Очерк истории риторики

1. Истоки.

Риторика возникла приблизительно в У в до н.э. как ответ на практическую потребность общества. Политические вопросы в нем решались в Народном собрании; публично, при большом стечении народа, совершался суд; многолюдны бывали празднества, дружеские встречи.

Ораторское мастерство развивалось на фоне и в благотворном окружении древнегреческой литературы У1-Ш вв. до н.э., назовем «Труды и дни» Гесиода, басни Эзопа, лирическую поэзию, трагедии Эсхила, Софокла, Еврипида, комедии Аристофана, историографию Геродота, Фукидида, Ксенофонта. На это же время приходится расцвет театра, создание несравненных шедевров архитектуры, скульптуры (Фидий, Пракситель, Мирон). Это было время расцвета философии: ранние натурфилософские школы в различных областях Великой Греции, образы высокой классики афинских мудрецов Сократа, Платона, Аристотеля.

А.Ф. Лосев, мыслитель ХХ в., крупнейший исследователь античной культуры, отметил «небывалый культ слова» в Греции этого периода, его обожествление.

С самого начала риторика развивалась и как искусство, и как наука. Создание книг по риторике было необходимо в образовательных целях: лидерами здесь были риторические шк5олы (Сиракузы, Аттика, Афины), в них принимали мальчиков 7 лет и обучали до 21 года. Преподавались философия, логика, литература, язык, математика, причем риторика была ведущим предметом, и не удивительно, что первые риторические трактаты были написаны ораторами, возглавлявшими такие школы.

Первым среди них обычно называют Горгия – философа-софиста. В диалоге Платона «Горгий» изложены основные научные позиции этого ритора. Горгий много странствовал, преподавая риторику и сочиняя речи для олимпийских и дельфийских празднеств. Ему принадлежит изречение: «Слово есть великий властелин, который, обладая малым и совершенно незаметным телом, совершает чудеснейшие дела. Ибо оно может и страх изгнать, и печаль уничтожить, и радость вселить, и сострадание пробудить…»

Эллинская традиция расценивала риторику как науку убеждать словом, мастерством речи. По мнению эллинов – риторов, у риторики триединая основа: нравственность, мудрость и артистизм; ценились также образованность, культура и талант оратора. Правда, позднее Цицерон скажет: «Поэтами рождаются, ораторами становятся», - но и сам он был, несомненно, бесконечно одарен от природы.

Старую, или каноническую, риторику делили на пять частей:

а) инвенция – в русском переводе «изобретение мыслей», или подготовка содержания речи;

б) диспозиция, или композиция, в русских риториках – расположение;

в) элокуция и орнамента – выражение и украшение; последняя – самая объемная часть – впоследствии приобрела ведущую роль (выбор средств языка, стили, культура речи, поэтика);

г) мемориа – запоминание подготовленного текста, тренировка памяти, её высокой готовности;

д) акция, или исполнение, - безупречное владение речью, мастерство устной выразительности, умение держаться, жесты и пр.

Традиции древности прослеживали такие связи риторики:

с логикой – рассуждение, доказательство, аргументация, законы мышления;

с философией – мораль, нравственные проблемы: добро и зло, счастье и страдание, мировоззренческие проблемы.

с политикой - проблемы власти и свободы, собственности, войны и мира;

с юриспруденцией – права и обязанности человека, судебная практика;

с филологией – язык, его средства, стили, выразительность речи, просодия, литература, поэтика, жанры, театр.

Остро ставился вопрос ценности истины – эллины были тверды в своей позиции: как известно, Сократ, Демосфен предпочли смерть отказу своих убеждений.

«Риторика» Аристотеля

Автор «Метафизики», «Логика», «Политика», «Поэтики», «Аналитики» написал и наиболее значительный для своего времени труд в трёх книгах – «Риторику», охватив, таким образом, мир разума и духовного богатства человека.

Цель науки красноречия Аристотель видит в служении добру и человеческому счастью, последнему он отводит особенно много места, расценивает его как «благополучие, окрыленное добродетелью». Критерии счастья – уважение среди людей, успех любимого дела, дружная семья, наконец, главное – «иметь хорошего, близкого друга».

