Анализ конкурентной позиции предприятия

Оценим конкурентные преимущества ООО «Эгида».

Рассчитаем уровень качества управления организацией, используя данные табл.29.

Таблица 29

Исходные данные для расчета уровня качества системы управления ООО «Эгида»

Факторы качества системы управления Весомость фактора (αі) Значение факторов
нормативное Фактическое
Удельный вес управленческого персонала и специалистов организации, имеющих ученую степень по данной сфере деятельности, % 0,30 0,1 -
Количество и глубина применяемых к управлению научных подходов 0,25    
Средняя образованность всего персонала, лет 0,20    
Текучесть управленческого персонала организации, % 0,15    
Уровень автоматизации управления организацией, доли единицы 0,10 0,80 0,60

Таблица 30

Уровень качества системы управления организацией

Наименование показателя Формула расчета Рекомендованное значение и комментарии
Уровень качества системы управления организацией где αi – весомость фактора качества системы управления; ∑αi = 1, 0; Пфi – фактическое значение i-го фактора качества; Пнi – нормативное значение i-го фактора качества.

Подставив данные из табл.30. в формулу получим:

К упр = 0,25* 7/20 + 0,20*10/15 + 0,15*15/12 + 0,1*0,60/0,8 = 0,48

При расчете влияния на качество текучести управленческого персонала нормативное значение фактора поделено на фактическое, поскольку с увеличением текучести качество в принципе снижается.

Расчет уровня качества системы управления ниже норматива на 52%. В этой связи все факторы качества необходимо улучшать. Но особо необходимо обращать внимание на низкое качество управленческого решения, принимаемое на основе поверхностного изучения научных подходов к управлению.

Целесообразно оценить конкурентные преимущества ООО «Эгида» и сравнить их с предприятиями-конкурентами.

Определим весомость факторов конкурентного преимущества: качество продукции – 0,2; цена – 0,2; состояние материально-технической базы – 0,1; месторасположение – 0,1; имидж – 0,1; маркетинг (реклама) – 0,1; качество послепродажных услуг – 0,1; широкий спектр услуг – 0,1

Оценивать факторы конкурентного преимущества будем от 1 до 10 баллов.


Таблица 31

Конкурентные преимущества ООО «Эгида» и ее конкурентов

Фактор Удельный вес ЗАО «Мебельком» ООО «Уют НН» ООО «Эгида» ООО «Сфера-НН»
           
1. Качество продукции 0,2 1,2 1,4 1,6 2,0
2. Цена 0,2 1,2 1,4 1,4 1,8
3. Состояние материально-технической базы 0,1 0,5 0,7 0,8 0,9
4.Место-расположение 0,1 0,5 0,7 0,7 0,7
5. Имидж 0,1 0.5 0,7 0,8 0,9
6. Маркетинг (реклама) 0,1 0,6 0,7 0,7 0,9
7. Качество послепродажных услуг 0,1 0,7 0,8 0,8 0,8
8. Широкий спектр услуг 0,1 0,6 0,7 0,7 0,8
Итого:   5,8 7,1 7,5 8,8

Конкурентное преимущество в качестве продукции является основным на предприятии и в этой связи следует отметить, что вес этого преимущества у ООО «Эгида» значительный по сравнению с такими конкурентами как ЗАО «Мебельком» и ООО «Уют НН», однако, он значительно меньше, чем у ООО «Сфера-НН».

Состояние материально-технической базы ООО «Эгида» намного лучше, чем у ЗАО «Мебельком», и наравне с ООО «Уют НН», однако следует отметить, что происходит медленная замена старого оборудования. Необходимо выделить хорошее состояние материально-технической базы ООО «Сфера-НН».

Месторасположение ООО «Эгида» очень выгодное. ООО «Эгида» принимает участие в различных международных выставках, ярмарках, которые проводятся в Москве. Имидж у ООО «Эгида» благоприятный, однако, о нем мало кому известно.

ООО «Эгида» предлагает довольно широкий спектр продукции. Общий вес конкурентных преимуществ ООО «Эгида» составляет 7,5, тогда как у его конкурентов ЗАО «Мебельком» - 5,8, ООО «Уют НН» - 7,1. Однако наибольший вес у ООО «Сфера-НН» - 8,8.

Следует отметить, что необходимо поддерживать имеющиеся преимущества, то есть необходимо улучшить состояние материально-технической базы ООО «Эгида», поскольку коэффициент износа составляет 0,5 и развивать новые конкурентные преимущества для повышения эффективности деятельности предприятия.

Рассмотрим конкурентоспособность продукции ООО «Эгида».

В этих целях создадим экспертную группу из высококвалифицированных специалистов численностью не менее 5-ти человек.

Таблица 32

Оценка конкурентоспособности продукции ООО «Эгида»

Эксперт Оценка экспертов
Качество продукции Цена продукции Доброжелательность персонала Эксплуатационные затраты
1Директор        
2. Заместитель        
3. Заместитель по финансам        
4. Помощник директора        
5. Экономист        
Сумма балов        
Средний бал 3,6 3,2 3,8 3,4

Сформируем система балов, включающая факторы оценки конкурентоспособности, количество балов и весомость факторов.

Система баллов устанавливает, что каждому фактору конкурентоспособности эксперт может присвоить от 1 до 5 баллов. Весомость факторов равна 4 из 5-ти для качества услуги, 3 из 5-ти для цены услуги, 2 из 5-ти для доброжелательности персонала и 1 из 5-ти для эксплуатационных затраты.

Таблица 33

Коэффициент конкурентоспособности продукции

Наименование показателя Формула расчета Рекомендованное значение и комментарии
Конкурентоспособность продукции
  n  
  ∑Б ij: n  
Ку = ─────── х а j,
  Ом  
     
где Ку — конкурентоспособность продукции (значение колеблется от 2 до 10) n – количество экспертов; Бij — экспертная оценка i-м экспертом j-го фактора конкурентоспособности услуги; аj — весомость j-го фактора (от 4 до 1); Ом — максимальная оценка фактора – 5.

Расчет конкурентоспособности продукции соответственно составит:

(3+4+3+4+4): 5 (3+3+3+3+4): 5

Ку = ———————— х 4 + ———————— х 3 +

5 5

(4+4+3+4+4): 5 (3+4+3+4+3): 5

+ ———————— х 2 + ————————— х 1=

5 5

= 2,88 +1,92 + 1,52 + 0,68 =7,0

Таким образом, экспертная оценка конкурентоспособности предприятия составила 7 баллов из 10, т. е. у ООО «Эгида» имеются значительные резервы (30%) повышения конкурентоспособности по всем направлениям.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: