Оценим конкурентные преимущества ООО «Эгида».
Рассчитаем уровень качества управления организацией, используя данные табл.29.
Таблица 29
Исходные данные для расчета уровня качества системы управления ООО «Эгида»
Факторы качества системы управления | Весомость фактора (αі) | Значение факторов | |
нормативное | Фактическое | ||
Удельный вес управленческого персонала и специалистов организации, имеющих ученую степень по данной сфере деятельности, % | 0,30 | 0,1 | - |
Количество и глубина применяемых к управлению научных подходов | 0,25 | ||
Средняя образованность всего персонала, лет | 0,20 | ||
Текучесть управленческого персонала организации, % | 0,15 | ||
Уровень автоматизации управления организацией, доли единицы | 0,10 | 0,80 | 0,60 |
Таблица 30
Уровень качества системы управления организацией
Наименование показателя | Формула расчета | Рекомендованное значение и комментарии |
Уровень качества системы управления организацией | где αi – весомость фактора качества системы управления; ∑αi = 1, 0; Пфi – фактическое значение i-го фактора качества; Пнi – нормативное значение i-го фактора качества. |
Подставив данные из табл.30. в формулу получим:
|
|
К упр = 0,25* 7/20 + 0,20*10/15 + 0,15*15/12 + 0,1*0,60/0,8 = 0,48
При расчете влияния на качество текучести управленческого персонала нормативное значение фактора поделено на фактическое, поскольку с увеличением текучести качество в принципе снижается.
Расчет уровня качества системы управления ниже норматива на 52%. В этой связи все факторы качества необходимо улучшать. Но особо необходимо обращать внимание на низкое качество управленческого решения, принимаемое на основе поверхностного изучения научных подходов к управлению.
Целесообразно оценить конкурентные преимущества ООО «Эгида» и сравнить их с предприятиями-конкурентами.
Определим весомость факторов конкурентного преимущества: качество продукции – 0,2; цена – 0,2; состояние материально-технической базы – 0,1; месторасположение – 0,1; имидж – 0,1; маркетинг (реклама) – 0,1; качество послепродажных услуг – 0,1; широкий спектр услуг – 0,1
Оценивать факторы конкурентного преимущества будем от 1 до 10 баллов.
Таблица 31
Конкурентные преимущества ООО «Эгида» и ее конкурентов
Фактор | Удельный вес | ЗАО «Мебельком» | ООО «Уют НН» | ООО «Эгида» | ООО «Сфера-НН» |
1. Качество продукции | 0,2 | 1,2 | 1,4 | 1,6 | 2,0 |
2. Цена | 0,2 | 1,2 | 1,4 | 1,4 | 1,8 |
3. Состояние материально-технической базы | 0,1 | 0,5 | 0,7 | 0,8 | 0,9 |
4.Место-расположение | 0,1 | 0,5 | 0,7 | 0,7 | 0,7 |
5. Имидж | 0,1 | 0.5 | 0,7 | 0,8 | 0,9 |
6. Маркетинг (реклама) | 0,1 | 0,6 | 0,7 | 0,7 | 0,9 |
7. Качество послепродажных услуг | 0,1 | 0,7 | 0,8 | 0,8 | 0,8 |
8. Широкий спектр услуг | 0,1 | 0,6 | 0,7 | 0,7 | 0,8 |
Итого: | 5,8 | 7,1 | 7,5 | 8,8 |
Конкурентное преимущество в качестве продукции является основным на предприятии и в этой связи следует отметить, что вес этого преимущества у ООО «Эгида» значительный по сравнению с такими конкурентами как ЗАО «Мебельком» и ООО «Уют НН», однако, он значительно меньше, чем у ООО «Сфера-НН».
|
|
Состояние материально-технической базы ООО «Эгида» намного лучше, чем у ЗАО «Мебельком», и наравне с ООО «Уют НН», однако следует отметить, что происходит медленная замена старого оборудования. Необходимо выделить хорошее состояние материально-технической базы ООО «Сфера-НН».
Месторасположение ООО «Эгида» очень выгодное. ООО «Эгида» принимает участие в различных международных выставках, ярмарках, которые проводятся в Москве. Имидж у ООО «Эгида» благоприятный, однако, о нем мало кому известно.
ООО «Эгида» предлагает довольно широкий спектр продукции. Общий вес конкурентных преимуществ ООО «Эгида» составляет 7,5, тогда как у его конкурентов ЗАО «Мебельком» - 5,8, ООО «Уют НН» - 7,1. Однако наибольший вес у ООО «Сфера-НН» - 8,8.
Следует отметить, что необходимо поддерживать имеющиеся преимущества, то есть необходимо улучшить состояние материально-технической базы ООО «Эгида», поскольку коэффициент износа составляет 0,5 и развивать новые конкурентные преимущества для повышения эффективности деятельности предприятия.
Рассмотрим конкурентоспособность продукции ООО «Эгида».
В этих целях создадим экспертную группу из высококвалифицированных специалистов численностью не менее 5-ти человек.
Таблица 32
Оценка конкурентоспособности продукции ООО «Эгида»
Эксперт | Оценка экспертов | |||
Качество продукции | Цена продукции | Доброжелательность персонала | Эксплуатационные затраты | |
1Директор | ||||
2. Заместитель | ||||
3. Заместитель по финансам | ||||
4. Помощник директора | ||||
5. Экономист | ||||
Сумма балов | ||||
Средний бал | 3,6 | 3,2 | 3,8 | 3,4 |
Сформируем система балов, включающая факторы оценки конкурентоспособности, количество балов и весомость факторов.
Система баллов устанавливает, что каждому фактору конкурентоспособности эксперт может присвоить от 1 до 5 баллов. Весомость факторов равна 4 из 5-ти для качества услуги, 3 из 5-ти для цены услуги, 2 из 5-ти для доброжелательности персонала и 1 из 5-ти для эксплуатационных затраты.
Таблица 33
Коэффициент конкурентоспособности продукции
Наименование показателя | Формула расчета | Рекомендованное значение и комментарии | |||||||||||||||
Конкурентоспособность продукции |
| где Ку — конкурентоспособность продукции (значение колеблется от 2 до 10) n – количество экспертов; Бij — экспертная оценка i-м экспертом j-го фактора конкурентоспособности услуги; аj — весомость j-го фактора (от 4 до 1); Ом — максимальная оценка фактора – 5. |
Расчет конкурентоспособности продукции соответственно составит:
(3+4+3+4+4): 5 (3+3+3+3+4): 5
Ку = ———————— х 4 + ———————— х 3 +
5 5
(4+4+3+4+4): 5 (3+4+3+4+3): 5
+ ———————— х 2 + ————————— х 1=
5 5
= 2,88 +1,92 + 1,52 + 0,68 =7,0
Таким образом, экспертная оценка конкурентоспособности предприятия составила 7 баллов из 10, т. е. у ООО «Эгида» имеются значительные резервы (30%) повышения конкурентоспособности по всем направлениям.