Аристотель пишет о качествах, необходимых оратору; это – высокая образованность, общественная активность, уважаемая народом должность, государственные заслуги, мастерство речи, безупречная честность. На многих страницах он рассуждает о нравственном праве оратора заранее готовиться к выступлению перед людьми, которые не вооружены ораторским умением, риторическими знаниями, т.е. в этом отношении не равны с выступающим перед ними.

Само государство он рассматривает как систему речевого взаимодействия, в этом смысле семья и государство идентичны. Способность речи, по Аристотелю, отличает человека «от прочих животных», речь создает и семью и государство, следовательно, риторика – учение об обществе и управлении им. Во многом риторика, по Аристотелю, - больше социальная наука, чем филологическая: в риторике он соединял все отрасли наук о человеке.

Собственно красноречие у Аристотеля подразделялось на совещательные речи (их цель – одобрять или отклонять что-либо), судебные (их цель – обвинять или оправдывать), и эпидейктические (их задача – хвалить или порицать). Внутри этого членения выделялись и другие области применения риторики.

Так, афинская демократия способствовала развитию политического красноречия: примером могут служить знаменитые «филиппики» Демосфена, направленные против агрессивной политики македонского царя Филиппа П. Высоко было развито и педагогическое красноречие, особенно в философских школах. Непревзойденным мастером учебного диалога был Сократ, его метод получил название сократического: если его ученик терял логическую цепь в рассуждении, Сократ не поправлял его, а давал возможность самому убедиться в абсурдности своих выводов.

В «Риторике» Аристотеля немалое внимание уделено дружеской беседе, обогащающей соучастников, приносящей радость. Внимание к интимному общению намечает отход от традиций официальной атмосферы риторического действия. Не обойдена вниманием и деловая речь, связанная с составлением документов, текстов законов, договоров, с торговыми отношениями и пр.

Аристотель создал учение об эпосе, логосе и пафосе – основных категориях научной риторики.

Этос – это уместность речи, её соответствие нравственным ожиданиям слушателей, которые могут принять эту речь или отвергнуть. В этом тезисе подразумевается уважение к слушателям, обращение к адресату, сказали бы мы сегодня.

Пафос - это замысел создателя речи, развиваемый перед слушателями. В этом тезисе сосредоточена позиция говорящего, его убеждения.

Логос – словесные, языковые средства, а также логика, их оратор использует для достижения цели, для убеждения.

Всяки вид речи (судебная, совещательная, эпидейктическая) есть неизбежное единство эпоса, пафоса и логоса. Все три вида речи выступают в единстве, во взаимодействии. Так, в речи судебной этос – это народный суд, действительно имевший место в Афинах, это диалог, в котором должна восторжествовать справедливость. Пафос – стремление выяснить правду, добиться ясной картины отношений сторон. Логос имеет свою цель: все передать точно и ясно, выразить обстоятельства спора с предельной безупречностью мысли и словесного оформления.

Риторика обращена не к очевидному, а к вероятному или возможному. Вероятное важнее уже известного. Риторика соединяет прошлое с будущим. Плоха риторика, которая оказывает давление на слушающего. Она обогащает, а не ограничивает.

Риторика наряду с философией должна быть основным предметом образования; сам трактат «Риторика» - это и курс этой науки, и философское обобщение достигнутого, и произведение искусства, образец научного творчества.

Риторика в Риме: Цицерон, Квинтилиан.

Рим, завоеватель Греции, ревностно перенимал эллинскую культуру; и поэтический дар, и науки, и риторическое мастерство ценились чрезвычайно высоко. Риторические школы в Риме достигли расцвета, непревзойденными ораторами и поныне признаются Марк Туллий Цицерон, Юлий Цезарь, Марк Юний Брут.

