский идеолог Монтень писал: «Долой красноречие, которое привлекает внимание только к себе самому». Все привело только к тому, что риторика остановилась в своем развитии. У общества исчезла потребность в ней. Гибель риторики как науки произошла во второй половине 19 века.