Однако в римский период усилились прагматические тенденции. Во-первых, повысился социальный статус оратора, признание его роли в социальной жизни достигло необычайной высоты. Именно в это время созданы целые трактаты об ораторе. Высший пример этого – М.Т. Цицерон (106-43 гг. до н.э.) совместил в себе мастерство и оратора, и поэта, и государственного деятеля, и ученость ритора. Его труды – «Об ораторе», «Оратор», «Брут». Он и философ, и автор трактатов «О судьбе», «О природе богов». Цицерон утверждает: свойства оратора – активность, смелость, общительность, разносторонность интересов, оратор – мыслитель, а в тревожных ситуациях – воин.

Во-вторых – это повышение роли правил, подготовки в области красноречия. Знание риторических приемов и длительные упражнения необходимы: умение завоевать внимание слушателей, их доверие обеспечат успех. Эта линия в римской риторике особенно тщательно разработана Марком Фаблем Квинтилианом (около 36-96 гг. н.э.)

В-третьих – эстетический фактор в мастерстве красноречия. Цицерон пишет: «Перед кем же люди трепещут? На кого взирают, потрясенные, когда он говорит? Кем восторгаются? Кого считают чуть ли не богом среди людей? Того, кто говорит стройно, блистая яркими словами и яркими образами, вводя даже в самую прозу некий стихотворный размер, одним словом, красиво» (Цицерон М.Т. Три трактата об ораторском искусстве. – М., 1972.-С.472). Хорошая, совершенная, украшенная речь в этот период ценится всё выше. Особенно Цицерон ценит контрастные фигуры, лаконичность речи, многообразие интонации, ритмику речи, иносказания, намёк. Его речи возбуждали мысль слушателей, как бы наталкивали их на понимание глубинного смысла. Он наметил основные линии воспитания оратора: известно, что у него была своя ораторская школа, он и руководил ею, и преподавал (его ученикам можно было позавидовать).

В-четвертых, Цицерон по-новому подходил к философским основам риторики, распространяя её функции в познании; более того, - ставил её во главе всех вещей, законов природы, обязанностей людей, ибо знание всех этих вещей входит в жизнь людей через речь. При этом красноречие понимается как умение обо всем сказать ясно, точно, убедительно и красиво. В сущности, он приближается к современному пониманию когнитивной (познавательно-коммуникативной) роли языка и речи. Талант философа был признан за Цицероном не только в среде современников: средневековые монахи тщательно переписывали его труды, не видя в них вреда, и сам Августин Блаженный в У в. писал, что Туллий был тем, кем философия на латинском языке была начата и закончена.

Как оратор, ритор и мыслитель Цицерон отразил своё бурное время. Может быть, он не достиг глубины и широты Платона, но достойно представил свою эпоху и римскую культуру.

Наиболее полный и глубокий курс риторики дал М.Ф. Квинтилиан в труде «Об образовании оратора» из 12 книг.

Труд Квинтилиана не только всеобъемлющ, но и удивительно богат деталями: он дал наиболее полный перечень тропов с их характеристиками, раскрыл связи риторики с литературой, логикой, усилил внимание к памяти, видам построения текста. Автор разработал программы обучения, методы тренировки обучаемых, дал перечень ситуаций жизни, побуждающих человека к речи, к высказываниям. Он дал рекомендации к построению фразы, диалогов различных типов, аргументации, приведению примеров. Не обойдены вниманием проблемы воспитания – физического, нравственного, общекультурного. Сущность риторики, по Квинтилиану, - союз мысли и слова.

Таким образом, к началу новой эры в теоретической риторике были осознаны, а во многом и определены и разработаны её проблемы:

1) предмет риторики – красноречие и - шире – речь;

2) функция риторики – убеждение средствами мастерства речи, языковой культуры;

3) типы речи и сферы применения красноречия;

4) личностные качества говорящего; его позиция, учёт адресата, а от части и позиция самого адресата;

5) ступени ораторского действия: предмет и мысленная основа высказывания, его построение, языковое выражение, память и, наконец, исполнение;

6) доведение перечисленного до уровня мастерства и даже искусства, особенно в части средств языкового оформления;

7) основы оценки и самооценки речи и её результативности.

Раннее христианство. Гомилетика.

Первая реакция идеологов христианства на риторику была резко отрицательная, как на языческую науку и культуру. Но уже к Ш - 1У вв. наступило сознание того факта, что само христианское учение – суть лучшие, высокоталантливые образцы красноречия, восходящие к своему идеальному источнику – учению и заповедям Иисуса Христа.

Учение, заложенное в Евангелии, стало основой гомилетики – теории и искусства проповеди: в 10-й главе Евангелия от Матфея рассказывается, как Христос, собрав своих учеников – апостолов, дает им задание, развивает перед ними программу их проповеднической деятельности. Он посылает их к заблудшим овцам дома Израилева; проповедники должны быть скромны и не пытаться быть выше своего учителя; они сами выбирают своих слушателей – это должны быть достойные люди. «Будьте мудры, как змеи, и просты, как голуби, - напутствуют их Христос. – Не вы будете говорить, но дух Отца вашего будет говорить в вас». Проповедник несёт людям новый идеал – «приближение Царства небесного».

Гомилетика формирует новый тип оратора, проповедника – бескорыстного, самоотверженного, полного сострадания к ближнему, абсолютно убежденного в своей правоте, чувствующего себя защищенным силой самого Бога. Он должен быть готов к гонениям, страданиям, мукам за свою проповедь, но верить в высшую награду.

Содержание проповеди уже дано апостолу во многих прошедших беседах с Учителем. Проповедник должен знать, что граница веры в это новое учение, может быть, пройдет через семью, разделит сына и отца. И к этому он должен быть готов… Известно, что такой тип ораторов, проповедников учения Христа, действительно был, и не только в 1-П вв. н.э., в годы преследования христиан римлянами, когда выдвинулись тысячи проповедников, растерзанных, замученных; были они и в более поздние времена. Много из этого учения взяли на своё вооружение и другие борцы за истину, за справедливость, как они её понимали…

И в прошлом, и в наши дни в среде духовенства высказывались возражения против использования риторических приёмов, фигур и тропов, ибо учение Христа сильно своей истиной, в украшениях не нуждается. Но ведь сама практика духовной проповеди и богослужения не чуждается этих средств. И сама Библия, и тексты молитв не лишены этих риторических приёмов, более того, они могут служить примером риторического мастерства, например псалмы Давида, «Екклезиаст», «Песня песней Соломона».

Многие тексты и формы обращения, речи, введённые в церковную традицию и хранимые ею, способствуют обогащению духовного мира людей, пробуждению их нравственного чувства, совести, человечности. Это молитва, идущая от души, обращенная верующим к высшей справедливости, это исповедь как высшее очищение душевного мира, как покаяние, как преодоление в себе зла.

Европейские страны (на примере Франции)

Античное риторическое учени6е5, как и многие основы культуры, было унаследовано странами, входившими в состав Римской империи. Но первое тысячелетие не принесло значительных нововведений в теорию и практику красноречия, если не считать гомилетику, описанную нами выше.

В начале второго тысячелетия формируется в первых университетах строгая, логически выверенная речь: это лекции профессоров, виртуозно выстроенные диспуты. Эта изощренная дискуссионная речь (подчас на одиозные темы – с нашей современной точки зрения) получила название схоластики … в наши дни так обозначают бесплодное умствование, оторванное от жизни. Но эта презрительная формула далеко не всегда справедлива: в схоластической форме складывалось академическое красноречие, достигшее к ХУ111 – Х1Х вв. высочайшего уровня. К ХХ в. академическое красноречие насчитывает десятки тщательно отработанных форм: лекции и целые лекционные курсы, семинары, обсуждения заблаговременно поставленных проблем, защита курсовых и дипломных проектов, магистерских и докторских диссертаций, доклады на научных конференциях и т.д. Тщательно отрабатывается система общения студентов и начинающих ученых с профессорами, академиками в беседах, на консультациях, зачетах и экзаменах, в устной и письменной формах, выступления студентов на различных собраниях в университете и вне его, на практике.

Эпоха абсолютизма во Франции способствовала расцвету такой отрасли речевого мастерства и речевых стандартов, как придворный этикет, получивший распространение преимущественно в аристократическом обществе, в ХУ111 в. он был позаимствован российским императорским двором, распространился не только в придворных кругах и довольно строго соблюдался вплоть до падения монархии.

Франция может считаться наиболее ярким продолжателем античности в мастерстве политического красноречия, при чем в трех его вариантах:

А0 красноречие, рожденное на баррикадах Великой французской революции (конец ХУ111 века);

Б) парламентское красноречие, сложившееся в Национальном собрании в Х1Х веке;

В) дипломатическое общение.

В двух последних областях с Францией небезуспешно соперничала Великобритания.

Исследователи истории французской риторики выделяют следующие этапы – периоды доминирующего красноречия:

До ХУ века риторика в основном схоластическая, с ХУ1 века – гуманистическая, в ХУ11 в. – реформистская.

Признаки схоластического периода: стиль становится законом, в основе обучения высокий, средний и низкий стили; влияние этого этапа риторических правил отчетливо отразилась в русской практике общения ХУ111 века.

Гуманистическая риторика связана с эпохой Возрождения, её центром становится Дворцовая академия, составляется Французская риторика для короля Генриха Ш, вводится королевское красноречие. Риторика стимулирует разработку грамматики и лите5ратурной нормы языка, всего того, что мы в ХХ в. называем культурой речи. Вводится «инсценирование речи», растёт внимание к дикции, произношению, интонации.

Реформистская риторика становится наиболее влиятельной сферой гуманитарного знания, под её влиянием издаются книги, которые широко используются: например, «Источники французского красноречия» Шабанеля, «Красноречие для обучения дамы высшего света». Идут дискуссии по риторике, создаются салоны и частные академии. Идет борьба с плебейским стилем, отвергаются диалекты и жаргоны, иноязычные заимствования, даже научная (латинизированная) речь.

Риторика энциклопедическая и натуралистская – время эмансипации ума, быстрого развития интеллектуального потенциала нации. Укрепляется фактор логики, растет авторитет Аристотеля, господствует античная формула «искусство мыслить – искусство говорить – искусство писать».

Далее, на рубеже ХУ111-Х1Х вв., наступает период кризиса, утраты авторитета риторики, её критики с позиций как научных, так и нравственных. Причины этого надо искать как в социальной сфере, так и в самой риторической практике. Но эти причины будут рассмотрены на примере России, а не Франции, поскольку в России кризис происходил и в более острых формах и продолжительнее.

Риторика в России.

Современная наука располагает небольшим, но достаточным количеством источников для изучения древнерусского риторического идеала, в основном памятники слова Х1-Х11 вв. и начала Х111 века. Это и фольклорные материалы и произведения художественной литературы, в первую очередь – «слово о полку Игореве», наконец, летописи.

Эти образцы позволяют говорить об устойчивости традиций, отблески которых ощущаются и в настоящее время, несмотря на трехвековую утрату независимости Руси и невосполнимую задержку культурного развития.

Основные черты древней русской риторики таковы:

1. Оратор, как правило, лицо известное, облеченное доверием народа: церковный деятель, князь, воевода. Нередко он как бы уходит в тень, остается безымянным. Эмоции оратора управляются верой, убеждениями. Компетенция, знания ценятся превыше всего, как и язык – яркий, цветистый, «украшенный», не лишенный оригинальности.

2. Оратор всегда выражает твердую позицию – это преимущественно государственные интересы, забота о церкви, народе. В речах почти всегда содержится поучение или призыв, нравственные установки, преобладает положительный пример; критика вводится в виде сожаления или даже плача

3. Оратор отстаивает истину, свое понимание справедливости; споры, полемика встречаются нечасто.

4. Огромное внимание уделяется этике общения: прослеживается высокое уважение к человеку, выступающему с речью. По мнению народа, оратор должен высоко нести свое слово, не обращаться с речью к любому, а лишь к авторитетной аудитории. Само обращение с речью выражает уважение говорящего к слушателям. В свою очередь, народ выражает уважение не только к личности оратора, но и к самому слову, мудрому и красивому.

5. Оратор тщательно готовится к выступлению: сам факт сохранения речей, их многократного копирования свидетельствует об их ценности. Можно, разумеется, предположить, что выступления низкой культуры, не отличающиеся высоким качеством, до нас не дошли. Но если так, то можно предположить, что в среде образованных речей – хранителей рукописей – уровень требований был высок.

6. Композиция речей, посланий, поучений отличается четкостью, ясностью. Вот митрополит Илларион выступает с речью при дворе Ярослава Мудрого («Слово о законе и Благодати»), он прославляет великого князя Владимира и землю русскую, о которой знают и слышат во всех концах земли. «встань, о честная глава из гроба своего! (….) Посмотри на внуков своих и правнуков (…) Посмотри на город, иконами святых освящаемый! (…) Возрадуйся и возвеселись и восхвали Бога!». Пафос речи митрополита – в призыве к единству Руси, укреплению княжеской власти, утверждению самостоятельности и государства, и Церкви.

Речь щедро украшена обращениями, восклицаниями, антитезами, параллелизмами и другими фигурами. Она богата иносказаниями, аллегорична. Мысль ясна, ничего лишнего, высоко чувство меры. По мысли оратора, единение произойдет не только через силу государства, но и через язык, через христианское мировоззрение. Так прославлялась прекрасная земля русская.

7. В речах древних ораторов подкупает доброта, кротость и смирение, благодарность, восторг перед красотой мира, вера вы божественную природу мудрого и прекрасного слова, в силу и действенность красноречия, отмечается высокое уважение к книжной мудрости.

Ораторские произведения Древней Руси очень тесно связаны с фольклором и литературой. Они как бы вырастают из одного источника. «Слово о полку Игореве» создавалось для устного исполнения. Как и другие произведения героического эпоса, оно изобилует обращениями, как бы разговором со слушателями. Даже в Х111 – Х1У вв. литературные произведения ещё сохраняли устно-речевую традицию: «Слово о погибели Русской земли», «Житие Сергия Радонежского».

В более поздние времена возникли новые формы: повести, «хожения», полемическая переписка, похвальные слова. Огромный интерес представляет переписка воеводы князя Андрея Курбского с царем Московским Иоанном Грозным (60-ые гг. ХУ1 века) – страстные, обличительные письма, дающие основание судить о речевом мастерстве автора. А также письма и записки («Житие») протопопа Аввакума, идеолога раскола.

Язык Аввакума необыкновенно высоко ценил В.В. Виноградов, крупнейший лингвист ХХ в. и тонкий знаток развития русской стилистики.

В ХУ11 – ХУ111 вв. были созданы десятки риторических курсов. Если до ХУ111 в. авторами риторик были церковные деятели, то, начиная с Ломоносова ею занимаются светские авторы – филологи, писатели, государственные деятели.

Подлинный расцвет и всеобщее признание риторики в России началось с выхода в 1747 г. «Краткого руководства к красноречию». Этот труд М.В. Ломоносова сразу получил признание, несколько раз переиздавался при жизни автора. Его риторика обращена, прежде всего, к античному миру – Сократу, Платону, Аристотелю, она имеет философские обоснования. В ней рассматриваются педагогические проблемы: о природных дарованиях тех лиц, которые отбираются для риторического обучения, решается вопрос об интуиции и правилах, о корнях ораторского мастерства. Функцию убеждения М.В. Ломоносов дает в смягчённом варианте: «красно говорить и писать и тем склонять других к своему мнению». Предметом науки риторики автор считает не только ораторию, но и поэзию, допускает подражание и постоянное упражнение, призывает учиться на опыте прославленных художников, превозносит мастерство Цицерона, речи которого казались божественными, ибо были выше сил человеческих.

Он отстаивал научную истину в речах, разрабатывал каналы инвенции – изобретения (оно должно касаться настоящего и прошедшего), учил находить главное в содержании и выделять его. М.В. Ломоносов советовал, во-первых, в совершенстве знать предмет своей речи, во-вторых, уметь сказать о нем, передать другим свое знание, т.е. построить свою речь так, чтобы слушатель понял и принял. Заслуга М.В. Ломоносова и в том, что он впервые построил риторическую систему на основе русского языка – его лексики, фразеологии, синтаксиса и предназначил свой труд для светского образования, что получило живой отклик как в среде молодых людей, стремившихся к культуре, так, впрочем, и среди светских петиметров, жаждавших блеснуть метким, образным словом на раутах. К концу ХУ111 в. речевое мастерство ценилось весьма высоко не только в ораторстве, но и в светском общении, в университетах, спорах и полемике, в среде военных. Риторика преподавалась во всех гимназиях, лицеях, в форме частных уроков. Тогда высоко ценились учебники А.И. Галича, М.М. Сперанского (видного реформатора в царствование Александра 1), а также общая и частная риторики Н.Ф. Кошанского, профессора Царскосельского лицея, одного из учителе5й юного Пушкина.

В Х1Х веке начался затяжной кризис риторики. Одним из фактов этого кризиса, сыгравших свою роль и в российской словесности, было распространение романтизма. В условиях отказа от классицизма увлекла борьба против «благородного стиля», против перечней рецептов, чем представлялась риторика с точки зрения свободы художника. У термина риторика появляется второе, крайне пренебрежительное значение – «внешне украшенное пустословие».

И все же в России кризис риторики начался не с языковых, а с нравственн0-педагогических проблем. В 1844 г. В.Г. Белинский в рецензии на «общую р е торику» Н. Кошанского писал, что «риторика есть наука красно писать о том, чего не знаешь», стоит только отвечать на вопросы «кто? что? где? когда?». Удивительная школа фразерства! И потому, когда прочтут драму, в которой оболгано человеческое сердце, говорят: «Риторика!» (Белинский В.Г. Соч. – т. 8 – с. 512). Подобная критика, к тому же идущая из прогрессивных кругов, постепенно привела к тому, что во второй половине Х1Х в. реже издавались книги по риторике, она исчезла из планов многих учебных заведений. При чем школы не отказывались от её содержательных материалов, от многих приёмов, таких, как работа над темой, композицией сочинений, тропы и стилистические фигуры, но употребляет их под другими названиями: развитие речи учащихся, стилистические упражнения, теория словесности, культура речи, поэтика.

Но отказ от единой школьной риторики не привёл к упадку её частных ветвей. Так, демократические реформы судебного дела привели к расцвету судебного красноречия. Заметен подъем академического мастерства.

Непродолжительный взлет интереса к риторике наблюдался в 20-летие «Серебряного века» русской культуры. Но вскоре после 1917 года власти поддержали лишь одно направление выразительного убедительного слова - мастерство агитатора и пропагандиста, его политический аспект.

Некоторые функции риторики взяли на себя старые и новые отрасли языкознания, культура речи стала отраслью языкознания. Риторика как самостоятельный предмет с 20-х по 80-ые гг. ХХ в. сохранилась лишь в некоторых университетах (МГУ, Тбилисском), на факультетах классической филологии, в духовных академиях. Прошло несколько поколений учителей – словесников, не изучавших риторики.

Игнорирование систематического, целостного предмета «риторика» привело к заметному упадку речевых умений в самых разнообразных сферах общения. Изучение языкознания теряло полноту, ибо в центре внимания оказывалась лишь структура языка, а не его жизнь в речевой деятельности человека.

Следует отметить, что в большинстве развитых стран мира кризисные явления не привели к гонениям на риторику, в тех или иных вариантах она преподавалась в образовательных системах США, Великобритании, Германии, Франции, других странах Европы.

В середине ХХ в. начинается ренессанс риторики, подымается новая волна интереса к ней. В России это конец 70-х годов, во Франции – на 30 лет раньше. Сила этой волны определялась тем, что интерес к забытой науке возник и разгорелся в молодежной среде. Не менее важно и то, что в научной среде даже в самые трудные годы мысль не угасала. Традиции высокой культуры, несомненно, стали одним из важнейших факторов пробуждения интереса к риторике среди аспирантов, преподавателей; возникла тревожность молодых об утраченных ценностях, росло влечение к ретро, к античной культуре, к «гонимыми» областям знания.

В качестве важной причины возрождения риторики нередко называют возрождение демократии в России в конце 80-х годов и в 90-е годы ХХ века. Парламентские дебаты, возросшая свобода прессы, первые попытки создания целостного юридического пространства, плюрализм в образовании – всё это вызвало у многих недоумении: почему мы, имея среднее и даже высшее образование, не умеем ясно и толково, образно выразить свою мысль? Почему сама мысль туманна? Откуда пришло наше косноязычие, некоммуникабельность? Почему наши юридические документы так усложнены, что в них невозможно разобраться?

Есть еще один фактор возрождения риторики: это падение интереса у молодежи к изучению сухих, в чем-то формальных, курсов языка, сложных, изобилующих исключениями правил орфографии. Усилилась тяга к широким, многогранным курсам словесности, к общественно-значимым умениям.

В силу изложенных причин все большее значение приобретает разработка и изучение неориторики.

Далее в лекциях будут раскрыты некоторые категории неориторики, показаны ее основные достижения. Это поможет нам эффективнее совершенствовать необходимые современному специалисту риторические умения.

Сущность современного красноречия

К концу ХХ в. человек уже слишком многое увидел, прожил и пережил, чтобы его представления о прекрасной речи, т.е. риторический идеал, остался прежним, неизменным.

Идеальной, прекрасной вряд ли может в наше время считаться речь всего лишь «словесно красивая», а тем более чрезмерно украшенная. Напротив, украшательство воспринимается сейчас нередко как признак лживости, цветистость – как покров, скрывающий нечто низменное. Это лишь настораживает, рождает недоверие, отталкивает.

Красота речи в наши дни во многом сродни красоте любого предмета обихода – это прежде всего функциональность, соответствие своей основной задаче. Чем лучше и полнее речь осуществляет цель говорящего – привлекает внимание слушающего, пробуждает в последнем именно та мысли и эмоции, тот отклик, который так нужен оратору или собеседнику, - тем она совершенней.

Красота речи, как мы уже говорили, - это также стройность ее мыслительного каркаса, смысловая насыщенность и глубина. Замечательный преподаватель риторики, автор одного из популярнейших учебников, Н.Ф. Кошанский писал: «Грамматика занимается только словами; Реторика преимущественно мыслями».

Риторика, особенно современная, - это прежде всего школа мысли, а затем уже школа слова. Простота и сила, присущие ораторским образцам античной классики, приобретают сегодня особое значение. Современная речь – это некая «литературная геометрия», результат усиленной мыслительной работы, это соразмерное здание, логически выстроенное из четких смыслов точно употребленных слов.

Вот что пишет о прекрасной речи А.Ф. Лосев: «Да! Какой я был любитель докладов, речей, споров и вообще разговоров! Слова! Да, не с меланхолией, не по-гамлетовски я скажу: «Слова, слова, слова!». Слова всегда были для меня глубоким, страстным, завораживающе-мудрым и талантливым делом. Как мало людей, которые любят и умеют талантливо говорить! И кА я искал, кА я любил, как я боготворил этих людей! Боже мой, что это за чудесный дар – уметь говорить и уметь слушать, кгода говорят!. В молодости при звуках талантливой речи я чувствовал, как утончается серебрится и играет моя мысль, как мозг перестраивается у меня наподобие драгоценного и тончайшего музыкального инструмента, как дух мой начинал носиться по безбрежной и бледной зелёности мысленного моря, на котором вспененная мудрость ласкает и дразнит тебя своими багряными, алыми всплесками» («Жизнь» СПб, 1993).

Обратим внимание и на то, что «чудный дар» талантливой речи понимается Лосевым как единое, целостное умение человека не только говорить самому, но и уметь слушать, когда говорят. Это очень важно, ведь только таким образом становится возможным и реально осуществимым подлинный диалог между людьми. А значит, возникают и предпосылки взаимопонимания между ними.

Итак, вот, что такое прекрасная, образцовая речь для человека, стоящего на пороге ХХ1 века: это целесообразность, смысл и добро, в триединстве выраженные в слове и в совокупности составляющие риторический идеал современности.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: